Международная научная конференция
«Теории и практики искусства и дизайна: социокультурные, экономические и политические контексты» 10 — 12 апреля 2019

Сара Уилсон
Профессор, Институт искусства Курто, Великобритания
Культура и эмиграция, массы и власть

10 апреля, Школа дизайна НИУ ВШЭ
Регистрация: https://hse-design.timepad.ru/event/938134/

В расцвете и угасании Парижской школы можно усмотреть предостережение, относящееся к состоянию современных искусства и культуры сегодня, в период экономического упадка и «истощения сил». Французский модернизм в середине ХХ столетия почти всецело зависел от демографических изменений и тенденций на рынках труда вследствие потерь, понесенных в ходе Первой мировой войны, и притока рабочей силы из СССР и Центральной Европы. Космополитическая интеллектуальная и эстетическая жизнь была лишь побочным явлением, сопровождавшим формирование новых обществ, в том числе русских (белых и красных), объединенных общей культурой и республиканскими иделами свободы, равенства и братства. В эту космполитичную среду проникали как буржуазные тенденции, так и международные коммунистические движения, а также антисемитизм, и все они накладывали свой отпечаток на споры об искусстве. О «массах» писали многие — от Гюстава Лебона и Жоржа Сореля до унанимиста Жюля Ромена, а кубисты и футуристы изображали их на своих картинах. После 1933 года эмигранты, например, Вилли Мюнценберг из Германии, Николай Бердяев или Илья Эренбург из СССР, присоединились к дискуссии о достоинствах и недостатках коммунизма и его непосредственной связи с экономикой, капитализмом и антикапитализмом. Идеологические течения оставляли след в элитарном искусстве и популярной культуре. В 1940 году в Лондоне вышла книга Сергея Чахотина «Насилие над массами путем политической пропаганды» (Париж, 1939) с подзаголовком «Психология тоталитарной пропаганды». В России она впервые была издана в 2016 году.

Сегодня мы отошли от политической теории panem et circenses — предполагающей, что массы будут довольны, если дать им хлеб и зрелища, — к опасностям культуры, которую привлекают яркие образы, и политики, которая строится на алгоритмах. Со стен пропаганда перекочевала в телефоны. Проблема «интеллектуального насилия» по-прежнему актуальна. Послевоенные теоретики, писавшие о феномене толпы, например, Элиас Канетти («Масса и власть»), столкнулись с фашизмом на личном опыте. Современные художники пытаются затрагивать схожие проблемы. Живя в эмиграции в Нью-Йорке, Евгений Фикс высмеивает направленные против Советского Союза стратегии холодной войны, намекая на сегодняшние взаимоотношения и конфликты. Кочуя между Варшавой и Лондоном, Марчин Дудек или Ева Аксельрад высказываются о массах, власти и подъеме правых настроений.
Что ждет нас в 2019-м?

О Высшей школе экономики

40 300
студентов и аспирантов
7 000
преподавателей и исследователей
245
программ высшего образования

Школа дизайна — подразделение одного из ведущих российских университетов — Высшей школы экономики, которая входит в 35 лучших молодых университетов мира (QS), состоит в большинстве авторитетных международных образовательных рейтингов (QS, THE, ARWU, U.S. News Best Global Universities Subject). Вышка — это не только гигантская научная лаборатория, но и представительная экспертная площадка: сотрудники ВШЭ принимают активное участие в ключевых экспертных дискуссиях, входят в состав многих коллегиальных и совещательных органов при президенте и правительстве России, являются лидерами мнений по важнейшим вопросам в сфере образования, социальной политики, здравоохранения, демографии, рынка труда, транспорта, государственного управления, технологического развития.