«Перформанс как исследование социального»

Лаборатория объединяет теоретиков и практиков перфоманса, просветительские лекции, семинары, круглые столы, дискуссии и практику перфоманса в стенах Школы дизайна и на внешних площадках.

Performance studies пользуются методами антропологии и этнологии, эстетики, истории искусства, гендерных исследований, религиоведения, театроведения и др. Перформанс с успехом изучается компаративистски, для чего рассматриваются и сравниваются
перформансы народов Азии, Африки, Европы, Карибских островов, Австралии и Океании. В сравнительном ключе можно также изучать, как могли выглядеть древние/первобытные перформансы или как шаманистские практики связаны с современными исполнительскими искусствами и перформативными событиями вроде фестиваля «Burning Man» или флешмобов.

Как разные люди «исполняют» (perform) свою
профессиональную, гендерную, этническую и прочую идентичность в повседневной жизни и массмедиа? Как, с какими ролями, разыгрываются перформансы моды? Эти и другие вопросы помогут организовать диалог аспирантов с современными философами, антропологами, художниками и дизайнерами.

Лаборатория функционирует в формате лекций, исследовательских семинаров, тьюторских и практических занятий: обучающий цикл лекций с участием преподавателей Школы дизайна и приглашенными спикерами исследовательский семинар с докладами самих аспирантов и обсуждением тьюторские занятия с научным руководителем практические занятия с созданием композиции и партитуры перформанса («живого», медийного), воплощением и показом итогов работы.

Ключевые темы лекций и семинаров

  • Теория перфоманса. Что такое перформанс? Как его анализировать и интерпретировать? Какие перформативные практики существуют?
  • История перформанса. Каким образом перформанс и его критика использовались в разные исторческие периоды и для каких целей? Как современные исследователи работают с архивными материалами, памятью о прошлом? Какую роль играет перформанс в постколониальном мире, в эпоху постмодерна, «постгендера» и «постправды»?
  • Перформанс в городе. Важнейшую роль в перформансе играют место, пространство, локация, и город — главная из этих локаций. Как городское пространство «исполняется» его участниками, будь-то оперные артисты или скейтбордеры? Как осуществляется публичный спектакль социальных отношений?
  • Перформанс в повседневной жизни. Кроме перформансов в театральном и прототеатральном пространстве, перформансы происходят и в быту. Каждодневные ритуалы могут казаться прозаическими, но они не менее важные для человеческой экзистенции.
  • Перформанс и мода. Дефиле как вид перформанса. Реклама брендов и модные шоу. Performance studies и Celebrity studies. Перформансы власти. Как власть, в том числе политическая, «исполняется» в разных перформансах — избирательных компаниях, митингах, контроле за медийной сферой и пр.? Как перформанс может помочь политическому диалогу и разрешению социальных конфликтов?
  • Гендер и перформанс. Как сексуальность и гендер «исполнялись» и «исполняются» в разные эпохи человеческой истории и человеческой жизни? Какие практики это предполагает?
  • Теории движения и танца. Танец и танцперформанс — важные исполнительские, или перформативные искусства. Они включают отношнеия с пространством и ритуалом, телесные и энергетические параметры. Анализ движения, принятый в теории танца, может пролить свет на межличностные и социальные отношения
  • Перформанс и технонаука. Какое место в перформансе занимают технологии и технические устройства? Что такое наукоемкий перформанс? Как перформнас может происходит во внетеатральном контексте (например, научной лаборатории)?
  • Перформанс и медиа. Как разные социальные феномены (национальность, гендер, сексуальность, социиэкономический класс) «исполняются на телевидении и других массмедиа? Как это «исполнение» меняется с выходом в Облако?

Цикл лекций в Электротеатре Станиславский

Кураторы цикла:

Ирина Сироткина
 — исследователь танца, перформанса и двигательной культуры, автор книг «Свободное движение и пластический танец в России», «Шестое чувство авангарда: танец, движение и кинестезия в жизни поэтов и художников», преподаватель авторских курсов «Мода и перформанс», «Танец и двигательная культура в истории и современности».

Людмила Алябьева — академический директор Аспирантской школы по искусству и дизайну НИУ ВШЭ, руководитель магистерской программы «Индустрия моды: теории и практики» в Московской высшей школе социальных и экономических наук, шеф-редактор журнала «Теория моды: одежда, тело, культура».

Кристина Матвиенко — театральный критик, театровед, куратор «Школы современного зрителя и слушателя» Электротеатра Станиславский.

13/11/19

«Комфорт и дискомфорт на городских улицах, fashion in motion, фетиш, танец, боль и удовольствие»

23/10/19

Круглый стол «Перформативные практики и производство политического» и перформанс «Лаборатория действующей конституции»

О Высшей школе экономики

40 300
студентов и аспирантов
7 000
преподавателей и исследователей
245
программ высшего образования

Школа дизайна — подразделение одного из ведущих российских университетов — Высшей школы экономики, которая входит в 40 лучших молодых университетов мира (QS), состоит в большинстве авторитетных международных образовательных рейтингов (QS, THE, ARWU, U.S. News Best Global Universities Subject). Вышка — это не только гигантская научная лаборатория, но и представительная экспертная площадка: сотрудники ВШЭ принимают активное участие в ключевых экспертных дискуссиях, входят в состав многих коллегиальных и совещательных органов при президенте и правительстве России, являются лидерами мнений по важнейшим вопросам в сфере образования, социальной политики, здравоохранения, демографии, рынка труда, транспорта, государственного управления, технологического развития.