Арт-менеджмент в России: основные тенденции и перспективы развития

Выставка «Определяя себя: предмет/ процесс/ идентичность», 2022 г.
Выставка «Определяя себя: предмет/ процесс/ идентичность», 2022 г.

О том, как развивается современная индустрия арт-менеджмента в России, рассказывают кураторы профиля «Кураторство и арт-менеджмент» Пьер-Кристиан Броше, крупнейший коллекционер российского современного искусства, руководитель юнита HSE MUSEUMS LAB в Школе дизайна НИУ ВШЭ и Дарья Кузнецова, директор HSE ART GALLERY, искусствовед, арт-менеджер:

Несмотря на экономические и социокультурные трудности, а также общую кризисную ситуацию, в сфере культуры, как и в любой другой, возникли или были намечены некоторые новые тенденции, которые прослеживаются в деятельности музеев, частных институций, художественных образовательных учреждениях.

Особенно очевидной казалась нехватка контента, который раньше был построен на совмещении проектов зарубежной арт-сцены и российской. После таких выставок-блокбастеров как «Билл Виола. Путешествие души» в ГМИИ им. А.С. Пушкина, «Многообразие и единство» в Новой Третьяковке, биеннале «Искусство будущего / Art for the future» в МАММ и т.д. стало понятно, что выставочные планы крупных российских музеев будут нарушены без участия в них международных арт-проектов.

Пьер-Кристиан Броше
Пьер-Кристиан Броше
Дарья Кузнецова
Дарья Кузнецова

Однако у этого вынужденного импортозамещения определенно есть и свои плюсы, например, усиление внимания к художественному образованию и студентам творческих ВУЗов.

Летом и осенью 2022 года прошли две крупные выставки при участии важнейших учебных заведений Москвы, посвященные образовательным тенденциям в сфере современного и академического искусства — «Студенческие сезоны» в Всероссийском музее декоративного искусства и «ВЫПУСК’22» в Парке «Зарядье».

Несмотря на возникавшие у экспертов сомнения в успешности предприятий, связанных с современным искусством, в Москве открылись сразу три новые арт-институции — Галерея Наковальня, Центр визуальной культуры Béton и Галерея Serene. При этом закрылась одна из важнейших современных московских галерей — Fragment gallery, сосредоточенная преимущественно на иностранных художниках.

Кроме того, многие частные институции, такие как Фонд MaxArt, Фонд Сфера, недавно открывшийся LAF (Limonov Art Foundation), демонстрируют интерес к организации крупных выставочных проектов, поддержке молодых современных художников и популяризации современного искусства.

Еще один тренд прошедшего года, который будет продолжаться и в 2023 году — интерес к предметному дизайну, значимым событием в этом ключе стала выставка «Среда обитания» в ММСИ. Галерея Школы дизайна HSE ART GALLERY также покажет выставочный проект «Design Futures. Synesthesia» — выставку предметного дизайна студентов и выпускников Школы. Выставка будет приурочена к запуску новой программы поддержки учащихся Школы по направлению «Промышленный дизайн», Design Futures.

Движение происходит не только в Москве и Санкт-Петербурге, регионы также улавливают тенденции, формирующиеся в столицах — создают собственные арт-проекты, зачастую включая в них ультрасовременное искусство (например, г. Тула, кластер «Октава» выставочный проект «У подножья хрустальной горы»), или привозят крупные мультимедийные проекты из Москвы и Петербурга.

Наблюдая за тем как ставшее «модным» понятие креативных индустрий закрепляется на государственном уровне, появляются новые профессиональные сообщества, объединенные интересом к данному типу деятельности, нам становится очевидна нехватка кадров, которую мы стремимся восполнить, открывая такие значимые образовательные программы как «Управление в креативных индустриях».

На наш взгляд будет продолжаться тенденция сотрудничества институций: Triumph Gallery — Музей Москвы, POP / OF / ART и MOMA, Sample и ММСИ, HSE ART GALLERY и ММСИ и т.д.

Алёна Пасхина. Шум мира. 2022
Алёна Пасхина. Шум мира. 2022
Мария Македонова. Зона комфорта. 2022
Мария Македонова. Зона комфорта. 2022
Бальжима Балагова. We Are All Immigrants. 2022
Бальжима Балагова. We Are All Immigrants. 2022
Мария Панина. Позвонки. 2022
Мария Панина. Позвонки. 2022

Подробнее о профиле «Кураторство и арт-менеджмент».

Читайте также

Конкурс «Достояние»

Международный студенческий конкурс на лучшую концепцию приспособления к современному использованию объекта культурного наследия.

Потребности рынка, подходы и принципы: каким видят отраслевое образование эксперты в сфере креативных индустрий

«Красная кнопка ФКИ»: что изменилось в креативном образовании за последние два года и над чем стоит работать.

Креативные индустрии занимают огромный сектор современной экономики, поэтому профессионалы, способные создавать и управлять эффективными проектами и обладающие творческим потенциалом для наполнения их оригинальным содержанием, становятся самым востребованным ресурсом. Новая программа «Управление к креативных индустриях» спроектирована как ответ на запрос рынка, нуждающегося в специалистах, эффективно сочетающих креативное мышление, авторские, управленческие, проектные компетенции и бизнес-подход.

Как поступить