Аспирантская школа по искусству и дизайну

Обучение в Аспирантской школе по искусству и дизайну объединяет исследовательскую деятельность и практику в сфере социокультурного проектирования. Подготовка аспирантов проходит в очной форме на базе кампуса в Москве.

Подготовка диссертации под руководством научного руководителя длится три года. За это время аспиранты проходят теоретические и практические курсы, публикуют исследования и статьи, принимают участие в работе лабораторий и реализуют три практико-ориентированных проекта.

    Программа

    Траектория исследования наших аспирантов может соответствовать одному из следующих профилей:

    • история и теория искусства;
    • социокультурные, экономические и политические контексты искусства и дизайна;
    • «мир искусства» и его институции, современный художественный процесс и институциональный аспект динамики визуальных искусств;
    • перформанс: история, теории и практики;
    • медиаарт;
    • game studies;
    • мультимедийный и трансмедийный сторителлинг;
    • теория моды;
    • история и теория саунд-арта и саунд-дизайна.

    Профили «монтируются» с научно-исследовательскими лабораториями, цель которых — сосредоточить усилия исследователей (преподавателей и аспирантов) на осмыслении наиболее актуальных научных проблем в сферах искусства и дизайна.

    I год

    На первом курсе аспиранты утверждают тему исследования и научного руководителя, параллельно осваивая теоретические курсы, посвященные исследовательским и художественным стратегиям, и создают свой издательский или мультимедийный проект.

    II год

    Аспиранты работают над исследованием и создают два проекта в разных форматах на материале диссертации.

    III год

    Аспиранты завершают работу над диссертацией, готовят документы для подачи в диссертационный совет и защищают диссертацию.

    Научные руководители

    В качестве научных руководителей в Аспирантской школе по искусству и дизайна работают ведущие практики и теоретики: культурологи, социологи, философы, художники. К сотрудничеству привлекаются как постоянные сотрудники Школы дизайна, так и приглашенные преподаватели.

      Людмила Анатольевна Алябьева

      Академический руководитель аспирантуры Школы дизайна НИУ ВШЭ, кандидат филологических наук, доцент, шеф-редактор журнала «Теория моды: одежда, тело, культура», редактор книжной серии «Библиотека журнала «Теория моды», куратор.

      Екатерина Андреевна Асонова
      Екатерина Андреевна Асонова

      Кандидат педагогических наук. Область исследований: антропология детского и семейного чтения, современная детская и подростковая литература.

      Александр Давидович Боровский
      Александр Давидович Боровский

      Кандидат искусствоведения, куратор. Заведующий Отделом новейших течений Государственного Русского музея

      Татьяна Юрьевна Гнедовская
      Татьяна Юрьевна Гнедовская

      Доктор искусствоведения. Область исследований: немецкая архитектура второй половины XIX-XX века.

      Александра Сергеевна Колесник
      Александра Сергеевна Колесник

      Кандидат исторических наук. Старший научный сотрудник в научных проектах ИГИТИ. Область исследований: история музыки, история и социология знания, новая культурная история.

      Анна Алексеевна Новикова
      Анна Алексеевна Новикова

      Доктор культурологии. Кандидат искусствоведения. Область исследований: антропология медиа, цифровая культура, массовая культура.

      Екатерина Георгиевна Лапина-Кратасюк
      Екатерина Георгиевна Лапина-Кратасюк

      Кандидат культурологии. Область исследований: социология культуры, городское развитие, цифровая среда, кино.

      Николай Юрьевич Молок
      Николай Юрьевич Молок

      Кандидат искусствоведения, куратор. Область исследований: современное искусство.

      Надежда Владимировна Плунгян
      Надежда Владимировна Плунгян

      Кандидат искусствоведения, художник. Область исследований: современное искусство, гендерные исследования.

      Алексей Сергеевич Салин
      Алексей Сергеевич Салин

      Кандидат философских наук. Область исследований: феноменология, герменевтика, исследования науки, game studies.

      Ирина Михайловна Сахно
      Ирина Михайловна Сахно

      Доктор филологических наук, культуролог, искусствовед. Область исследований: русский авангард 1910-1925-х гг.: живопись и поэзия, вербальное и визуальное: грамматика культуры, искусство модернизма.

      Наталья Владимировна Смолянская
      Наталья Владимировна Смолянская

      Кандидат философских наук.Сфера исследований: философия искусства, философия языка, эпистемология искусства.

      Александра Дмитриевна Страусева-Першеева
      Александра Дмитриевна Страусева-Першеева

      Кандидат искусстоведения, кинорежиссер, видеохудожник. Область исследований: современное искусство, визуальные исследования, видеоарт.

      Ирина Евгеньевна Сироткина
      Ирина Евгеньевна Сироткина

      Кандидат психологических наук, PhD (социология). Сфера исследований: интеллектуальная история, история психологии и психиатрии, история танца и двигательной культуры.

      Влад Струков
      Влад Струков

      Доцент Университета Лидза (University of Leeds). Исследователь, куратор, основатель и главный редактор международного журнала «Исследования российских, евразийских и центрально-европейских новых медиа кино и цифровой культуры».

      Татьяна Евгеньевна Фадеева

      Кандидат искусствоведения. Старший преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ. Область исследований: современное искусство, дизайн.

      ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ

      максимальный балл
      50
      Иностранный язык
      максимальный балл
      100
      Специальность
      Собеседование

      Собеседование состоит из двух частей. Максимальная возможная оценка за собеседование составляет 50 баллов.

      В первой части собеседования абитуриент получает 1 вопрос из представленных ниже тем программы собеседования.

      Собеседование проводится индивидуально и предполагает интерактивный диалог членов приемной комиссии с абитуриентом. Члены приемной комиссии оставляют за собой право задавать дополнительные уточняющие вопросы по теме.

      • Первобытное искусство, его формы и особенности.
      • Искусство Древнего Востока (изобразительное искусство и архитектура стран Передней Азии).
      • Искусство Древнего Египта (архитектура и изобразительное искусство).
      • Искусство Древней Греции (основные этапы, особенности развития).
      • Искусство Древнего Рима (архитектура, скульптура, живопись).
      • Искусство Византии (основные этапы развития и их особенности, архитектура, мозаика, иконопись).
      • Романское искусство.
      • Архитектура и скульптура готики.
      • Древнерусское искусство.
      • Искусство Возрождения.
      • Искусство барокко.
      • Западноевропейское искусство 18 в.
      • Западноевропейское искусство 19 в.
      • Отечественное искусство 17-19 в.
      • Истоки авангарда. Гоген. Сезанн. Примитивизм. Фовизм. Кубизм.
      • Экспрессионизм и неоэкспрессионизм.
      • Пикассо и кубизм. Роль Пикассо в искусстве 20 в.
      • Итальянский футуризм.
      • Дадаизм. Марсель Дюшан и концептуализм.
      • Сюрреализм. Пикассо. Клее. Миро. Дали. Магритт.
      • Художественный авангард в России 1910-1917 гг. Основные представители и течения.
      • Конструктивизм.
      • Искусство между войнами.
      • Послевоенное американское искусство.
      • Н. Кейдж и Флюксус. Ситуационистский интернационал.
      • Постмодернизм в искусстве.
      • Молодые британские художники (YBA).
      • Стрит-арт.
      • Перформанс: истоки и современность.
      • Официальное искусство сталинского периода.
      • Советское неофициальное искусство. Лианозовская школа, московский романтический концептуализм, соц-арт. Московский акционизм.
      • Российское искусство 2000-х гг.
      • Фотография в искусстве 20-21 вв.
      • Значение новых технологий в становлении современных художественных практик. Видео-арт, технологическое искусство. Science art. VR(виртуальная реальность), смешанная реальность.
      • Нет-арт, пост-интернет искусство.

      Во второй части собеседования абитуриент рассказывает о своих научных интересах и теме исследования, над которым он планирует работать в период обучения в аспирантуре, а также о том, как он видит реализацию своего исследования в проектном формате.

      Конкурс портфолио

      Для участия в конкурсе портфолио абитуриент подает мотивационное письмо, в котором описывает свои интересы и мотивы поступления в аспирантуру, а также обозначает предполагаемую тему исследования (при этом абитуриент может выбрать одну из тем, предлагаемых к разработке Школой дизайна НИУ ВШЭ или предложить свою тему).

      Мотивационное письмо должно содержать обзор наиболее важных исследовательских достижений в выбранной области (с библиографическими ссылками), а также оценку текущей ситуации в академическом дискурсе (анализ пробелов, упущений и ошибок в текущих исследованиях).

      Абитуриент должен перечислить вопросы, на которые хотел бы ответить в процессе работы над своим исследованием (не менее пяти). Кроме того, необходимо обозначить стратегию исследования (набор процедур для ответа на вопросы исследования, эмпирические данные и предполагаемые методы исследования).

      Структура мотивационного письма:

      • Область исследования;
      • Предполагаемая тема диссертации;
      • Проблема исследования / основной вопрос исследования;
      • Актуальность и новизна темы исследования;
      • Степень научной разработанности темы исследования;
      • Цель и задачи исследования (соотнесенные с методами и ориентированные на результат);
      • Объект и предмет исследования;
      • Теоретическая и источниковая база исследования;
      • Приблизительная структура диссертации (краткий или развернутый план);
      • Ожидаемые результаты исследования;
      • Список упомянутых в тексте источников.

      Кроме мотивационного письма, абитуриенты могут предоставить дополнительные документы.

      Другие документы

      • Резюме (CV);
      • Сведения об участии в конференциях, выставках, конкурсах, школах, исследовательских проектах, научных грантах, олимпиадах и пр.;
      • Список публикаций;
      • Копию диплома об образовании или справку об успеваемости с перечнем изученных дисциплин и полученных оценок;
      • Рекомендательное письмо от специалиста, знакомого с достижениями абитуриента;
      • Документы, подтверждающие опыт работы абитуриента.

      Лаборатории

      Лаборатории Аспирантской школы по искусству и дизайну НИУ ВШЭ — это площадки, предназначенные для проведения исследований, пространство научного поиска и экспериментов в целях получения новых знаний.

      Лаборатории объединяют аспирантов и преподавателей Аспирантской школы и ведущих специалистов в сфере искусства и дизайна. Состав участников подбирается в зависимости от целей конкретного исследования. Главная цель работы лабораторий — инициирование новых научных разработок и изложение результатов в статьях в ведущих научных журналах и докладах на конференциях, представление исследовательских результатов в мировом научном сообществе.

      Исследовательская платформа, посвященная истории московских выставок и актуальным вопросам кураторства.

      Перфоманс как исследование социального

      Лаборатория объединяет теоретиков и практиков перформанса, просветительские лекции, семинары, круглые столы, дискуссии и практику перформанса в стенах Школы дизайна и на внешних площадках.

      Научные конференции

      Imagining the Unusual 2019

      Даты: 19 — 21 сентября 2019

      Онлайн-конференция «Эстетика добра и зла в видеоиграх»

      Прием заявок до 25 августа 2020 года.

      Даты: 24-25 сентября 2020 года.

      Даты: 10 — 12 апреля 2019

      Новости

      Аспирантская школа по искусству и дизайну и Московский центр исследований видеоигр объявляют о приеме заявок на участие в конференции «Эстетика добра и зла в видеоиграх», которая пройдет 24-25 сентября 2020 года в дистанционном формате.
      Международная конференция «Теории и практики искусства и дизайна: социокультурные, экономические и политические контексты» пройдёт в стенах Школы дизайна третий раз.
      Набор в междисциплинарную лабораторию и летнюю школу PeARL, посвященную взаимодействию «перформанса» и его изучения.
      Журнал «Теория Моды: одежда, тело, культура» открывает онлайн-конференцию «The New Normal»: Sartorial and Body Practices of the Quarantine Era, видео с докладами Лейни Бертон, Анны Анисимовой, Марии Скивко и Земфиры Саламовой.
      Преподаватель Школы дизайна рассказывает о работе над книгой, значении дискуссий и сотрудничестве со студентами. 25 июня в 18:30 состоится онлайн-презентация с участием автора.

      Аспиранты

      Валерия Пуховицкая

      «Мода и политика: трансформации и медиации идентичности в России с 2014 года»

      Татьяна Миронова

      «Проблема репрезентации памяти в современном искусстве»

      Публикации

      Павел Корин в Нью-Йорке.

      Из истории советско-американского выставочного обмена. Анастасия Курляндцева//Искусствознание. 2019. № 2.

      Статья посвящена истории выставки Павла Корина в Нью-Йорке, прошедшей в 1965 году, ее подготовке и политическому контексту.

      Мебель эпохи оптимизма

      Артем Дежурко // The rake daily

      Эссе о советской мебели 1960-70-х годов, ее истории и эстетике.

      The Potential of the Visual Narrative in Multilingual Environment

      The Case of Modern Children’s Picture books. Мария Сазоненко //Proceedings of the International Conference on European Multilingualism: Shaping Sustainable Educational and Social Environment (EMSSESE) on April 23, 2019

      В статье проанализированы иллюстрированные книги последних лет и предпринята попытка проанализировать, какую роль они играют в формировании многоязычной среды.

      О Высшей школе экономики

      40 300
      студентов и аспирантов
      7 000
      преподавателей и исследователей
      245
      программ высшего образования

      Школа дизайна — подразделение одного из ведущих российских университетов — Высшей школы экономики, которая входит в 40 лучших молодых университетов мира (QS), состоит в большинстве авторитетных международных образовательных рейтингов (QS, THE, ARWU, U.S. News Best Global Universities Subject). Вышка — это не только гигантская научная лаборатория, но и представительная экспертная площадка: сотрудники ВШЭ принимают активное участие в ключевых экспертных дискуссиях, входят в состав многих коллегиальных и совещательных органов при президенте и правительстве России, являются лидерами мнений по важнейшим вопросам в сфере образования, социальной политики, здравоохранения, демографии, рынка труда, транспорта, государственного управления, технологического развития.