Николай Шумаков. Метро (подземное творчество)

Николай Шумаков
Николай Шумаков

Московское метро является не только одним из самых популярных видов транспорта в городе, но и настоящим произведением искусства. Каждая станция метро в Москве обладает своим уникальным архитектурным оформлением, которое отражает различные эпохи и стили. Однако не все знают, кто стоит за архитектурными концепциями развития московского метрополитена. 

Николай Иванович Шумаков — заслуженный архитектор Российской Федерации, автор «Живописного моста» в Серебряном бору и аэровокзального комплекса «Внуково-1». Однако большая часть его архитектурных проектов находится под землей. Николай Шумаков — крупневший специалист в проектировании подземных транспортных систем. Он разрабатывает станций метро, придавая им уникальный и современный архитектурный облик. С середины 1980-х годов по проектам Шумакова было построено более 20 станций московского метро, в том числе «Шипиловская», «Борисово», «Зябликово» (все — 2011), «Сретенский бульвар» (2007), второй вестибюль станции «Маяковская» (2005), «Парк Победы» (2003), «Воробьёвы горы» (реконструкция, 2002), «Крестьянская застава» (1995), «Ясенево» (1990), «Новоясеневская» (1990), «Крылатское» (1989), «Савёловская» (1988), «Коньково» (1987), «Тёплый стан» (1987), «Красногвардейская» (1985).

Николай Шумаков начал свою карьеру в области архитектуры в 1980-х годах, и с тех пор активно участвует в создании и разработке станций метро в разных городах России. Он известен своим инновационным подходом, стремлением внедрять современные технологии и материалы в свои проекты. Шумаков придает особое значение эстетике и функциональности станций метро. Он стремится создать комфортное и привлекательное пространство для пассажиров, сочетая современный дизайн с удобством использования. Его работы отличаются смелыми формами, современными конструкциями и яркими цветовыми решениями.

Станция «Красногвардейская»

Станция метро «Красногвардейская» была открыта 7 сентября 1985 года. Она стала первым проектом Шумакова, который воспроизвел в рельефе свода знаменитый «парижский» стиль ар-нуво.

Оформление станции, как и её название, посвящено теме Октябрьской революции. Самая колоритная архитектурная деталь «Красногвардейской» — монолитный свод, украшенный одиннадцатью рядами четырёхгранных кессонов. В остальном оформление минималистично: невысокие путевые стены облицованы коричневым гранитом, пол выложен небольшими гранитными плитками серого цвета с полосами из белого мрамора вдоль краёв платформы. Светильники-торшеры, размещённые по оси платформы совместно со скамейками, освещают станцию отражённым от свода светом.

Торцы зала украшены барельефами работы Л.Л. Берлина на тему революции. «Красногвардейская», наряду со станциями «Крылатское», «Коньково», «Воробьёвы горы», «Славянский бульвар» и «Текстильщики (БКЛ)», является станцией Московского метро, наименования которой расположены в центре зала, а не на путевых стенах. На «Красногвардейской» такой дизайн применили впервые в Московском метро.

Станции «Ясенево» и «Новоясеневская»

Типовые станции московского метрополитена «Ясенево» и «Новоясеневская» были открыты в 1990 году. Колонные трехпролетные станции мелкого заложения имеют похожий дизайн. Архитекторы приняли решение облицевать путевые стены покрытыми эмалью элементами из метала. Функция подобного решения не только эстетическая. Это также помогает подавлять шум от поездов, делая прибывание на станции более комфортным.

Станцию «Ясенево» архитекторы захотели сделать более оригинальной, придать типовым конструкциям новое звучание. Дизайн и архитектурное оформление станции созданы с учетом ее названия, которое связано с природой. Первое, что обращает на себя внимание — это цветовая гамма путевых стен. В некоторых архитектурных путеводителях пишут, что цвет панелей на стенах — это золотистый загар. Ту часть путевых стен, где нет эмалированного покрытия, отделали серым известняком. Визуально он похож на мрамор. Пол станции отделали серым гранитом с чёрными вставками из того же материала.

Станция оформлена в современном стиле, с акцентами на простор и функциональность. Широкие арки и высокие потолки создают ощущение пространства и света. Для типовой станции у «Ясенево» необычный потолок. Здесь мы не видим привычных прямоугольных балок, пронизывающих своды. Вместо них большие овальные ниши. Они опираются на круглые колонны, которые, как и путевые стены, отделаны серым известняком. Кессоны на потолке повторяют форму углублений на плитке путевых стен. Всё это создаёт эффект расширения пространства. 

Интересным получилось и освещение. Здесь нет обычных люминесцентных лампочек. Потолок украшают настоящие люстры с плафонами-шарами из матового стекла. Их дизайн чем-то даже напоминает стиль хай-тек. 
«Новоясеневская», хотя и схожа с «Ясенево» в оформлении, все же имеет свои уникальные черты в дизайне и архитектурном оформлении. Панели из эмалированного металла окрашены в ярко-зеленый, изумрудный цвет. Пол выложен серым гранитом, а колонны отделаны розовым мрамором.

При открытии станция имела два вестибюля в торцах платформы. Южный вестибюль был украшен скульптурной композицией «Ноев ковчег» (скульптор Л.Л. Берлин) и скульптурами животных. Однако после закрытия вестибюля в связи с низким пассажиропотоком, композиция «Ноев Ковчег» была размещена напротив совмещённого вестибюля Калужско-Рижской и Бутовской линий. Выбор тематики оформления объясняется планами полного или частичного переноса Московского зоопарка в Битцевский лес, однако этот проект не был реализован. 

Второй вестибюль станции «Маяковская»

Второй вестибюль станции метро «Маяковская» в Москве является значимым объектом архитектуры и дизайна. Этот проект был разработан совместными усилиями Николая  Шумакова  и других специалистов.

Дизайн и архитектурное оформление второго вестибюля «Маяковской» отражают важность и историческую ценность этой станции. В новом вестибюле находится бюст Владимира Маяковского, выполненный А. П. Кибальниковым. Египетские лотосовидные колонны напоминают колонны станции метро «Кропоткинская». В оформлении вестибюля принял участие известный художник Иван Лубенников. Свод кассового зала он украсил мозаиками на тему неба. Мозаичные панно окружены жёлтым фоном, похожим на тетрадный лист в клеточку, где записаны цитаты из стихотворений Владимира Маяковского. Зал освещают светильники индивидуального изготовления. Необычным является сообщение вестибюля со станцией: спустившись на эскалаторе, необходимо пройти по пешеходному коридору к другому эскалатору, по которому можно подняться к платформе.

Оформление второго вестибюля станции «Маяковская» содержит в себе элементы конструктивизма, который характерен для многих станций метро Сталинской эпохи. Вестибюль оформлен в стиле социалистического реализма, с использованием различных видов мрамора, нержавеющей стали и гранита.

Особенностью второго вестибюля «Маяковской» является его просторность и величественность. Архитектурные формы вестибюля выделяются благодаря использованию геометрических фигур и прямых линий, а освещение создает особую атмосферу. Дизайн  вестибюля «Маяковской» направлен на создание гармоничного и эстетически привлекательного пространства, которое сочетает в себе историческую ценность и современный взгляд. 

Станция «Сретенский бульвар»

Дизайн и архитектурное оформление станции «Сретенский бульвар» отличаются своей элегантностью и простотой форм. Станция выполнена в минималистично стиле. Она обладает светлыми тональностями и просторными помещениями, создавая ощущение легкости и открытости.

Путевые стены и пилоны станции облицованы светлым мрамором, напольное покрытие выполнено из гранита светло-серого и чёрного цветов. В третий раз (после станций «Маяковская» и «Медведково») используется нержавеющая сталь в дизайн-оформлении. 

Одной из особенностей станции является люминесцентное освещение. Светильники и лампы расположены таким образом, чтобы создать комфортную атмосферу для пассажиров и подчеркнуть архитектурные детали станции. Световые линии и контрасты добавляют станции эстетическую привлекательность. 

По всей длине станции средний и боковые залы разделены пилонами с нишами, в которых установлены 24 панно художника Ивана Лубенникова. Плоские аппликации прикреплены поверх мраморных плит. Это стальные силуэтные элементы с изображениями горожан, деревьев, видов Бульварного кольца, а также его атрибутов: вазонов, памятников Пушкину, Гоголю, Тимирязеву, и так далее. Благодаря специальной технике изготовления панно выглядят не как чёрно-белая графика. Они имеют сдержанные, земляные оттенки.

Станции «Шипиловская», «Борисово» и «Зябликово»

Станции «Шипиловская», «Борисово» и «Зябликово» были спроектированы по индивидуальному проекту ОАО «Метрогипротранс» как единый ансамбль. Николай Шумаков разработал единую архитектурную и конструктивную концепцию для соседствующих станций.

При разработке проекта станций использовались одинаковые материалы: мрамор, гранит, металл и стекло. Станции также имеют схожую цветовую палитру, включающую светлые тона и контрастные акценты. В основе колористического решения станций — ахроматическая бело-серая цветовая гамма. Путевые стены «Шипиловской» и «Борисово» обшиты композитными панелями «под медь», однако для «Зябликово» было принято другое цветовое решение — тёмно-зелёное.

Различием трех станций также являются формы кессонов. Главной особенность архитектурно-художественного решения «Шипиловской» стало членение сводчатого покрытия треугольными кессонами, свод над платформенным участком «Борисово» прорезают два ряда световых ниш овальной формы, в которые интегрированы вертикальные цилиндры из прозрачного стекла, для «Зябликово» было принято решение использовать арочные конструкции.

На всех станциях активно используется подсветка и световые линии, которые подчёркивают архитектурные детали и создают особую атмосферу на платформе и в вестибюлях.

Станция «Савёловская» 

Станция метро «Савёловская» Большой Кольцевой линии открылась в 2018 году. Считается, что облик новой станции Шумаков решил переплести со своим более ранним творением на Серпуховско-Тимирязевской линии. Конструктивно сооружения действительно похожи. Например, формой пилонов и сводами. 

В отделке станции на БКЛ использовали серый гранит в качестве покрытия пола. Пилоны украсили белым, серым и чёрным камнем. Отделка путевых стен и части поверхности пилонов представлена в виде необлицованных тюбингов, покрытых прозрачными панелями, что по замыслу проектировщиков должно было напоминать «стеклянный тоннель с алюминиевым каркасом». Чёрные кольца тюбингов резко контрастируют с белоснежной каменной облицовкой.

Оставить открытыми тюнинги метротоннеля, которые обычно скрыты от глаз пассажира, — уникальное решение в дизайне российского метрополитена. Именно поэтому некоторые называют оформление станции стилем лофт, для которого характерно использование «промышленных» элементов.

Хотя архитектурно творчество Николай Шумаков не ограничивается сооружениями, связанными с метрополитеном, его вклад в развитие Российского метро неоспорим. Он постоянно ищет новые идеи и решения для улучшения пассажирского опыта и оптимизации инфраструктуры метрополитена. Его работы и идеи вносят значительный вклад в современное развитие метро в России.

Елизавета Менделеева

Читайте также

Общеуниверситетский день открытых дверей программ бакалавриата НИУ ВШЭ

3 марта 2024 года в кампусе НИУ ВШЭ на Покровском бульваре,11, пройдет общеуниверситетский день открытых дверей программ бакалавриата и специалитета НИУ ВШЭ.

Кураторская экскурсия в МИА «Россия Сегодня»

Студенты профиля «Запуск и управление медиастартапом» познакомились с профессиональным миром СМИ на экскурсии в офис медиагруппы «Россия сегодня».

Креативные индустрии занимают огромный сектор современной экономики, поэтому профессионалы, способные создавать и управлять эффективными проектами и обладающие творческим потенциалом для наполнения их оригинальным содержанием, становятся самым востребованным ресурсом. Новая программа «Управление к креативных индустриях» спроектирована как ответ на запрос рынка, нуждающегося в специалистах, эффективно сочетающих креативное мышление, авторские, управленческие, проектные компетенции и бизнес-подход.

Как поступить