Паста Voiello Marille

Изображение: сайт https://bravearchitecture.com/praxis/
Изображение: сайт https://bravearchitecture.com/praxis/

Один из главных автодизайнеров ХХ века Джорджетто Джуджаро родился в 1938 году в семье потомственных художников. Его дед Луиджи расписывал фресками стены храмов, отец — Марио — писал картины маслом. Карьера юного Джорджетто была предопределена. В 1952 году, в 14 лет он переехал из родного Гарессио на сотню километров севернее — в Турин, где поступил в художественную школу. Там Джорджетто овладел искусством рисунка и иллюстрации. Особенно нравилось ему рисовать необычные, футуристического облика автомобили.

Изображение: сайт https://www.carbodydesign.com/
Изображение: сайт https://www.carbodydesign.com/

Это увидел один из преподавателей школы, также уроженец Гарессио Эудженио Кольмо — известный карикатурист, работавший под псевдонимом Голиа. Рассказав о нелегкой судьбе художника, он посоветовал Джорджетто задуматься о работе в автомобильной промышленности. Тем более, что племянник Кольмо — Данте Джакоза — был главным инженером компании Fiat. В 1955 году, на празднике в честь окончания школы, Джакоза увидел скетчи Джуджаро, был впечатлен и пригласил его на работу.

Казалось бы, многообещающее начало карьеры. Но за четыре года руководитель его отдела не дал хода ни одному его проекту. В 1959 году разочарованный Джуджаро уходит из Fiat, и вот тут-то все и начинается.

Изображение: сайт https://www.pinterest.com/
Изображение: сайт https://www.pinterest.com/

За 6 лет работы в кузовном ателье Bertone и еще четыре в Ghia Джуджаро проектирует несколько великолепных моделей и создает себе имя. После чего уходит на вольные хлеба — организует собственную инжиниринговую компанию ItalDesign. У этой компании, занимавшейся автомобильным стайлингом, было еще и подразделение промышленного дизайна Giugiaro Design. Оно занималось дизайном самой разнообразной продукции — фотокамер, телефонов, наручных часов и даже стрелкового оружия — пистолетов и автоматов Beretta. Но самый необычный заказ поступил в 1983 году, когда Джуджаро попросили спроектировать... макароны. Нет, не упаковку для них, а самые настоящие макароны.

Изображение: сайт https://www.pinterest.ru/
Изображение: сайт https://www.pinterest.ru/

Неаполитанская фирма Voiello занималась производством макаронных изделий (будем их в дальнейшем называть на итальянский манер — пастой) со дня своего основания в 1879 году. Спустя 100 с лишним лет дела ее шли неплохо, но компания решила выпустить на рынок что-то необычное. Что именно — ее руководители сами неясно представляли. Как рассказывал позже Джуджаро: «У компании было два варианта. Либо паста необычной формы — тогда ей должен был заниматься я. Либо что-то ординарное — тогда они наняли бы Бруно Мунари (известный итальянский художник, скульптор, изобретатель, за разносторонность интересов прозванный Пикассо „новым Леонардо“). Мы представили 12 вариантов дизайна, они выбрали пять из них и передали своим инженерам-технологам».

Изображение: сайт https://loves.domusweb.it/
Изображение: сайт https://loves.domusweb.it/

Спроектировать настоящую итальянскую пасту — не самое простое дело. Она должна удовлетворять ряду требований: не терять форму при варке, но увеличиваться в объеме, не впитывать воду, но впитывать соус. Последнее достигается с помощью рифленой поверхности. Представители Voiello настаивали, чтобы паста была гладкой снаружи, поэтому рифление было нанесено изнутри. Что касается формы — многие считают, что она была навеяна профилем уплотнителя автомобильных дверей. Точно это неизвестно. Возможно, Джуджаро имел в виду лишь греческую букву «бета».

Изображение: сайт https://simanaitissays.com/
Изображение: сайт https://simanaitissays.com/

В честь запуска пасты в производство была организована роскошная презентация. Она проходила в миланской Domus Academy, а за дизайн мероприятия отвечал неоднократно награжденный «Золотым циркулем» Алессандро Мендини. Презентация широко освещалась в прессе, а Джуджаро принесла славу едва ли не большую, чем его автомобили — о спроектированной им пасте написал не только американский Newsweek (в номере, посвященном 20-летию со дня смерти Джона Кеннеди), но даже модный журнал ELLE.

Изображение: сайт https://mammaitaliarestaurantepizzaria.wordpress.com/
Изображение: сайт https://mammaitaliarestaurantepizzaria.wordpress.com/

Однако сама паста, получившая имя Marille, знаменитой не стала. Почему? Джуджаро выделяет две причины. Во-первых, плохая дистрибуция — паста продавалась лишь в нескольких местах, и далеко не все желающие могли купить ее. Во-вторых, она варилась на несколько минут дольше. Добавим от себя — возможно, и название было неудачным. Marille — «абрикос» по-немецки. Но при чем тут абрикосы и Германия? Какие ассоциации это могло вызвать у итальянского потребителя? Вот, например, есть паста под названием Strozzapreti — «душитель священников». Совсем другое дело. Такое имя обращает на себя внимание.

Изображение: сайт https://www.pinterest.com/
Изображение: сайт https://www.pinterest.com/

Макаронные эксперименты Джуджаро на этом не закончились. Компания Afeltra обратилась к нему с просьбой придумать форму для гурманской пасты Gusto. Дизайнер вновь вдохновился автомобильной тематикой, на этот раз взяв за основу сдвоенную выхлопную трубу. Впрочем, опять-таки, автомобильные аллюзии здесь могут быть излишними, и за основу была взята обыкновенная восьмерка. Ну или знак бесконечности. В любом случае, Джуджаро вновь доказал многогранность своего таланта. После макарон он создал огромное количество знаковых автомобилей, от скромного субкомпактного Fiat Punto до гиперкара Bugatti Veyron.

Изображение: сайт https://macaronomania.ru/
Изображение: сайт https://macaronomania.ru/

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.