Креативное гостеприимство: выбор туристов очевиден

Фото: Александра Сапожникова, unsplash
Фото: Александра Сапожникова, unsplash

О тенденциях развития внутреннего туризма и примерах сотрудничества туристских институций с мастерами народных и художественных промыслов рассказывает Тимофей Витальевич Кононенко, директор по стратегии АО «Корпорация Туризм.РФ», кандидат экономических наук.

name

Результаты всероссийского опроса, проведенного в июне 2023 года, показали смену потребительских парадигм во внутреннем туризме: доля тех, кто выбирает культурно-познавательный туризм, выросла более чем в два раза по сравнению с 2017 годом, когда интерес к такому виду отдыха был минимальным (20% в 2017 году; 42% в 2023 году).

Данные опроса подтверждаются итогами посещаемости российских музеев в 2022 году: в топ-15 лидеров попали 11 музеев-заповедников, то есть музеев с территорией, образующей по сути туристский кластер, в котором помимо выставочных площадей расположены точки питания, креативные пространства, площадки «живой истории» и другие объекты туристической инфраструктуры. При этом доля прироста посетителей к 2021 году стала наиболее впечатляющей в региональных музеях, которые ранее не были туристскими центрами.


В качестве примера можно указать:
• Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник —  +168%;
• Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник — +92%.

Возникшая модная тенденция на посещение музеев-заповедников, где основным объектом показа являются объекты культурного наследия (памятники архитектуры и археологии) в историческом ландшафте, свидетельствует о потенциальном спросе на новые качественные туристические продукты, в которых возрожденные объекты культурного наследия будут приспособлены под туристическую инфраструктуру, включая гостиницы. Сохраняя функцию туристического магнита, объекты культурного наследия будут способствовать трансформации экскурсионного потока в туристический, предлагая уникальные впечатления от познания историко-культурной реальности туристской территории с эффектом погружения.

Имеющийся отечественный опыт реализации крупных комплексных проектов в сфере культурно-познавательного туризма (маршрут «Золотое кольцо России») показывает, что создание уникального предложения включает в себя взаимоувязанные меры по строительству и реконструкции гостиниц, предприятий торговли и общественного питания, объектов культурно-бытового назначения, коммунального хозяйства, а также проведение работ по реставрации памятников истории и культуры, производству и продаже народных художественных промыслов, организацию работы и снабжения предприятий торговли и общественного питания, в том числе предприятий, специализирующихся на приготовлении старинных русских национальных блюд и напитков, а также продвижению туристской территории путем выпуска кинофильмов для популяризации памятников истории и культуры Владимиро-Суздальской Руси.

Налицо эффективное сотрудничество креативных индустрий и сферы гостеприимства. Примеры из современной жизни свидетельствуют, что местные мастера нередко выступают амбассадорами гостеприимства своих территорий, после посещения выставки изделий в Москве многие загораются совершить поездку в родной город ремесленников.

Автор был свидетелем такого процесса, наблюдая за развитием интереса посетителей к Тарусе в социальных сетях после выставки «Тарусские страницы» во Всероссийском музее декоративного искусства в январе 2024 года. Кстати, в Тарусе многие годы жил Константин Паустовский, который без всякого преувеличения является одним из первых пропагандистов развития внутреннего туризма: «Второе лицо Тарусы — это город отдыха, но отдыха подлинного, полного. Места вокруг Тарусы поистине прелестны. Тарусу давно следовало бы объявить природным заповедником. Мы до сих пор упорно пренебрегаем красотой природы и не знаем всей силы ее культурного и морального воздействия на человека, забываем, что патриотизм немыслим без чувства родной природы и без любви к ней».

В настоящее время огромный потенциал народных художественных промыслов России в значительной степени не реализован, между тем в отрасли задействовано более 120 тыс. человек, зарегистрировано 280 производителей, которые могут участвовать в создании и наполнении авторских интерьеров проектируемых объектов туристической инфраструктуры своими изделиями, а также реализовывать свою продукцию для туристов, в том числе в режиме открытых мастерских.

Значительная доля комплексных инвестиционных проектов по созданию туристической инфраструктуры безусловно выиграет за счет кооперации с представителями креативных индустрий, начиная с отработанных в столицах и миллионниках технологий формирования общественных пространств в памятниках промышленной архитектуры, заканчивая обеспечением круглогодичной загрузки с помощью проведения годового цикла народных праздников фольклорными коллективами.

Читайте также

Успешные практики переосмысления и продвижения НХП

Мнение экспертов о практических аспектах взаимодействия народно-художественных промыслов и дизайнеров.

Искусственный интеллект и креативная экономика в модели мегаполиса будущего

Научно-практическая конференция состоится 18 мая в ГАОУ ВО «Московский городской университет управления Правительства Москвы имени Ю.М. Лужкова»

Креативные индустрии занимают огромный сектор современной экономики, поэтому профессионалы, способные создавать и управлять эффективными проектами и обладающие творческим потенциалом для наполнения их оригинальным содержанием, становятся самым востребованным ресурсом. Новая программа «Управление к креативных индустриях» спроектирована как ответ на запрос рынка, нуждающегося в специалистах, эффективно сочетающих креативное мышление, авторские, управленческие, проектные компетенции и бизнес-подход.

Как поступить