Международная научная конференция
«Теории и практики искусства и дизайна: социокультурные, экономические и политические контексты» 8 — 10 апреля 2020

Робин Шульденфрай — старший преподаватель Института искусств Курто (Лондонский университет), специалист по модернизму ХХ века. Автор многочисленных работ о связи модернизма с различными подходами к объектам, архитектуре и интерьеру. Среди ее публикаций — монография «Роскошь и модернизм: архитектура и вещь в Германии 1900–1933 годов (Luxury and Modernism: Architecture and the Object in Germany 1900-1933. Princeton University Press, 2018), а также многочисленные статьи, эссе и два сборника, редактором которых она является: «Атомное жилище: тревога, быт и послевоенная архитектура» (Atomic Dwelling: Anxiety, Domesticity, and Postwar Architecture, 2012) и «Художественные принципы Баухауса: конструирование идентичности, дискурса и модернизма» (Bauhaus Construct: Fashioning Identity, Discourse, and Modernism, 2009; совместно с Джеффри Салетником). В настоящее время работает над книгой о вещах в изгнании и эволюции дизайна.


Отчуждение, выставочные практики и расширенное поле видения Герберта Байера

Герберт Байер стремился добиться контакта со зрителями: он экспериментировал с различными стратегиями организации выставок и графическим дизайном, прибегал к ремедиации как новому способу визуальной коммуникации. Начиная с выставки Немецкого Веркбунда, состоявшейся в 1930 году в Париже, на выставках в Европе Байер размещал большие фотографии современных зданий, которые устанавливались под наклоном и занимали пространство от пола до потолка, отражая его новаторский динамичный подход к организации выставки, — этот подход должен был побудить зрителя рассматривать объекты со всех мыслимых точек зрения.

В результате возникало то, что Байер называл «расширенным полем видения». Уехав в Америку во время Второй мировой войны, Байер организовывал выставки в Музее современного искусства, Чикагском институте искусств и в других местах и продолжал разрабатывать оригинальные приемы, способствующие формированию новых типов отношений между зрителями и объектами. На выставках военных лет Байер использовал снимки крупного формата, коллажи из фотографий, очень крупный шрифт, узорный пол, наклонные поверхности. Эти и другие элементы, определявшие содержание экспозиции или взгляд самих зрителей в процессе непрерывной ремедиации, помогали донести до публики образы войны.

В период Баухауса Байер разрабатывал графический дизайн, в том числе и для американских кампаний военных лет. Создавал плакаты для Управления общественных работ и для Американской корпорации по производству картонных коробок (Container Corporation of America), которая во время войны оказывала поддержку художникам из разных стран. Благодаря таким инициативам широкая американская публика соприкоснулась с оформительскими стратегиями и графическим дизайном Баухауса. В Америке военного времени этому новому, динамичному опыту зрительского восприятия придавалось больше значения, чем в довоенной Европе. В докладе работы Байера рассматриваются в контексте исключительных условий, в которых они создавались, — в изгнании и в военное время, — а также задач социального дизайна той эпохи.

После Второй мировой войны предложенная Байером теория «расширенного поля видения» и его дизайнерские стратегии, обрели новую жизнь. Размышляя об успехе, которым Байер пользовался в Америке, Робин Шульденфрай рассмотрит и тягостную обстановку отчуждения, в которой художник, как и другие представители Баухауса, оказался в американском изгнании.

О Высшей школе экономики

40 300
студентов и аспирантов
7 000
преподавателей и исследователей
245
программ высшего образования

Школа дизайна — подразделение одного из ведущих российских университетов — Высшей школы экономики, которая входит в 35 лучших молодых университетов мира и является лучшим российским вузом в категории Art&Design (QS), состоит в большинстве авторитетных международных образовательных рейтингов (QS, THE, ARWU, U.S. News Best Global Universities Subject). Вышка — это не только гигантская научная лаборатория, но и представительная экспертная площадка: сотрудники ВШЭ принимают активное участие в ключевых экспертных дискуссиях, входят в состав многих коллегиальных и совещательных органов при президенте и правительстве России, являются лидерами мнений по важнейшим вопросам в сфере образования, социальной политики, здравоохранения, демографии, рынка труда, транспорта, государственного управления, технологического развития.