Игорь Шулинский: «Мы учимся дизайну идей»

Студенческая редакция публикует серию студенческих эссе о фильме Гаспара Ноэ «Необратимость» с комментарием куратора.

Студенты 1 курса направления «Медиа и дизайн» и «Современное искусство» в рамках курса Игоря Шулинского в третьем модуле осваивают аналитические, публицистические и художественные жанры журналистики. Студенческая редакция публикует лучшие работы в жанре эссе.

журналист, писатель, преподаватель профиля «Медиа и дизайн» в Школе дизайна, в прошлом — главный редактор журналов «Птюч» и Timeout, автор многочисленных статей о современной культуре, совладелец маркетингового агенства Ptuch sound system

Комментарий куратора

Когда мы учимся писать эссе, мы учимся строить и оформлять мысль, по сути — дизайну идей. Выделять главное и отметать второстепенное, вот главная наша задача для тех, кто создает медиа-контент.

Мы взяли для препарирования достаточно старый фильм Гаспара Ноэ, потому что он и собственной структурой демонстрирует, насколько важно правильное построение идей для передачи смысла. Мне очень приятно, что современные студенты, работая над эссе, стали взрослее.

Они уже не говорят о героях, кто из них лучше или хуже, они фокусируются на смыслах. Это самое важное. Студент приходит учиться в университет после школы, наученный советскими еще педагогами, которые разбирали образ Татьяны в «Евгении Онегине». Эта школа опирается на личные местоимения, будь то «я» или «мы». Сейчас же требуется анализ.

Оценка, какой бы тональности она не была, проигрывает передачи сути. Я отобрал для публикации те эссе, в которых авторы уже выросли над школьными оценками. Здесь есть как поэтические, так и более академические работы. Это закономерно: у нас не филологический вуз, а творческий. Мы учим писать эссе, репортаж, интервью, не для того, чтобы вырастить филологов или кинокритиков, мы учим входить в логику жанра, понимать и передавать смыслы. Поэтому поэтический или академический путь выбрал студент, это было не так существенно, оценивалось, в первую очередь, умение убедительно выстроить логику высказывания.

Эссе

14 февраля 2020
«Сцены насилия составляют меньшую часть киноленты: всего 2 из 13 смонтированных в обратном порядке эпизодов. Без них вряд ли бы картина получила такую сандальную известность. Да и Гаспар Ноэ не был бы собой, если бы не включил в фильм элемент провокации»
15 февраля 2020
«Такого не может быть на самом деле», — скажут многие. Это в какой-то степени правда. Приглядитесь к деталям. Плакаты, постеры, книги, кричат : «Очнись, это жизнь, сумасшедший трип!»
17 февраля 2020
«Фильм Гаспара Ноэ „Необратимость“ присутствует и узкая критика французского общества нулевых, и широкий разбор общечеловеческих моральных вопросов. Наркотики, необдуманное отношение к себе и жизни, животное поведение, агрессия, причины и следствия этих явлений. Основной месседж: если вы, герои, живете так, не удивляйтесь итогу»