Международная научная конференция
«Теории и практики искусства и дизайна: социокультурные, экономические и политические контексты» 8 — 10 апреля 2020

Симона Оринска — автор перформансов, хореограф, продюсер, поэт, специалист по лечению танцами, основатель студии IDEAGNŌSIS, специализирующейся на искусстве перформанса, художественный руководитель программы «Мультимедийные исполнительские искусства» в Рижской высшей школе бизнеса, искусств и технологий, основатель творческого образовательного центра MĀ TELPA. Автор множества мультимедийных и танцевальных проектов, литературных произведений и визуальных перформансов. Удостоена специальной награды Министерства культуры Латвии «За вклад в развитие культурного общества» (2006). Автор междисциплинарного исследования «Буто» (Butō, 2015). Основатель Международного рижского фестиваля перформанса STARPTELPA (2018).


Новые направления в изучении искусства перформанса в Латвии: частные и государственные вузы

Доклад Симоны будет состоять из нескольких частей, в том числе введения и краткого обзора основных терминов: «искусство перформанса», «исполнительские искусства» и т. д. Затем она перейдет к исторической части и проследит, какие именно политические, исторические и культурные факторы стимулировали развитие образования в области перформанса в Латвии и какие последствия и итоги этого развития мы наблюдаем сегодня.

В Латвии искусство перформанса зародилось в 60-е годы ХХ столетия, а расцвет его пришелся на 80-е. Так как это происходило в советское время, это художественное направление не могло получить официального признания и существовало только в пространстве андеграунда. Среди его представителей — Андрис Гринбергс, Хардийс Лединьш и другие. Процесс становления искусства перформанса в Латвии происходил неравномерно. Долгое время оно воспринималось просто как действо, сопутствующее открытию выставок, а не как самостоятельная художественная форма. Сегодня искусство перформанса переживает своего рода возрождение, утверждается как особый вид искусства — как в образовательной среде, так и в творческой.

Симона проанализирует, как строится обучение в трех разных учебных заведениях и какое место занимает в них искусство перформанса. Первый пример — Латвийская академия культуры (государственный вуз). В рамках магистерской программы «Аудиовизуальные и исполнительские искусства» учащиеся могут выбрать одно из трех направлений: «Аудиовизуальные искусства», «Исполнительские искусства» или «Современный танец», — внутри которых, в свою очередь, существуют такие специализации как теоретические исследования, драматургия, театральная и кинорежиссура, хореография, кинематография, актерская игра, продюсерское дело. В основе программы — междисциплинарный подход к исследовательской деятельности и к художественному творчеству. Особое внимание уделяется научной работе, студентов поощряют к участию в проектах и мастер-классах. Программа удачно сочетает в себе теорию и практику, предоставляя студентам возможность самим формировать свой учебный план и ездить на стажировки в другие страны.

Второй пример — Рижская высшая школа бизнеса, искусств и технологий (частный вуз). Предлагает магистерскую программу «Мультимедийные исполнительские искусства», которую можно назвать уникальной в силу целостного подхода к современным исполнительским искусствам, а также акцента на современных требованиях и быстром развитии разных типов медиа. В рамках этой новой программы учащиеся могут исследовать мультимедийные аспекты исполнительских искусств и эстетику перформанса. Программа сформирована с учетом новой эстетики перформанса, предполагающей активное применений мультимедийных технологий и телесных практик, диалогичность, спонтанность, физическое присутствие зрителей, сотворчество и ценность постановочного процесса, визуальные элементы, эволюцию театрального пространства, создание звуковых скульптур и инсталляций. Обучение нацелено на совершенствование профессиональных навыков и стимулирование творческого мышления.

Наконец, третий пример — образовательный центр для взрослых MĀ TELPA, «Латвийский центр перформанса» (частное учебное заведение). Единственная в Латвии учебная программа, полностью посвященная изучению перформанса. Состоит из четырех модулей («Теоретические сведения», «Тело и движение», «Визуальное искусство и объект», «Освещение и техника»), которые изучаются на протяжении десяти месяцев. У истоков этого курса стоит Рижский фестиваль перформанса STARPTELPA («промежуточное пространство»). STARPTELPA проходит в Риге с 2018 года при содействии негосударственного объединения «Латвийский центр перформанса».

В заключение своего доклада Симона обратится к выводам и дальнейшим перспективам.

О Высшей школе экономики

40 300
студентов и аспирантов
7 000
преподавателей и исследователей
245
программ высшего образования

Школа дизайна — подразделение одного из ведущих российских университетов — Высшей школы экономики, которая входит в 35 лучших молодых университетов мира и является лучшим российским вузом в категории Art&Design (QS), состоит в большинстве авторитетных международных образовательных рейтингов (QS, THE, ARWU, U.S. News Best Global Universities Subject). Вышка — это не только гигантская научная лаборатория, но и представительная экспертная площадка: сотрудники ВШЭ принимают активное участие в ключевых экспертных дискуссиях, входят в состав многих коллегиальных и совещательных органов при президенте и правительстве России, являются лидерами мнений по важнейшим вопросам в сфере образования, социальной политики, здравоохранения, демографии, рынка труда, транспорта, государственного управления, технологического развития.