Стратегический форум «Время дизайн-дипломатии»

Стратегический форум «Время дизайн-дипломатии»

В рамках празднования Всемирного дня промышленного дизайна 29 июня 2023 года Всероссийский музей декоративного искусства и Школа дизайна НИУ ВШЭ при поддержке Россотрудничества организовали стратегический форум «Время дизайн-дипломатии».

Профессиональный праздник был введен в календарь Всемирной Организацией Дизайна (World Design Organization) в 2007 году в честь 50-летия своей деятельности и по традиции отмечается дизайн-сообществом программой специальных мероприятий для укрепления нетворкинга, поддержки устойчивого развития и роста креативной экономики стран.

Сегодня отраслевые лидеры выступают глобальными амбассадорами в продвижении силы дизайна и принципов дизайн-мышления, где важную роль играет дипломатия как инструмент политики «мягкой силы».

Роль дипломатии, как пространства, где дизайн выступает посредником в коммуникации между странами? Как развивается дизайн-дипломатия в контексте дискуссий о национальной идентичности и глобализации отрасли? В ходе мероприятия эксперты обсудили важность диалога между креативными индустриями стран СНГ и Юго-Восточной Азии, трансляции культурного кода через дизайн как конкурентного преимущества, а также возможности для запуска совместных проектов в области профессионального образования.

11: 00 — 13:00. Сессия «Отраслевая кооперация для устойчивого будущего».

12:15 — вступительное слово Прадьюмны Вьяса, члена Совета директоров Всемирной организации дизайна (WDO), старшего советника по дизайну и инновациям Конфедерации индийской промышленности (CII).

Модератор: Анастасия Крылова, руководитель Центра моды и дизайна Всероссийского музея декоративного искусства

Спикеры:

Дмитрий Поликанов, заместитель руководителя Россотрудничества

Елена Титова, директор Всероссийского музея декоративного искусства

Митя Харшак, руководитель Школы дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, руководитель направления Коммуникационный дизайн Школы дизайна НИУ ВШЭ

Нигина Икроми, директор Центра «Креативное развитие Таджикистана» (Таджикистан)

Павел Сапотько, заместитель председателя правления Минского городского отделения Белорусского фонда мира, член президиума Белорусского общества дружбы и культурной связи с зарубежными странам (Беларусь)

Айдархан Калиев, кандидат технических наук, доцент искусствоведения, главный дизайнер ТОО Научно-производственный центр моды и ассортимента «Асыл-Дизайн», учредитель колледжа модельного искусства и бизнеса «АСПАРА», президент Международного проекта «ASPARA FASHION WEEK» (Казахстан)

Айжан Беккулова, председатель Союза ремесленников Казахстана, советник и почетный член Азиатско-Тихоокеанского Региона Всемирного Ремесленного Совета (Казахстан)

Тохир Ибрагимов, основатель и генеральный директор Tajikistan Fashion Week (Таджикистан)

13:30 — 15:00. Сессия «Международный диалог в образовании»

Модератор: Наталья Логутова, заместитель руководителя Школы дизайна НИУ ВШЭ, член Ученого совета факультета Креативных индустрий, руководитель лаборатории дизайна НИУ ВШЭ.

Спикеры:

Евгений Демин, заместитель начальника управления общественной дипломатии Россотрудничества

Ульяна Викторовна Аристова, профессор школы дизайна факультета креативных индустрий, доктор педагогических наук, академический руководитель программы онлайн-бакалавриата «Дизайн» и программы магистратуры «Современные технологии преподавания дизайна и искусства»

Дана Шаяхмет, директор Центра креативных индустрий Алматы Менеджмент Университета (Казахстан)

Даниэла Пика, организатор фестиваля дизайна, архитектуры и искусства Vladivostok Design Week, член правления АНО «Владивосток дизайн», соорганизатор первой дальневосточной школы предметного дизайна Vladivostok Design School

Эмма Марашлян, основатель и руководитель MAISON MARASHLYAN COMPANY, обладатель множества наград, благодарственных грамот и почетных грамот, а также Золотой медали за вклад в развитие экономики и туризма Армении (Армения)

В работе форума приняли участие представители креативных индустрий России, Индии, Армении, Беларуси, Казахстана и Таджикистана, которые развивают дизайн и профессиональное образование в своих странах, транслируя культурных код и ремесленное наследие как конкурентное преимущество.


Форум открыл член Правления Всемирной организации дизайна, старший советник по дизайну и инновациям Конфедерации индийской промышленности — Прадьюмна Вьяс, который подчеркнул важность развития отраслевой кооперации между странами и продвижения устойчивых принципов проектирования для построения лучшего будущего, что провозглашено во Всемирной Декларации Дизайна 2017 года.


Елена Титова, директор Всероссийского музея декоративного искусства, рассказала о новых задачах в области дизайн-дипломатии с целью поддержки локальных индустрий, туризма и профессионального нетворкинга:

  • формирование отраслевой площадки — Совета по дизайну стран СНГ,
  • проведение выставок предметного дизайна разных стран — «Придумано и сделано в Центральной Азии», «Придумано и сделано в Беларуси» и др.;
  • запуск фестиваля «Столица дизайна стран СНГ».


Митя Харшак, руководитель направления «Коммуникационный дизайн» Школы дизайна НИУ ВШЭ, в историческом экскурсе рассказал об истоках дизайн-дипломатии в России в 1920-е — 1930-е годы на примере взаимовлияния ВХУТЕМАСа (Советская Россия), Группы Де Стейл (Нидерланды) и Баухауса (Германия). Также Митя представил цифровую образовательную и конкурсную платформу Школы дизайна НИУ ВШЭ и предложил использовать ее для международных проектов.


Участники форума сошлись во мнении, что в настоящее время вопросы дизайн-дипломатии особенно актуальны. Это инструмент «мягкой силы», который позволяет более эффективно решать задачи, описанные в Концепции гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом. Поэтому в первую очередь важно наладить кросс-культурное взаимодействие между государственными структурами, культурными и образовательными институциями и дизайн-сообществом.

Сессия «Международный диалог в образовании»

Образовательные институции готовят кадры для креативной экономики, задают и меняют стандарты и формируют инструменты, которые могут обеспечить отраслевую кооперацию. Одна из функций современного университета — обеспечивать нетворкинг, коммуникацию и сотрудничество.

Наталья Логутова, модератор дискуссии, начала вторую часть форума с того, что показала инструменты в сфере образования, которыми Школа дизайна готова делиться с международными и региональными партнерами. Школа дизайна занимается проектным образованием — образованием, которое максимально интегрировано в рынок. В Школе дизайна более 20 дисциплин и 40 проектных направлений. Поэтому ясно, что нужны инструменты, которые делают эти проекты видимыми.

  1. Портфолио — это самый удобный способ презентации. Платформа представляет результаты работ студентов, преподавателей и дизайнеров в виде презентаций, портфолио доступно для всех. Сейчас в портфолио Школы дизайна 170000 работ. Среди актуальных и востребованных тем работ в портфолио: культурные институции, локальная идентичность, осмысление наследия.
  2. Платформа «Креативный город» рассказывает о людях, культуре, местах, праздниках, брендах, туризме, спорте, кулинарии разных городов. Проект представлен в виде карты. Это хороший способ пробудить интерес к тому, каким может быть современный дизайн и как развивается среда.
  3. Еще один важный инструмент — конкурсы. HSE Creative open — собственный конкурс Школы дизайна. Также проводятся совместные конкурсы с партнерами. Все проекты, представленные на конкурсы, сохраняются в портфолио, что дает возможность накапливать информацию и материалы по тэгам.

Евгений Демин, заместитель начальника управления общественной дипломатии Россотрудничества, представил площадку по проведению мероприятий в рамках народной дипломатии, в том числе по дизайн-дипломатии. У Россотрудничества самая разветвленная сеть России по зарубежным представительствам (после МИД), в более 80 странах мира есть российские центры науки и культуры.

Наталья Логутова: «Понимание, как работать с локальной идентичностью, брендом и окружающей средой, должно распространяться гораздо шире, переходить в регионы, а не быть сосредоточенным в столицах. Профессия дизайнера позволяет работать из любой точки мира. Увеличение привлекательности регионов — одна из задач Школы дизайна, но это невозможно без формирования специалистов на местах. Поэтому нужно развивать пространственную и промышленную предметную среду в регионах. Сейчас в Школе дизайна представлено много онлайн-профилей, которые успешно реализуются. Разного рода форматы дизайн-образования играют существенную роль в креативной экономике вообще и в дизайне в частности».

Даниэла Пика, организатор фестиваля дизайна, архитектуры и искусства Vladivostok Design Week, член правления АНО «Владивосток дизайн», соорганизатор первой дальневосточной школы предметного дизайна Vladivostok Design School. Даниэла занимается дизайн-образованием во Владивостоке, основная задача — сделать комфортным ближайшее окружение, подготовить преподавателей и развивать дизайн-комьюнити в регионе.

Для сравнения в 2019 году во Vladivostok Design Week приняли участие 50 дизайнеров и 3000 человек. А в 2022 году (это был уже 4 сезон фестиваля) — 650 дизайнеров и 10 000 человек. У Приморского края высокий потенциал: за 4 года работы проекта удалось сформировать довольно серьезное дизайн-комьюнити.

Даниэла рассказала о курсе по предметному дизайну и дизайн-турах, которые проводит Vladivostok Design School: «Предметному и промышленному дизайну во Владивостоке раньше не уделялось должного внимания, потому что не было образования в этой сфере. Но в 2022 году Vladivostok Design School запустили курс-акселератор по предметному дизайну „Дизайн-производство от концепции до прототипа“, куратором была Светлана Липкина (промышленный дизайнер с 18-летним опытом преподавательской деятельности, основательница бренда „Дизайн и ремесло“, проекта Low-Tech Design и студии графического дизайна Moooore, соавтор конкурса-биеннале „Придумано и сделано в России“ и Альманаха интерьерных решений „Коллекция“). В прошлом года два участника курса Vladivostok Design School попали в шорт-лист премии „Придумано и сделано в России“.

Дизайн-тур VDW-to-MSK — авторская программа, направленная на повышение профессионального уровня в области дизайна интерьеров и предметного дизайна. Среди экспертов были: Сергей Гравчиков, Сердар и Ульяна Яниковы, Петр Сафиуллин, Ольга Дружинина, Лилия Макарова, Алексей Баранов, Александра Санькова, Сергей Смирнов».

Наталья Логутова: «Школа дизайна готова запускать онлайн-программы на уровне средней школы, бакалавриата, магистратуры и дополнительного образования. При наличии в регионе партнера, который готов представлять свою площадку как креативный хаб, куда студенты периодически могли бы приходить, презентовать результаты своего образовательного процесса, встречаться с потенциальными заказчиками, это имеет шансы на успех. Государственное и инициативное партнерство, в котором будут заинтересованы и городские власти, и частный сектор — это то, что нужно всем нам для того, чтобы появлялись молодые специалисты на местах».

Эмма Марашлян, основатель и руководитель MAISON MARASHLYAN COMPANY, привела примеры того, какие институции есть в Армении в сфере дизайн-образования: педагогические университеты (факультеты художественного образования и культуры), Государственный колледж изобразительных искусств имени Паноса Терлемезяна, Центр креативных технологий «Tumo» (филиалы которого есть и в Москве).

Эмма сохраняет и возрождает национальный костюм Армении, который выражает идентичность народа. В 2013 году основала первую фотографическую студию в национальных армянских костюмах.

Эмма о дизайне: «Дизайн — ключевой элемент для выражения национальной идентичности. Бренд страны формируется культурой, традициями, репутацией. Например, в 2016 году армянский хачкар экспонировался в Лувре и после этого дизайнеры-ювелиры активно использовали хачкар в ювелирных украшениях. Армянские ковры 16-го века демонстрируются в Нью-Йоркском Метрополитен-музее, а в Лондоне хранится ковер 1680 года (с именем ткачихи Гоар)».

В конце дискуссии участники пришли к выводу, что чем меньше в голове границ и чем больше насмотренность, тем меньше трудностей в коммуникации возникает. Роль образования и культурных институций в этом вопросе трудно переоценить.

Бакалавриат в Ереване

Школа дизайна НИУ ВШЭ совместно с Российско-Армянским (Славянским) университетом открывает бакалавриат «Коммуникационный дизайн» в Ереване. Ключевой аспект обучения — постоянная практика с параллельным наращиванием скиллсета и теоретической базы для эффективной реализации творческих способностей студентов.

12-15 июля в малом зале Союза художников Армении пройдет выставка по итогам первой номинации конкурса «Параджанов — 100: Коллаж/Плакат». Конкурс «Параджанов — 100: Коллаж/Плакат» был задуман как событие, которое может актуализировать визуальное наследие Сергея Параджанова в творческом сознании молодых специалистов и еще раз позволяет вспомнить вклад мастера в мировую культуру через язык современного дизайна.

Мероприятие проходило 29 июня с 11:00 до 15:00 в гибридном формате в пространстве CREATIVE HUB с использованием платформы видеоконференций VK Звонки.

Читайте также

Школа дизайна НИУ ВШЭ х Яндекс Музей: студенческие проекты как экспонаты, сувениры, изобретения

1 декабря в пространстве Яндекс Музея состоялась церемония награждения победителей студенческого конкурса «Новая жизнь привычных вещей», организованного Школой дизайна НИУ ВШЭ и Яндекс Музеем. Гости церемонии смогли поучаствовать в разборе проектов, познакомиться с авторами, поздравить победителей и узнать больше о дальнейших планах сотрудничества университета и музея. Победители конкурса получили денежные призы. Лучшие работы станут экспонатами Яндекс Музея или появятся в ассортименте его магазина.

«Тенденции индивидуального дизайна». Круглый стол в Artplay

11 апреля в рамках Дизайн Выставки в ЦД Artplay, пройдёт круглый стол «Тенденции индивидуального дизайна». Модератором выступит руководитель направления «Предметный и промышленный дизайн» Мария Степанова.

Студенты профиля познакомятся с современным дизайн-процессом, получат знания о проектировании пользовательского опыта, современных технологиях быстрого прототипирования и моделирования, научатся разрабатывать стратегию развития продукта, учитывающую его жизненный цикл. Начиная с простых проектов, студенты проходят всю цепочку процесса создания продукта — от первичных дизайн-исследований до предпроизводственных прототипов.

Подробнее

Креативные индустрии занимают огромный сектор современной экономики, поэтому профессионалы, способные создавать и управлять эффективными проектами и обладающие творческим потенциалом для наполнения их оригинальным содержанием, становятся самым востребованным ресурсом. Новая программа «Управление к креативных индустриях» спроектирована как ответ на запрос рынка, нуждающегося в специалистах, эффективно сочетающих креативное мышление, авторские, управленческие, проектные компетенции и бизнес-подход.

Как поступить