Международная научная конференция
«Теории и практики искусства и дизайна: социокультурные, экономические и политические контексты» 8 — 10 апреля 2020

Маркета Улирова — искусствовед и куратор, исследующий практики демонстрации, репрезентации и посредничества в сфере моды и дизайна одежды, особенно на экране. Является одним из основателей и руководителем фестиваля «Мода в кино» (Fashion in Film Festival), преподает теорию моды, кино и визуальности в Центральном колледже искусства и дизайна имени святого Мартина при Лондонском университете искусств.

Ее программы, посвященные кино, проходили в ведущих музеях и культурных организациях, таких, как галерея Тейт Модерн, Барбикан, Палаццо Грасси, Датский институт кино и Музей кинематографа в Нью-Йорке. Не так давно вместе с Ролло Смоллкомом она создала фильм «Ад, которого мы не видели» (The Inferno Unseen, 2017) — новую версию фильма Анри-Жоржа Клузо «Ад», съемки которого режиссер в 1964 году не довел до конца. В новой версии использованы материалы Клузо; показы до сих пор проводятся в разных странах. Кроме того, Маркета — редактор серии книг Fashion in Film («Мода в кино»), среди которых: «Убийственный взгляд: кинематографические образы моды, криминала и насилия» (If Looks Could Kill: Cinema’s Images of Fashion, Crime and Violence, 2008), а также удостоенная различных наград книга «Райские птицы: костюм как кинематографическое зрелище» (Costume as Cinematic Spectacle, 2013). Регулярно выступает в организациях, связанных с кино и искусством в целом, таких, как кинотеатр BFI Southbank, Институт современного искусства и Музей кинематографа в Нью-Йорке. Автор статей для журналов Fashion Theory («Теория моды»), Screen («Экран»), Art Monthly (ежемесячник «Искусство»), Aperture («Апертура»), AnOther («Другой»), Notebook («Записные книжки») и других.

Хореография взгляда

Взгляд сочетает в себе процесс смотрения и наслаждение, знание, желание, дисциплину, власть. Но кто является субъектом взгляда, когда речь идет об образах моды, и что это за взгляд? Тема этого доклада — фэшн-фильмы начала ХХ века, снятые на таких киностудиях, как «Пате», «Гомон» или британская кинокомпания Чарльза Урбана. Основная идея заключается в том, что такие фильмы подразумевали не одну, а множество точек зрения, предлагая зрителям разные типы визуального наслаждения, причем эротический «мужской взгляд» часто подчеркнуто отодвигался на второй план. Целевой аудиторией таких фильмов были, несомненно, женщины; иногда женщины работали и над их монтажом. Снимались в них в основном женщины, и женщины же составляли большую часть их зрительской аудитории — об этом постоянно напоминали не только дискуссии, сопровождавшие выход фильмов, но и особая «хореография» взгляда, им свойственная.

О Высшей школе экономики

40 300
студентов и аспирантов
7 000
преподавателей и исследователей
245
программ высшего образования

Школа дизайна — подразделение одного из ведущих российских университетов — Высшей школы экономики, которая входит в 35 лучших молодых университетов мира и является лучшим российским вузом в категории Art&Design (QS), состоит в большинстве авторитетных международных образовательных рейтингов (QS, THE, ARWU, U.S. News Best Global Universities Subject). Вышка — это не только гигантская научная лаборатория, но и представительная экспертная площадка: сотрудники ВШЭ принимают активное участие в ключевых экспертных дискуссиях, входят в состав многих коллегиальных и совещательных органов при президенте и правительстве России, являются лидерами мнений по важнейшим вопросам в сфере образования, социальной политики, здравоохранения, демографии, рынка труда, транспорта, государственного управления, технологического развития.