Аспирантская школа по искусству и дизайну

Проекты
«Место искусства»

Dance and performance studies

Аспирантская школа по искусству и дизайну реализует подготовку аспирантов в очной аспирантуре — на базе кампуса в Москве.

Аспиранты обучаются в рамках направления «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура» по следующим профилям:

  • история и теория искусства;
  • социокультурные, экономические и политические контексты искусства и дизайна;
  • социология искусства и культурные индустрии;
  • «мир искусства» и его институции, современный художественный процесс и институциональный аспект динамики визуальных искусств;
  • история и теория архитектуры;
  • теория моды.

Аспирантская школа по искусству и дизайну представляет собой программу нового формата, которая открывает нашим студентам и выпускникам возможности профессионального развития не только в сфере академических исследований или преподавания, но и в сфере социокультурного проектирования. Обучение на программе позволит наряду с исследовательскими компетенциями овладеть прикладными навыками проектной работы в сфере культуры.

Программа Аспирантской школы по искусству и дизайну предоставляет уникальную возможность совместить исследовательскую работу с прикладным проектом, разработанным на основе материалов диссертации. Среди возможных проектных треков:

  • разработка выставочного проекта, осуществить который можно будет в виртуальном пространстве или на площадке одного из музеев или галерей, партнеров программы;
  • разработка онлайн-курса, который позволит превратить диссертационную работу в образовательный онлайн проект;
  • разработка издательского проекта и др.
  • в нашу аспирантуру вы можете прийти со своей темой, а можете сформулировать ее в процессе обсуждения с научным руководителем. Школа дизайна предлагает лишь некоторые примеры направлений для исследования.

Наша Аспирантская школа — это сообщество ученых с самыми разными академическими интересами, которые простираются от современного искусства, комиксов и видеоигр до кинематографа, перформанса и wearable technologies. Наша Аспирантская школа — это проектные лаборатории, объединяющие теоретиков и практиков искусства и дизайна.

Одним словом, если вы готовы погрузиться в серьезную исследовательскую работу и одновременно хотите увидеть, как ваши академические штудии находят свое продолжение в прикладных проектах — приходите, и мы сделаем это вместе!

ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ

максимальный балл
50
Иностранный язык
максимальный балл
100
Специальность
Собеседование

Собеседование состоит из двух частей. Максимальная возможная оценка за собеседование составляет 50 баллов.

В первой части собеседования абитуриент получает 1 вопрос из представленных ниже тем программы собеседования.

Собеседование проводится индивидуально и предполагает интерактивный диалог членов приемной комиссии с абитуриентом. Члены приемной комиссии оставляют за собой право задавать дополнительные уточняющие вопросы по теме.

  • Первобытное искусство, его формы и особенности.
  • Искусство Древнего Востока (изобразительное искусство и архитектура стран Передней Азии).
  • Искусство Древнего Египта (архитектура и изобразительное искусство).
  • Искусство Древней Греции (основные этапы, особенности развития).
  • Искусство Древнего Рима (архитектура, скульптура, живопись).
  • Искусство Византии (основные этапы развития и их особенности, архитектура, мозаика, иконопись).
  • Романское искусство.
  • Архитектура и скульптура готики.
  • Древнерусское искусство.
  • Искусство Возрождения.
  • Искусство барокко.
  • Западноевропейское искусство 18 в.
  • Западноевропейское искусство 19 в.
  • Отечественное искусство 17-19 в.
  • Истоки авангарда. Гоген. Сезанн. Примитивизм. Фовизм. Кубизм.
  • Экспрессионизм и неоэкспрессионизм.
  • Пикассо и кубизм. Роль Пикассо в искусстве 20 в.
  • Итальянский футуризм.
  • Дадаизм. Марсель Дюшан и концептуализм.
  • Сюрреализм. Пикассо. Клее. Миро. Дали. Магритт.
  • Художественный авангард в России 1910-1917 гг. Основные представители и течения.
  • Конструктивизм.
  • Искусство между войнами.
  • Послевоенное американское искусство.
  • Н. Кейдж и Флюксус. Ситуационистский интернационал.
  • Постмодернизм в искусстве.
  • Молодые британские художники (YBA).
  • Стрит-арт.
  • Перформанс: истоки и современность.
  • Официальное искусство сталинского периода.
  • Советское неофициальное искусство. Лианозовская школа, московский романтический концептуализм, соц-арт. Московский акционизм.
  • Российское искусство 2000-х гг.
  • Фотография в искусстве 20-21 вв.
  • Значение новых технологий в становлении современных художественных практик. Видео-арт, технологическое искусство. Science art. VR(виртуальная реальность), смешанная реальность.
  • Нет-арт, пост-интернет искусство.

Во второй части собеседования абитуриент рассказывает о своих научных интересах и теме исследования, над которым он планирует работать в период обучения в аспирантуре, а также о том, как он видит реализацию своего исследования в проектном формате.

Конкурс портфолио

Для участия в конкурсе портфолио абитуриент подает мотивационное письмо, в котором описывает свои интересы и мотивы поступления в аспирантуру, а также обозначает предполагаемую тему исследования (при этом абитуриент может выбрать одну из тем, предлагаемых к разработке Школой дизайна НИУ ВШЭ или предложить свою тему).
Мотивационное письмо должно содержать обзор наиболее важных исследовательских достижений в выбранной области (с библиографическими ссылками), а также оценку текущей ситуации в академическом дискурсе (анализ пробелов, упущений и ошибок в текущих исследованиях).
Абитуриент должен перечислить вопросы, на которые хотел бы ответить в процессе работы над своим исследованием (не менее пяти). Кроме того, необходимо обозначить стратегию исследования (набор процедур для ответа на вопросы исследования, эмпирические данные и предполагаемые методы исследования).

Структура мотивационного письма:

Область исследования;
Предполагаемая тема диссертации;
Проблема исследования / основной вопрос исследования;
Актуальность и новизна темы исследования;
Степень научной разработанности темы исследования;
Цель и задачи исследования (соотнесенные с методами и ориентированные на результат);
Объект и предмет исследования;
Теоретическая и источниковая база исследования;
Приблизительная структура диссертации (краткий или развернутый план);
Ожидаемые результаты исследования;
Список упомянутых в тексте источников.

Кроме мотивационного письма, абитуриенты могут предоставить дополнительные документы.

Другие документы

  • Резюме (CV);
  • Сведения об участии в конференциях, выставках, конкурсах, школах, исследовательских проектах, научных грантах, олимпиадах и пр.;
  • Список публикаций;
  • Копию диплома об образовании или справку об успеваемости с перечнем изученных дисциплин и полученных оценок;
  • Рекомендательное письмо от специалиста, знакомого с достижениями абитуриента;
  • Документы, подтверждающие опыт работы абитуриента.

Научные конференции

В центре внимания участников перспективы развития искусства и науки об искусстве, вопросы о месте и роли искусства в современном обществе.
Даты: 10 — 12 апреля 2019

About HSE

40 300
students
7 000
professors and researchers
245
educational programmes

HSE ART AND DESIGN SCHOOL is a subdivision of the Higher School of Economics National Research University, one of the leading universities in Russia, a participant of the majority of authoritative international educational ratings (QS, ARWU, Times Higher Education, U.S. News Best Global Universities Subject). It’s not only a huge scientific laboratory, but a representative expert platform as well: the HSE personnel are actively involved in the key expert discussions, they are members of many collegiate and consultative bodies and are opinion leaders of the most important issues in the sphere of education, social policy, healthcare, demography, labor market, transport, public administration, and technological development.