Видеоарт в эпоху видеоблогов

В серии коротких рецензий Виталий Гачковский, студент 1 курса направления «Дизайн и программирование», рассмотрел несколько произведений видеоарта, которые пытаются ответить на вопрос, как человек меняется в эпоху интернета.

Попытайтесь вспомнить мир, в котором люди с разных материков не были соединены в одно огромное общество, связанное невероятным количеством гиперссылок. Мир, в котором нельзя было каждую секунду делиться мыслями с миллионами пользователей или хотя бы сотней друзей. Мир, в котором невозможно было отделиться от своего физического и социального тела и создать неограниченное количество персон*. Если вы тоже относитесь к поколению Z, скорее всего воспоминания об этом времени вы можете пересчитать по пальцам.

В 1997 году был основан сайт Six Degrees — первая в истории социальная сеть. Это событие можно считать выходом человека в открытое пространство нового, неоматериального мира**.

Конечно, люди и раньше пользовались электронными базами данных, отправляли письма и читали сайты, но Six Degrees позволил человеку создать цифровую персону и почти буквально оказаться в диджитальном мире. Если говорить метафорично, до этого мы исследовали Интернет с помощью зондов, а теперь самостоятельно ступили на его поверхность. Следующий этап — снять скафандр.

Хотя и этот скафандр не может полностью защитить нас от воздействия диджитала. Тема изменения человека в эпоху Интернета уже давно не нова, но это не делает ее менее актуальной. Должны ли мы противостоять цифровому миру? Можем ли мы это делать? Как он меняет наше восприятие самих себя?

В серии коротких рецензий*** мы рассмотрим несколько произведений видеоарта, созданных в период социальных сетей, которые пытаются ответить на эти и другие вопросы.

*Под персоной в данном случае подразумевается архетип Карла Юнга: это образ, который мы принимаем, чтобы адаптироваться в обществе.

**«Неоматериальное» — это концепция Кристианы Пол, описываемая ей в статье «От нематериальности к неоматериальности: искусство и условия цифровой вещественности» (2015). Этим термином автор заменяет слова «постцифровой» и «постинтернетный», используемые для описания культурных и эстетических практик XXI века, поскольку приставка «пост» означает завершенность предыдущего периода, а вторжение диджитала в нашу жизнь — далеко не законченный процесс.

*** Серия будет дополняться. Следите за обновлениями.

Неигровой фильм об Эркки Куренниеми — финском пионере цифрового искусства, электронной музыки и робототехники. Художник долгое время собирал мультимедийный архив своей жизни: он верил, что к 2048 году квантовый компьютер сможет воссоздать его по этому архиву и подарить ему новую жизнь в цифровом мире.

Цифровой ассамбляж Петры Котрайт, исследующий медиум социальных сетей и противостояние ему. Художница берет жанр вебкам-моделинга и переворачивает его. Человек нажимает на видео, ожидая увидеть эротическую сцену, а видит произведение видеоарта.