Арт-менеджмент в России: основные тенденции и перспективы развития

Выставка «Определяя себя: предмет/ процесс/ идентичность», 2022 г.
Выставка «Определяя себя: предмет/ процесс/ идентичность», 2022 г.

О том, как развивается современная индустрия арт-менеджмента в России, рассказывают кураторы профиля «Кураторство и арт-менеджмент» Пьер-Кристиан Броше, крупнейший коллекционер российского современного искусства, руководитель юнита HSE MUSEUMS LAB в Школе дизайна НИУ ВШЭ и Дарья Кузнецова, директор HSE ART GALLERY, искусствовед, арт-менеджер:

Несмотря на экономические и социокультурные трудности, а также общую кризисную ситуацию, в сфере культуры, как и в любой другой, возникли или были намечены некоторые новые тенденции, которые прослеживаются в деятельности музеев, частных институций, художественных образовательных учреждениях.

Особенно очевидной казалась нехватка контента, который раньше был построен на совмещении проектов зарубежной арт-сцены и российской. После таких выставок-блокбастеров как «Билл Виола. Путешествие души» в ГМИИ им. А.С. Пушкина, «Многообразие и единство» в Новой Третьяковке, биеннале «Искусство будущего / Art for the future» в МАММ и т.д. стало понятно, что выставочные планы крупных российских музеев будут нарушены без участия в них международных арт-проектов.

Пьер-Кристиан Броше
Пьер-Кристиан Броше

Однако у этого вынужденного импортозамещения определенно есть и свои плюсы, например, усиление внимания к художественному образованию и студентам творческих ВУЗов.

Летом и осенью 2022 года прошли две крупные выставки при участии важнейших учебных заведений Москвы, посвященные образовательным тенденциям в сфере современного и академического искусства — «Студенческие сезоны» в Всероссийском музее декоративного искусства и «ВЫПУСК’22» в Парке «Зарядье».

Несмотря на возникавшие у экспертов сомнения в успешности предприятий, связанных с современным искусством, в Москве открылись сразу три новые арт-институции — Галерея Наковальня, Центр визуальной культуры Béton и Галерея Serene. При этом закрылась одна из важнейших современных московских галерей — Fragment gallery, сосредоточенная преимущественно на иностранных художниках.

Кроме того, многие частные институции, такие как Фонд MaxArt, Фонд Сфера, недавно открывшийся LAF (Limonov Art Foundation), демонстрируют интерес к организации крупных выставочных проектов, поддержке молодых современных художников и популяризации современного искусства.

Еще один тренд прошедшего года, который будет продолжаться и в 2023 году — интерес к предметному дизайну, значимым событием в этом ключе стала выставка «Среда обитания» в ММСИ. Галерея Школы дизайна HSE ART GALLERY также покажет выставочный проект «Design Futures. Synesthesia» — выставку предметного дизайна студентов и выпускников Школы. Выставка будет приурочена к запуску новой программы поддержки учащихся Школы по направлению «Промышленный дизайн», Design Futures.

Движение происходит не только в Москве и Санкт-Петербурге, регионы также улавливают тенденции, формирующиеся в столицах — создают собственные арт-проекты, зачастую включая в них ультрасовременное искусство (например, г. Тула, кластер «Октава» выставочный проект «У подножья хрустальной горы»), или привозят крупные мультимедийные проекты из Москвы и Петербурга.

Наблюдая за тем как ставшее «модным» понятие креативных индустрий закрепляется на государственном уровне, появляются новые профессиональные сообщества, объединенные интересом к данному типу деятельности, нам становится очевидна нехватка кадров, которую мы стремимся восполнить, открывая такие значимые образовательные программы как «Управление в креативных индустриях».

На наш взгляд будет продолжаться тенденция сотрудничества институций: Triumph Gallery — Музей Москвы, POP / OF / ART и MOMA, Sample и ММСИ, HSE ART GALLERY и ММСИ и т.д.

Алёна Пасхина. Шум мира. 2022
Алёна Пасхина. Шум мира. 2022

Подробнее о профиле «Кураторство и арт-менеджмент».

Читайте также

Всероссийский конкурс «Проводники смыслов»

С 8 по 11 декабря 2024 года прошёл финал Всероссийского конкурса «Проводники смыслов», на котором собрались представители 68 регионов России. В финал из 10 тысяч участников конкурса прошли только 100 человек, среди которых - студентка бакалавриата «Управление в креативных индустриях» Дарья Кострюкова. 

Проектирование событий - взаимосвязь искусства и экономики

Эмма Васильева, дизайнер/автор и продюсер культурных проектов, член союза дизайнеров России, эксперт Школы дизайна НИУ ВШЭ, куратор профиля «Ивент-дизайн. Театр/Перформанс» Школы дизайна НИУ ВШЭ, куратор профиля «Ивент-дизайн и экономика впечатлений» бакалавриата «Управление в креативных индустриях» НИУ ВШЭ рассказывает о современных тенденциях ивент-дизайна.

Креативные индустрии занимают огромный сектор современной экономики, поэтому профессионалы, способные создавать и управлять эффективными проектами и обладающие творческим потенциалом для наполнения их оригинальным содержанием, становятся самым востребованным ресурсом. Программа бакалавиата НИУ ВШЭ «Управление к креативных индустриях» спроектирована как ответ на запрос рынка, нуждающегося в специалистах, эффективно сочетающих креативное мышление, авторские, управленческие, проектные компетенции и бизнес-подход.

Как поступить