Трансформация событийной индустрии России

Дарья Островская
Дарья Островская

Дарья Островская, генеральный директор ВНИЦ R&C, главный редактор аналитического журнала CongressTime и портала Event LIVE, председатель оргкомитета Евразийского Ивент Форума (EFEA), член Правления Национального конгресс-бюро, член Президиума Российского союза выставок и ярмарок, о событийной индустрии России.

Ежегодно Выставочный научно-исследовательский центр (ВНИЦ) R&C проводит исследование событийной индустрии России. Основная задача такой работы — оценить развитие отрасли и ее динамику, а также определить ключевые тренды.

По итогам 2022 года объем российской событийной индустрии вырос на 8% до 17,5 млрд рублей и составил 95% от допандемийного уровня. Восстановление отрасли идет хорошими темпами, несмотря на все ограничения и внешние обстоятельства. По прогнозам зарубежных экспертов, конгрессно-выставочный сектор мировой экономики достигнет уровня 2019 года только через полтора года. В России можно ожидать таких показателей уже в конце 2023 года.

При этом важно отметить, что в индустрии мероприятий не просто увеличиваются обороты, но и растет количество игроков рынка. Так, на май 2023 года в отрасли работало 3372 действующих юридических лица и 1681 индивидуальный предприниматель. Доля прибыльных компаний остается достаточно стабильной на протяжении последних нескольких лет и составляет около 45% от общего числа игроков. Их средняя рентабельность — чуть больше 12%.

Результаты проведенного исследования позволяют утверждать, что по многим показателям событийная индустрия смогла избежать отрицательной динамики в 2022 году. Рынок внутренних мероприятий продолжил восстанавливаться, крупные федеральные и региональные события вернулись на свои площадки, транспортное сообщение в большинстве регионов восстановилось и потоки внутренних туристов стали возвращаться к допандемийному уровню.


Положительные тенденции развития российской отрасли мероприятий можно наблюдать и в 2023 году. Основными стали следующие тренды:

  • переориентация международных мероприятий на рынки дружественных стран;
  • развитие внутреннего рынка мероприятий;
  • сохранение больших проектов на ивент рынке;
  • появление новых объектов событийной инфраструктуры;
  • развитие собственного сегмента EventTech;
  • развитие креативной составляющей мероприятий.

Ключевой тенденцией в отрасли, оформившейся еще в 2022 году, стала переориентация международных мероприятий на рынки дружественных стран.

Подтверждением этого являются крупнейшие события, прошедшие на территории России. Так, на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) почетный статус страны-гостя принадлежал Объединенным Арабским Эмиратам, а самыми многочисленными стали делегации из Китая, Индии, Мьянмы, Кубы и Казахстана. Масштабные мероприятия, которые проводит Фонд Росконгресс, давно считаются индикаторами деловой активности России на международном рынке. Еще одним подтверждением тренда стал выход другого крупного национального событийного проекта на рынки дружественных стран. Международная промышленная выставка «ИННОПРОМ» состоялась в Узбекистане и в Казахстане, а на следующий год планируется ее проведение в Саудовской Аравии.

Внутренний рынок мероприятий также активно развивается. Традиционно на Москву и Московскую область приходится почти 80% выручки компаний рынка, но при этом темпы роста в регионах выше, чем в столице. Прирост объема выручки региональных игроков в 2022 году относительно 2021 года составил 12%-14% в отличии от 7% у московских компаний. Рост происходит в том числе за счет сохранения крупных событий.

В своих исследованиях ВНИЦ R&C собирает информацию по количеству регулярных конгрессных, выставочных и прочих мероприятий в регионах, которые имеют значение для экономики, культуры и других областей в целом, поддерживаются федеральными профильными структурами или проходят с участием первого лица. Проведенный анализ показал, что за прошедшие три года не произошло существенного сокращения крупных регулярных мероприятий. Наоборот, регионы-лидеры увеличили количество таких проектов путем создания новых событий с актуальной повесткой и форматом. Дополнительно необходимо отметить, что популярность получают мероприятия смешанных форматов: фестивали (iВолга, Самарская область), чемпионаты (ЧЕМПИОНАТ ХАЙТЕК, Свердловская область) и ярмарки (Ирбитская ярмарка, Свердловская область).

Трансформация событийной индустрии России

Одним из главных условий развития событийного рынка является наличие специализированной инфраструктуры. Российские конгресс-отели, несмотря на уход международных операторов и заморозку ряда проектов, сократили темпы роста по новым объектам почти втрое от прогнозируемых показателей, но удержали положительные результаты. При этом все больше регионов говорят о строительстве конгрессно-выставочных центров. Из последних заявлений — Благовещенск, Пермь и Нижний Новгород.

В последние годы обязательным условием для создания мероприятий называют и наличие технологий EventTech. С уходом западных аналогов в России все больше создается ИТ-продуктов для организации и проведения событий. Они распространяются не только на такие стандартные сферы, как регистрация участников, мобильные приложения и работа с базами данных, но и более специализированные направления — сбор аналитики по мероприятиям, бронирование конгрессных залов, комплексные системы для управления мероприятием и т.д.

На фоне всех позитивных изменений в событийной индустрии есть единственный негативный тренд — дефицит кадров. Выступая на правительственном часе в Совете Федерации 25 сентября, глава Минэкономразвития Максим Решетников назвал дефицит кадров главным внутренним источником рисков для экономики страны. В опубликованном в сентябре докладе Банка России о состоянии региональной экономики приводятся данные, что 60% предприятий сообщили о нехватке персонала. Событийная отрасль не стала исключением. Несмотря на то, что показатель занятых в ней впервые за несколько лет по итогам 2022 года показал прирост +1%, по сравнению с 2019 годом сокращение кадров в событийной сфере остается критичным. Наибольшие потери у организаторов (-17% по сравнению с 2019 годом), сервисных компаний (-15%). У площадок сокращение на 8% по сравнению с 2019 годом.

Одним из вариантов решения проблемы может стать более активное вовлечение студентов в создание и проведение мероприятий. При этом интерес представляют и специалисты, выпускающиеся с факультетов, связанных с креативными индустриями. Согласно исследованиям, одним из трендов в организации событий становится развитие их креативной составляющей — это и новые форматы, и нестандартные концепции, и новые технологии, и современный дизайн. Особое внимание здесь необходимо обратить на мероприятия в тех регионах, где креативный потенциал развит больше всего и со стороны властей этому уделяется повышенное внимание.

Трансформация событийной индустрии России

Читайте также

Студенты УвАВИ провели пресс-конференцию

Студенты II курса профиля «Управление в аудиовизуальных индустриях» провели пресс-конференцию, посвященную презентации фильма «Брат 3».

Перед студентами Вышки открыли закрома музиндустрии

Крупнейшая в России экосистема для музыкантов открыла двери студентам профиля «Управление в аудиовизуальных индустриях».

Креативные индустрии занимают огромный сектор современной экономики, поэтому профессионалы, способные создавать и управлять эффективными проектами и обладающие творческим потенциалом для наполнения их оригинальным содержанием, становятся самым востребованным ресурсом. Новая программа «Управление к креативных индустриях» спроектирована как ответ на запрос рынка, нуждающегося в специалистах, эффективно сочетающих креативное мышление, авторские, управленческие, проектные компетенции и бизнес-подход.

Как поступить