Аспирантская школа по искусству и дизайну

Обучение в Аспирантской школе по искусству и дизайну объединяет исследовательскую деятельность и практику в сфере социокультурного проектирования. Подготовка аспирантов проходит в очной форме на базе кампуса в Москве.

Подготовка диссертации под руководством научного руководителя длится три года. За это время аспиранты проходят теоретические и практические курсы, публикуют исследования и статьи, принимают участие в работе лабораторий и реализуют три практико-ориентированных проекта.

    Программа

    Траектория исследования наших аспирантов может соответствовать одному из следующих профилей:

    • история и теория искусства;
    • социокультурные, экономические и политические контексты искусства и дизайна;
    • «мир искусства» и его институции, современный художественный процесс и институциональный аспект динамики визуальных искусств;
    • перформанс: история, теории и практики;
    • медиаарт;
    • game studies;
    • мультимедийный и трансмедийный сторителлинг;
    • теория моды;
    • история и теория саунд-арта и саунд-дизайна.

    Профили «монтируются» с научно-исследовательскими лабораториями, цель которых — сосредоточить усилия исследователей (преподавателей и аспирантов) на осмыслении наиболее актуальных научных проблем в сферах искусства и дизайна.

    I год

    На первом курсе аспиранты утверждают тему исследования и научного руководителя, параллельно осваивая теоретические курсы, посвященные исследовательским и художественным стратегиям, и создают свой издательский или мультимедийный проект.

    II год

    Аспиранты работают над исследованием и создают два проекта в разных форматах на материале диссертации.

    III год

    Аспиранты завершают работу над диссертацией, готовят документы для подачи в диссертационный совет и защищают диссертацию.

    Научные руководители

    В качестве научных руководителей в Аспирантской школе по искусству и дизайна работают ведущие практики и теоретики: культурологи, социологи, философы, художники. К сотрудничеству привлекаются как постоянные сотрудники Школы дизайна, так и приглашенные преподаватели.

    Людмила Анатольевна Алябьева

    Академический руководитель аспирантуры Школы дизайна НИУ ВШЭ, кандидат филологических наук, доцент, шеф-редактор журнала «Теория моды: одежда, тело, культура», редактор книжной серии «Библиотека журнала «Теория моды», куратор.

    Екатерина Андреевна Асонова
    Екатерина Андреевна Асонова

    Кандидат педагогических наук. Область исследований: антропология детского и семейного чтения, современная детская и подростковая литература.

    Александр Давидович Боровский
    Александр Давидович Боровский

    Кандидат искусствоведения, куратор. Заведующий Отделом новейших течений Государственного Русского музея

    Татьяна Юрьевна Гнедовская
    Татьяна Юрьевна Гнедовская

    Доктор искусствоведения. Область исследований: немецкая архитектура второй половины XIX-XX века.

    Александра Сергеевна Колесник
    Александра Сергеевна Колесник

    Кандидат исторических наук. Старший научный сотрудник в научных проектах ИГИТИ. Область исследований: история музыки, история и социология знания, новая культурная история.

    Анна Алексеевна Новикова
    Анна Алексеевна Новикова

    Доктор культурологии. Кандидат искусствоведения. Область исследований: антропология медиа, цифровая культура, массовая культура.

    Екатерина Георгиевна Лапина-Кратасюк
    Екатерина Георгиевна Лапина-Кратасюк

    Кандидат культурологии. Область исследований: социология культуры, городское развитие, цифровая среда, кино.

    Николай Юрьевич Молок
    Николай Юрьевич Молок

    Кандидат искусствоведения, куратор. Область исследований: современное искусство.

    Надежда Владимировна Плунгян
    Надежда Владимировна Плунгян

    Кандидат искусствоведения, художник. Область исследований: современное искусство, гендерные исследования.

    Алексей Сергеевич Салин
    Алексей Сергеевич Салин

    Кандидат философских наук. Область исследований: феноменология, герменевтика, исследования науки, game studies.

    Ирина Михайловна Сахно
    Ирина Михайловна Сахно

    Доктор филологических наук, культуролог, искусствовед. Область исследований: русский авангард 1910-1925-х гг.: живопись и поэзия, вербальное и визуальное: грамматика культуры, искусство модернизма.

    Наталья Владимировна Смолянская
    Наталья Владимировна Смолянская

    Кандидат философских наук.Сфера исследований: философия искусства, философия языка, эпистемология искусства.

    Александра Дмитриевна Страусева-Першеева
    Александра Дмитриевна Страусева-Першеева

    Кандидат искусстоведения, кинорежиссер, видеохудожник. Область исследований: современное искусство, визуальные исследования, видеоарт.

    Ирина Евгеньевна Сироткина
    Ирина Евгеньевна Сироткина

    Кандидат психологических наук, PhD (социология). Сфера исследований: интеллектуальная история, история психологии и психиатрии, история танца и двигательной культуры.

    Влад Струков
    Влад Струков

    Доцент Университета Лидза (University of Leeds). Исследователь, куратор, основатель и главный редактор международного журнала «Исследования российских, евразийских и центрально-европейских новых медиа кино и цифровой культуры».

    Татьяна Евгеньевна Фадеева

    Кандидат искусствоведения. Старший преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ. Область исследований: современное искусство, дизайн.

    ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ

    максимальный балл
    50
    Иностранный язык
    максимальный балл
    100
    Специальность
    Собеседование

    Собеседование состоит из двух частей. Максимальная возможная оценка за собеседование составляет 50 баллов.

    В первой части собеседования абитуриент получает 1 вопрос из представленных ниже тем программы собеседования.

    Собеседование проводится индивидуально и предполагает интерактивный диалог членов приемной комиссии с абитуриентом. Члены приемной комиссии оставляют за собой право задавать дополнительные уточняющие вопросы по теме.

    • Первобытное искусство, его формы и особенности.
    • Искусство Древнего Востока (изобразительное искусство и архитектура стран Передней Азии).
    • Искусство Древнего Египта (архитектура и изобразительное искусство).
    • Искусство Древней Греции (основные этапы, особенности развития).
    • Искусство Древнего Рима (архитектура, скульптура, живопись).
    • Искусство Византии (основные этапы развития и их особенности, архитектура, мозаика, иконопись).
    • Романское искусство.
    • Архитектура и скульптура готики.
    • Древнерусское искусство.
    • Искусство Возрождения.
    • Искусство барокко.
    • Западноевропейское искусство 18 в.
    • Западноевропейское искусство 19 в.
    • Отечественное искусство 17-19 в.
    • Истоки авангарда. Гоген. Сезанн. Примитивизм. Фовизм. Кубизм.
    • Экспрессионизм и неоэкспрессионизм.
    • Пикассо и кубизм. Роль Пикассо в искусстве 20 в.
    • Итальянский футуризм.
    • Дадаизм. Марсель Дюшан и концептуализм.
    • Сюрреализм. Пикассо. Клее. Миро. Дали. Магритт.
    • Художественный авангард в России 1910-1917 гг. Основные представители и течения.
    • Конструктивизм.
    • Искусство между войнами.
    • Послевоенное американское искусство.
    • Н. Кейдж и Флюксус. Ситуационистский интернационал.
    • Постмодернизм в искусстве.
    • Молодые британские художники (YBA).
    • Стрит-арт.
    • Перформанс: истоки и современность.
    • Официальное искусство сталинского периода.
    • Советское неофициальное искусство. Лианозовская школа, московский романтический концептуализм, соц-арт. Московский акционизм.
    • Российское искусство 2000-х гг.
    • Фотография в искусстве 20-21 вв.
    • Значение новых технологий в становлении современных художественных практик. Видео-арт, технологическое искусство. Science art. VR(виртуальная реальность), смешанная реальность.
    • Нет-арт, пост-интернет искусство.

    Во второй части собеседования абитуриент рассказывает о своих научных интересах и теме исследования, над которым он планирует работать в период обучения в аспирантуре, а также о том, как он видит реализацию своего исследования в проектном формате.

    Конкурс портфолио

    Для участия в конкурсе портфолио абитуриент подает мотивационное письмо, в котором описывает свои интересы и мотивы поступления в аспирантуру, а также обозначает предполагаемую тему исследования (при этом абитуриент может выбрать одну из тем, предлагаемых к разработке Школой дизайна НИУ ВШЭ или предложить свою тему).

    Мотивационное письмо должно содержать обзор наиболее важных исследовательских достижений в выбранной области (с библиографическими ссылками), а также оценку текущей ситуации в академическом дискурсе (анализ пробелов, упущений и ошибок в текущих исследованиях).

    Абитуриент должен перечислить вопросы, на которые хотел бы ответить в процессе работы над своим исследованием (не менее пяти). Кроме того, необходимо обозначить стратегию исследования (набор процедур для ответа на вопросы исследования, эмпирические данные и предполагаемые методы исследования).

    Структура мотивационного письма:

    • Область исследования;
    • Предполагаемая тема диссертации;
    • Проблема исследования / основной вопрос исследования;
    • Актуальность и новизна темы исследования;
    • Степень научной разработанности темы исследования;
    • Цель и задачи исследования (соотнесенные с методами и ориентированные на результат);
    • Объект и предмет исследования;
    • Теоретическая и источниковая база исследования;
    • Приблизительная структура диссертации (краткий или развернутый план);
    • Ожидаемые результаты исследования;
    • Список упомянутых в тексте источников.

    Кроме мотивационного письма, абитуриенты могут предоставить дополнительные документы.

    Другие документы

    • Резюме (CV);
    • Сведения об участии в конференциях, выставках, конкурсах, школах, исследовательских проектах, научных грантах, олимпиадах и пр.;
    • Список публикаций;
    • Копию диплома об образовании или справку об успеваемости с перечнем изученных дисциплин и полученных оценок;
    • Рекомендательное письмо от специалиста, знакомого с достижениями абитуриента;
    • Документы, подтверждающие опыт работы абитуриента.

    Лаборатории

    Лаборатории Аспирантской школы по искусству и дизайну НИУ ВШЭ — это площадки, предназначенные для проведения исследований, пространство научного поиска и экспериментов в целях получения новых знаний.

    Лаборатории объединяют аспирантов и преподавателей Аспирантской школы и ведущих специалистов в сфере искусства и дизайна. Состав участников подбирается в зависимости от целей конкретного исследования. Главная цель работы лабораторий — инициирование новых научных разработок и изложение результатов в статьях в ведущих научных журналах и докладах на конференциях, представление исследовательских результатов в мировом научном сообществе.

    Исследовательская платформа, посвященная истории московских выставок и актуальным вопросам кураторства.

    Перфоманс как исследование социального

    Лаборатория объединяет теоретиков и практиков перформанса, просветительские лекции, семинары, круглые столы, дискуссии и практику перформанса в стенах Школы дизайна и на внешних площадках.

    Научные конференции

    Международная конференция Imagining the Unusual 2019

    «Представляя необычное: когнитивный диссонанс, разрыв шаблона и прочие фантастические твари»

    Даты: 19 — 21 сентября 2019

    В центре внимания участников перспективы развития искусства и науки об искусстве, вопросы о месте и роли искусства в современном обществе.
    Даты: 10 — 12 апреля 2019

    Новости

    В Школе дизайна прошла дискуссия «Сайнстер = интеллектуал = интеллигент». Обычно они встречаются на открытых лекциях или онлайн. Публичные интеллектуалы в качестве рассказчиков, а сайнстеры — в роли слушателей. Мы предлагаем изменить формат. Встретиться на равных за круглым столом и поговорить о моде на знания, упакованные в развлекательные формы.
    Электротеатр Станиславский совместно с Аспирантской школой по искусству и дизайну НИУ ВШЭ продолжают цикл лекций «Перформанс как исследование социального». 19 января в фойе Электротеатра «Станиславский» пройдёт круглый стол «Перформанс в городе: арт-практики и изменение городских пространств».
    13 декабря в ЦТИ Фабрика открылась выставка «Дым и шоколад». Выставка создана группой художников по итогам поездки в Кенозерский национальный парк. Участники: Анна Козловская, Наталя Смолянская, Дима Филиппов и аспирантка Школы дизайна Татьяна Миронова.
    В Школе дизайна пройдёт круглый стол, посвящённый проблемам современного образования в области искусства и дизайна. Это вторая встреча в серии дискуссий, инициированных Аспирантской школой по искусству и дизайну.
    9 декабря и 10 декабря в Школе дизайна НИУ ВШЭ пройдут лекции Сары Уилсон, профессора истории искусств в Институте Курто в Лондоне.

    Аспиранты

    Валерия Пуховицкая

    «Мода и политика: трансформации и медиации идентичности в России с 2014 года»

    Татьяна Миронова

    «Проблема репрезентации памяти в современном искусстве»

    Публикации

    Павел Корин в Нью-Йорке.

    Из истории советско-американского выставочного обмена. Анастасия Курляндцева//Искусствознание. 2019. № 2.

    Статья посвящена истории выставки Павла Корина в Нью-Йорке, прошедшей в 1965 году, ее подготовке и политическому контексту.

    Мебель эпохи оптимизма

    Артем Дежурко // The rake daily

    Эссе о советской мебели 1960-70-х годов, ее истории и эстетике.

    The Potential of the Visual Narrative in Multilingual Environment

    The Case of Modern Children’s Picture books. Мария Сазоненко //Proceedings of the International Conference on European Multilingualism: Shaping Sustainable Educational and Social Environment (EMSSESE) on April 23, 2019

    В статье проанализированы иллюстрированные книги последних лет и предпринята попытка проанализировать, какую роль они играют в формировании многоязычной среды.

    О Высшей школе экономики

    40 300
    студентов и аспирантов
    7 000
    преподавателей и исследователей
    245
    программ высшего образования

    Школа дизайна — подразделение одного из ведущих российских университетов — Высшей школы экономики, которая входит в 40 лучших молодых университетов мира (QS), состоит в большинстве авторитетных международных образовательных рейтингов (QS, THE, ARWU, U.S. News Best Global Universities Subject). Вышка — это не только гигантская научная лаборатория, но и представительная экспертная площадка: сотрудники ВШЭ принимают активное участие в ключевых экспертных дискуссиях, входят в состав многих коллегиальных и совещательных органов при президенте и правительстве России, являются лидерами мнений по важнейшим вопросам в сфере образования, социальной политики, здравоохранения, демографии, рынка труда, транспорта, государственного управления, технологического развития.