Искусство памяти

Искусство памяти

Прошлое — это не то, что мы помним, а то, что мы знаем. Потому что прошлое, даже наше собственное, всегда дано нам в репрезентации, то есть в целой системе практик, ценностей, символов, верований, визуальных образов и т.д. Сегодня, в так называемую «эпоху пост-правды», факты в этой системе играют важную, но далеко не определяющую роль. На первый план выдвигается этическая оценка тех или иных фактов. Парадоксальным образом понятие «коллективная память» имеет больше отношения к современности и к будущему, нежели к прошлому. Неудивительно, что тема памяти и репрезентации истории занимает важное место в современном искусстве.
На курсе мы познакомимся с такими важными теоретическими концептами, как «пост-память» Марианны Хирш, «многовекторная память» Майкла Ротберга, «мемориальная культура» Алейды Ассман, «места памяти» Пьера Нора, «свидетель» Джорджо Агамбена. Мы также поговорим о понятиях «избавления» Вальтера Беньямина, «непредставимого» Жана-Франсуа Лиотара, «этического поворота» Жака Рансьера. «монументального пространства» Анри Лефевра. Разумеется, мы рассмотрим, как все эти теории находят свое отражение в работах различных художников. Мы будем знакомиться и обсуждать работы Кристиана Болтански, Ансельма Кифера, Йохана Герца, Мирослава Балки, Яниса Кунелиса, Артура Жмиевского, Фреда Уилсона, Криса Бёрдена, Феликса Гонзалиса-Торреса, Дорис Сальседо, Терезы Марголис, Аслана Гайсумова, Рейчел Уайтред, Трейси Эмин, Луиз Буржуа, Ильи Кабакова, Томаса Хиршхорна и других. На примерах их произведений мы увидим, чем история отличается от памяти, как можно увековечить то, что хочется забыть, как этика влияет на эстетику и как историческое может стать политическим.

Люди

Хаим Сокол

Подробнее