Аспирантская школа по искусству и дизайну

Обучение в Аспирантской школе по искусству и дизайну объединяет исследовательскую деятельность и практику в сфере социокультурного проектирования. Подготовка аспирантов проходит в очной форме на базе кампуса в Москве.

Подготовка диссертации под руководством научного руководителя длится три года. За это время аспиранты проходят теоретические и практические курсы, публикуют исследования и статьи, принимают участие в работе лабораторий и реализуют три практико-ориентированных проекта.

    ПОСТУПЛЕНИЕ 2023

    3 года
    Очная форма обучения
    4 бюджетных места
    5 коммерческих мест
    586 000 руб
    Языки обучения: rus/eng

    О программе

    Контакты

    • 109028 Москва, ул. Малая Пионерская, д. 12
    • +7 916 6136739
    • design@hse.ru
    Людмила Алябьева
    Академический руководитель
    Людмила Алябьева

    Первая волна

    Приём документов: с 1 декабря 2022 года по 13 марта 2023 года (до 18:00 по московскому времени).

    Вступительные испытания: с 27 марта по 21 апреля 2023 года.

    Вторая волна

    Приём документов: с 1 августа по 14 сентября 2023 года (до 18:00 по московскому времени).

    Вступительные испытания: с 26 сентября по 13 октября 2023 года.

    Программа

    Траектория исследования наших аспирантов может соответствовать одному из следующих профилей:

    • история и теория искусства;
    • социокультурные, экономические и политические контексты искусства и дизайна;
    • «мир искусства» и его институции, современный художественный процесс и институциональный аспект динамики визуальных искусств;
    • перформанс: история, теории и практики;
    • медиаарт;
    • game studies;
    • мультимедийный и трансмедийный сторителлинг;
    • теория моды;
    • история и теория саунд-арта и саунд-дизайна.

    Профили «монтируются» с научно-исследовательскими лабораториями, цель которых — сосредоточить усилия исследователей (преподавателей и аспирантов) на осмыслении наиболее актуальных научных проблем в сферах искусства и дизайна.

    I год

    На первом курсе аспиранты утверждают тему исследования и научного руководителя, параллельно осваивая теоретические курсы, посвященные исследовательским и художественным стратегиям, и создают свой издательский или мультимедийный проект.

    II год

    Аспиранты работают над исследованием и создают два проекта в разных форматах на материале диссертации.

    III год

    Аспиранты завершают работу над диссертацией, готовят документы для подачи в диссертационный совет и защищают диссертацию.

    Научные руководители

    В качестве научных руководителей в Аспирантской школе по искусству и дизайна работают ведущие практики и теоретики: культурологи, социологи, философы, художники. К сотрудничеству привлекаются как постоянные сотрудники Школы дизайна, так и приглашенные преподаватели.

      Людмила Анатольевна Алябьева

      Академический руководитель аспирантуры Школы дизайна НИУ ВШЭ, кандидат филологических наук, доцент, шеф-редактор журнала «Теория моды: одежда, тело, культура», редактор книжной серии «Библиотека журнала «Теория моды», куратор.

      Виктория Викторовна Семёнова
      Виктория Викторовна Семёнова
      Александра Николаевна Селиванова
      Александра Николаевна Селиванова
      Кетеван Карловна Чухрукидзе
      Кетеван Карловна Чухрукидзе
      Галина Анатольевна Орлова
      Галина Анатольевна Орлова
      Ксения Александровна Малич
      Ксения Александровна Малич
      Татьяна Петровна Лифинцева
      Татьяна Петровна Лифинцева
      Дмитрий Владимирович Галкин
      Дмитрий Владимирович Галкин
      Татьяна Юрьевна Дашкова
      Татьяна Юрьевна Дашкова
      Ксения Олеговна Гусарова
      Ксения Олеговна Гусарова
      Анна Геннадиевна Ганжа
      Анна Геннадиевна Ганжа
      Ульяна Викторовна Аристова
      Ульяна Викторовна Аристова
      Екатерина Андреевна Асонова
      Екатерина Андреевна Асонова

      Кандидат педагогических наук. Область исследований: антропология детского и семейного чтения, современная детская и подростковая литература.

      Александр Давидович Боровский
      Александр Давидович Боровский

      Кандидат искусствоведения, куратор. Заведующий Отделом новейших течений Государственного Русского музея

      Татьяна Юрьевна Гнедовская
      Татьяна Юрьевна Гнедовская

      Доктор искусствоведения. Область исследований: немецкая архитектура второй половины XIX-XX века.

      Александра Сергеевна Колесник
      Александра Сергеевна Колесник

      Кандидат исторических наук. Старший научный сотрудник в научных проектах ИГИТИ. Область исследований: история музыки, история и социология знания, новая культурная история.

      Анна Алексеевна Новикова
      Анна Алексеевна Новикова

      Доктор культурологии. Кандидат искусствоведения. Область исследований: антропология медиа, цифровая культура, массовая культура.

      Екатерина Георгиевна Лапина-Кратасюк
      Екатерина Георгиевна Лапина-Кратасюк

      Кандидат культурологии. Область исследований: социология культуры, городское развитие, цифровая среда, кино.

      Николай Юрьевич Молок
      Николай Юрьевич Молок

      Кандидат искусствоведения, куратор. Область исследований: современное искусство.

      Надежда Владимировна Плунгян
      Надежда Владимировна Плунгян

      Кандидат искусствоведения, художник. Область исследований: современное искусство, гендерные исследования.

      Алексей Сергеевич Салин
      Алексей Сергеевич Салин

      Кандидат философских наук. Область исследований: феноменология, герменевтика, исследования науки, game studies.

      Ирина Михайловна Сахно
      Ирина Михайловна Сахно

      Доктор филологических наук, культуролог, искусствовед. Область исследований: русский авангард 1910-1925-х гг.: живопись и поэзия, вербальное и визуальное: грамматика культуры, искусство модернизма.

      Наталья Владимировна Смолянская
      Наталья Владимировна Смолянская

      Кандидат философских наук. Сфера исследований: философия искусства, философия языка, эпистемология искусства.

      Александра Дмитриевна Страусева-Першеева
      Александра Дмитриевна Страусева-Першеева

      Кандидат искусстоведения, кинорежиссер, видеохудожник. Область исследований: современное искусство, визуальные исследования, видеоарт.

      Ирина Евгеньевна Сироткина
      Ирина Евгеньевна Сироткина

      Кандидат психологических наук, PhD (социология). Сфера исследований: интеллектуальная история, история психологии и психиатрии, история танца и двигательной культуры.

      Влад Струков
      Влад Струков

      Доцент Университета Лидс (University of Leeds). Исследователь, куратор, основатель и главный редактор международного журнала «Исследования российских, евразийских и центрально-европейских новых медиа кино и цифровой культуры».

      Татьяна Евгеньевна Фадеева

      Кандидат искусствоведения. Старший преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ. Область исследований: современное искусство, дизайн.

      ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ

      максимальный балл
      50
      Иностранный язык
      максимальный балл
      100
      Специальность

      Подробнее об экзаменах

      Иностранный язык

      На вступительном испытании поступающий должен продемонстрировать умение пользоваться иностранным языком как средством культурного и профессионального общения. Поступающий должен владеть орфографическими, лексическими и грамматическими нормами иностранного языка и правильно использовать их во всех видах речевой деятельности, представленных в сфере культурного, профессионального и научного общения.

      В содержание экзамена входит:

      • Устное реферирование текста по специальности /со словарём/. Объём текста — 2500-3000 печатных знаков. (Время подготовки — 40 минут).
      • Изучающее чтение текста общенаучного содержания /без словаря/ с целью выявления необходимой информации в виде заданий на выбор верного варианта из трёх (True/False/Not Given-Верно/ Неверно / Не упомянуто). Объём текста — 2500-3000 печатных знаков. (Время подготовки — 20 минут).
      • Краткая беседа с преподавателем на свободную тему: биография, учёба, работа, круг научных интересов.

      Оценка:

      Вступительные испытания по иностранному языку оцениваются по 50-балльной системе оценивания.

      • 36 — 50 баллов — оценка «отлично»;
      • 26-35 баллов — оценка «хорошо»;
      • 15-25 баллов — оценка «удовлетворительно»;
      • 1-14 баллов — оценка «неудовлетворительно».
      Специальность (собеседование)

      Собеседование состоит из двух частей. Максимальная возможная оценка за собеседование составляет 50 баллов.

      В первой части собеседования абитуриент получает один вопрос из представленных ниже.

      Собеседование проводится индивидуально и предполагает интерактивный диалог членов приемной комиссии с абитуриентом. Члены приемной комиссии оставляют за собой право задавать дополнительные уточняющие вопросы по теме.

      • Первобытное искусство, его формы и особенности.
      • Искусство Древнего Востока (изобразительное искусство и архитектура стран Передней Азии). Общая характеристика.
      • Искусство Древнего Египта (архитектура и изобразительное искусство). Общая характеристика.
      • Искусство Древней Греции (основные этапы, особенности развития).
      • Искусство Древнего Рима (архитектура, скульптура, живопись). Общая характеристика.
      • Искусство Византии. Архитектура, мозаика, иконопись (основные этапы развития и их особенности).
      • Романское искусство. Общая характеристика.
      • Архитектура и скульптура готики. Примеры произведений.
      • Древнерусское искусство. Общая характеристика.
      • Искусство Возрождения (основные этапы развития и их особенности).
      • Искусство барокко. Общая характеристика.
      • Западноевропейское искусство 18 в. Общая характеристика.
      • Западноевропейское искусство 19 в. Общая характеристика.
      • Отечественное искусство 17-19 в. Общая характеристика.
      • Истоки авангарда. Гоген. Сезанн. Примитивизм. Фовизм. Кубизм.
      • Неоимпрессионизм. Теория и живописная техника. Творчество Ж. Сера, П. Синьяка Экспрессионизм и неоэкспрессионизм.
      • Пикассо и кубизм. Роль Пикассо в искусстве 20 века.
      • Итальянский футуризм (ключевые идеи, основные представители, стилевые особенности) Дадаизм. Значение дадаизма в истории искусства.
      • Метафизическое искусство (ключевые идеи, основные представители, стилевые особенности).
      • Сюрреализм. Пикассо. Клее. Миро. Дали. Магритт.
      • Художественный авангард в России 1910-1917 гг. Основные представители и течения. Конструктивизм (основные принципы, представители, произведения).
      • Искусство между войнами.
      • Абстрактный экспрессионизм (ключевые идеи, основные представители, стилевые особенности).
      • Поп-арт (ключевые идеи, основные представители).
      • Минимализм (ключевые идеи, основные представители, стилевые особенности).
      • Оп-арт и кинетизм (ключевые идеи, основные представители, стилевые особенности).
      • Дж. Кейдж и «Флюксус». Ситуационистский интернационал.
      • Концептуализм (происхождение, ключевые идеи, основные представители).
      • Постмодернизм в искусстве. Общая характеристика.
      • Молодые британские художники (YBA).
      • Стрит-арт. Общая характеристика.
      • Перформанс: истоки и современность.
      • Официальное искусство сталинского периода. Общая характеристика.
      • Советское неофициальное искусство. Общая характеристика.
      • Российское искусство 2000-х гг. Общая характеристика.
      • Значение новых технологий в становлении современных художественных практик. Science art (art&science). Использование VR и AR для создания произведений искусства.
      • Нет-арт, постинтернет-арт. Общая характеристика.
      • Видеоарт и кино.
      • Sustainable art (ключевые идеи, примеры произведений)

      Оценка первой части собеседования:

      В первой части собеседования комиссия оценивает уровень ответов абитуриента на вопросы по одному из предложенных периодов истории искусства.
      Данный вопрос оценивается по 15-балльной шкале.

      Во второй части собеседования абитуриент рассказывает о своих научных интересах и теме исследования, над которым он планирует работать в период обучения в аспирантуре, а также о том, как он видит реализацию своего исследования в проектном формате.

      Оценка второй части собеседования:

      Вторая часть собеседования комиссии с абитуриентом оценивается исходя из 35 баллов. Оценивается актуальность и новизна выбранной темы, ее формулировка, потенциал ее раскрытия, заинтересованность, мотивация абитуриента, имеющийся опыт исследовательской деятельности, формулировка цели и задач, объекта и предмета исследования (с учётом приоритетных исследовательских направлений АШ), знания в области методологии, знание состояния исследований по теме, понимание абитуриентом, в какие проекты (выставка, книжное издание и пр.) может быть «конвертировано» его исследование, а также качество устной речи, ясное и логичное изложение мыслей.

      Для участия в конкурсе по итогам собеседования необходимо набрать суммарно не менее 15 баллов. Оценка за собеседование от 1 до 14 баллов считается неудовлетворительной.

      Специальность (конкурс портфолио)

      Для участия в конкурсе индивидуальных достижений (портфолио) абитуриент может предоставить следующие документы:

      1. Проект исследования (план-проспект).

      В проекте исследования (плане-проспекте) абитуриент должен описать свои интересы и мотивы поступления в аспирантуру, а также обозначить предполагаемую тему исследования (при этом абитуриент может выбрать одну из тем, предлагаемых к разработке Школой дизайна факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ или предложить свою тему). Проект исследования должен содержать обзор наиболее важных исследовательских достижений в выбранной области (с библиографическими ссылками), а также оценку текущей ситуации в академическом дискурсе (анализ пробелов, упущений и ошибок в текущих исследованиях). Абитуриент должен перечислить вопросы, на которые хотел бы ответить в процессе работы над своим исследованием (не менее 5-ти). Кроме этого, необходимо обозначить стратегию исследования (набор процедур для ответа на вопросы исследования; эмпирические данные и предполагаемые методы исследования (методология)).

      Структура проекта исследования (плана-проспекта):

      • Область исследования;
      • Предполагаемая тема диссертации;
      • Проблема исследования / основной вопрос исследования;
      • Актуальность и новизна темы исследования;
      • Степень научной разработанности темы исследования;
      • Цель и задачи исследования (соотнесенные с методами и ориентированные на результат);
      • Объект и предмет исследования;
      • Теоретическая и источниковая база исследования;
      • Приблизительная структура диссертации (краткий или развернутый план);
      • Ожидаемые результаты исследования;
      • Список упомянутых в тексте источников.

      2. Резюме (CV);

      3. Сведения об участии в конференциях, выставках, конкурсах;

      4. Список публикаций;

      5. Копию диплома об образовании или справку об успеваемости с перечнем изученных дисциплин и полученных оценок;

      6. Рекомендательное письмо от специалиста, знакомого с достижениями абитуриента;

      7. Документы, подтверждающие опыт работы абитуриента.


      Оценка:

      Проект (план-проспект) исследования: максимум — 20 баллов

      Публикационная активность: максимум — 20 баллов

      Опыт участия в российских и международных научных конференциях: максимум — 2 балла

      Иные достижения: максимум — 8 баллов:

      Минимальный балл (неудовлетворительная оценка) за портфолио — 14 баллов. Для участия в конкурсе по итогам оценки индивидуальных достижений необходимо набрать суммарно не менее 15 баллов.

      Лаборатории

      Лаборатории Аспирантской школы по искусству и дизайну НИУ ВШЭ — это площадки, предназначенные для проведения исследований, пространство научного поиска и экспериментов в целях получения новых знаний.

      Лаборатории объединяют аспирантов и преподавателей Аспирантской школы и ведущих специалистов в сфере искусства и дизайна. Состав участников лабораторий подбирается в зависимости от целей конкретного исследования. Главная цель — инициирование новых научных разработок и изложение результатов в статьях в ведущих научных журналах и докладах на конференциях, представление исследовательских результатов в мировом научном сообществе.

      Лаборатория занимается исследованием искусства народных художественных промыслов и их взаимодействием с современными художественными практиками.

      Аспирантская школа по искусству и дизайну НИУ ВШЭ представляет первый сезон подкаста «Непубликационная активность». Это подкаст с аспирантами и выпускниками Аспирантской школы, которые рассказывают о своих исследованиях.

      Исследовательская платформа, посвященная истории московских выставок и актуальным вопросам кураторства.

      Сообщество исследователей моды, объединяющее аспирантов и магистров Высшей школы экономики и Московской высшей школы социальных и экономических наук. Участники коллектива увлечены мендингом (от английского to mend — «чинить», «зашивать») — преобразованием одежды с помощью всевозможного ремонта и кастомайзинга.

      PeARL: Performance Artistic Research Lab

      Междисциплинарный проект, направленный на изучение того, что включает в себя понятие «перформанс» в современной науке.

      Научные конференции

      Imagining the Unusual 2019

      Даты: 19 — 21 сентября 2019

      Даты: 10 — 12 апреля 2019

      Новости

      В честь празднования Международного дня музыки сотрудники Российского национального музея музыки совместно с преподавателями Школы дизайна НИУ ВШЭ и выпускниками РАМ им. Гнесиных представят уникальную акцию «Трансформация музыки. Всегда».
      28 сентября с 19:00 до 22:00 в пространстве CREATIVE HUB состоится дискуссия, которая продолжает серию встреч «Архив моды». На этот раз мы пригласили к разговору коллекционеров моды (одежды и аксессуаров), чтобы обсудить специфику такого рода собирательства, истории их коллекций, технические вызовы и эмоциональные аспекты практик коллекционирования одежды, работу с комьюнити и правила игры. В разговоре примут участие коллекционеры Назим Мустафаев, Анастасия Аладжалова, Ольга Самодулова.
      14 сентября с 18:00 до 22:00 в пространстве CREATIVE HUB пройдет конференция «ART ВЫШКА», в рамках которой мы поговорим о специфике производства научного знания в области искусства и дизайна.
      10 сентября в Еврейском музее и центре толерантности пройдет День израильской моды при участии специальной гостьи — Таль Грановски Амит, директора Архива моды и текстиля Роуз при Колледже инженерного дела, искусства и дизайна «Шенкар» в Рамат-Гане, Израиль. Во второй части программы пройдут два паблик-тока, модератором которых выступит Людмила Алябьева, куратор программы и шеф-редактор журнала «Теория моды», директор Аспирантской школы по искусству и дизайну НИУ ВШЭ. В паблик-токах примут участие аспиранты Аспирантской школы по по искусству и дизайну НИУ ВШЭ, исследователи и дизайнеры.
      8 сентября в 19:00 в Школе дизайна НИУ ВШЭ пройдет лекция директора Архива Роуз и историка моды Таль Грановски Амит (Израиль). Для всех любителей моды — обязательно к посещению!

      О Высшей школе экономики

      40 300
      студентов и аспирантов
      7 000
      преподавателей и исследователей
      245
      программ высшего образования

      Школа дизайна — подразделение одного из ведущих российских университетов — Высшей школы экономики, которая входит в 40 лучших молодых университетов мира (QS), состоит в большинстве авторитетных международных образовательных рейтингов (QS, THE, ARWU, U.S. News Best Global Universities Subject). Вышка — это не только гигантская научная лаборатория, но и представительная экспертная площадка: сотрудники ВШЭ принимают активное участие в ключевых экспертных дискуссиях, входят в состав многих коллегиальных и совещательных органов при президенте и правительстве России, являются лидерами мнений по важнейшим вопросам в сфере образования, социальной политики, здравоохранения, демографии, рынка труда, транспорта, государственного управления, технологического развития.

      Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.