Международная научная конференция
«Теории и практики искусства и дизайна: социокультурные, экономические и политические контексты» 8 — 10 апреля 2020

Доктор Лаура Белофф (Финляндия) — художник и ученый с мировым именем. Участвовала во множестве международных проектов, в том числе исследовательских и творческих, и в создании комиссий на международных конференциях, выступала редактором международных изданий, рецензентом и оппонентом диссертационных работ, проводила исследования в других странах (из последних исследовательских командировок — поездка в Университет Тренто в 2018 году, в Шанхайский институт изобразительных искусств в 2017 году и в Национальный автономный университет Мексики в 2015 году) и занимала различные должности за границей, участвовала в конференциях за рубежом в качестве приглашенного докладчика, выступала как эксперт по отбору научных исследований, финансируемых Европейской комиссией, а также эксперт фондовых организаций, которые финансируют творческие и научные проекты, в том числе в Австрии, Норвегии, Ирландии и Финляндии.

Исследования Лауры Белофф ориентированы на практику, а их предмет располагается на стыке искусства, науки и технологий. Результаты ее исследований представлены в публикациях и творческих работах, в экспериментальных произведениях, инсталляциях, и научных трудах. Лауру часто приглашают на различные мероприятия, посвященные искусству и науке, читать лекции о ее творческих исследовательских инициативах. Она активно выступает за развитие диалога между искусством и наукой. Как художник и исследователь Лаура Белофф была удостоена множества наград и грантов финских, скандинавских и европейских фондовых организаций. В 2002–2006 гг. была профессором Национальной академии искусств Осло, в 2009–2011 гг. — приглашенным профессором Венского университете прикладных искусств, а в 2007–2011 гг. работала по престижному пятилетнему творческому гранту, который получила от финского правительства. В 2012–2019 гг. — адъюнкт-профессор Копенгагенского университета информационных технологий, где она в 2012–2017 гг. также руководила подразделением, а в 2012–2019 гг. — подготовкой аспирантов. С осени 2019 года и по настоящее время — адъюнкт-профессор Университета Аалто (Института искусств).


О растениях, биохимии и клещах

Доклад Лауры состоит из трех частей, в которых представлены три ее последние творческие работы. Все они подпадают под концепцию микроперформативности, в определении которой Хаузер и Штрекер (Hauser, Strecker 2019) делают акцент на микроуровне нечеловеческой биологической и технологической активности. Каждая работа — попытка в художественной форме осмыслить различные аспекты перформативности. В первой части Лаура расскажет о проекте «Проверка слуха», биоакустическом эксперименте. Предметом эксперимента стали высокочастотные щелкающие звуки, издаваемые кончиками корней разных растений. Ученые-биологи выявили этот феномен, однако объяснить его пока не удалось. Эта загадка вызвала множество предположений и послужила стимулом как к экспериментальным подходам, так и к дискуссии об интеллекте растений, признаками которого является способность конкретных видов издавать и улавливать специфические звуки. Эксперимент привел Лауру к размышлениям не столько о том, что означают эти щелкающие звуки, сколько о том, что такое слух вообще. Вторая работа, «Простейшие клетки», строилась на наблюдении над микроскопическими капельками в чашке Петри. Поведение жидкости рассматривалось через призму технологий и искусства. Отправной точкой этой работы стал тот факт, что жидкое состояние вещества олицетворяет жизнь, жидкости играют ключевую роль в окружающем мире. С одной стороны, в лабораторных условиях мы пытаемся контролировать движение микроскопических частиц жидкости, с другой — дожди, наводнения, таяние льда, которые мы наблюдаем на нашей планете, ставят перед нами свои задачи. В своем известном романе о капитане Немо, созданном в 1870-х годах, Жюль Верн описывает подводную лодку «Наутилус» и окружающую ее изменчивую среду — море. Как «Наутилус» был частью этой динамичной среды, так и изучаемая исследователями протоклетка состоит в динамичных отношениях с окружающей средой. Сегодня в области исследований протоклеток ставится вопрос: как на Земле зародилась жизнь? С этим вопросом связан и другой, не менее интересный: что есть жизнь?

В последней части доклада Лаура расскажет о проекте, над которым она работает сейчас (TickAct). В рамках этого творческого исследовательского проекта она совместной с Кирой О’Рейли изучает клещей — беспозвоночные организмы, число которых в эпоху климатических изменений неуклонно растет. Цель проекта — исследовать взаимосвязи между человеком и другими организмами, особенно микроуровень этих взаимосвязей, который мы рассматриваем, когда речь идет о таких насекомых, как клещи, и переносимой ими заразе. Авторов проекта интересует, прежде всего, как эти «питомцы» стали проводниками и олицетворением взаимоотношений человека с естественной средой, неразрывно связанной со здоровьем.

О Высшей школе экономики

40 300
студентов и аспирантов
7 000
преподавателей и исследователей
245
программ высшего образования

Школа дизайна — подразделение одного из ведущих российских университетов — Высшей школы экономики, которая входит в 35 лучших молодых университетов мира и является лучшим российским вузом в категории Art&Design (QS), состоит в большинстве авторитетных международных образовательных рейтингов (QS, THE, ARWU, U.S. News Best Global Universities Subject). Вышка — это не только гигантская научная лаборатория, но и представительная экспертная площадка: сотрудники ВШЭ принимают активное участие в ключевых экспертных дискуссиях, входят в состав многих коллегиальных и совещательных органов при президенте и правительстве России, являются лидерами мнений по важнейшим вопросам в сфере образования, социальной политики, здравоохранения, демографии, рынка труда, транспорта, государственного управления, технологического развития.