Аспирантская школа по искусству и дизайну

Обучение в Аспирантской школе по искусству и дизайну объединяет исследовательскую деятельность и практику в сфере социокультурного проектирования. Подготовка аспирантов проходит в очной форме на базе кампуса в Москве.

Подготовка диссертации под руководством научного руководителя длится три года. За это время аспиранты проходят теоретические и практические курсы, публикуют исследования и статьи, принимают участие в работе лабораторий и реализуют три практико-ориентированных проекта.

    Программа

    Траектория исследования наших аспирантов может соответствовать одному из следующих профилей:

    • история и теория искусства;
    • социокультурные, экономические и политические контексты искусства и дизайна;
    • «мир искусства» и его институции, современный художественный процесс и институциональный аспект динамики визуальных искусств;
    • перформанс: история, теории и практики;
    • медиаарт;
    • game studies;
    • мультимедийный и трансмедийный сторителлинг;
    • теория моды;
    • история и теория саунд-арта и саунд-дизайна.

    Профили «монтируются» с научно-исследовательскими лабораториями, цель которых — сосредоточить усилия исследователей (преподавателей и аспирантов) на осмыслении наиболее актуальных научных проблем в сферах искусства и дизайна.

    I год

    На первом курсе аспиранты утверждают тему исследования и научного руководителя, параллельно осваивая теоретические курсы, посвященные исследовательским и художественным стратегиям, и создают свой издательский или мультимедийный проект.

    II год

    Аспиранты работают над исследованием и создают два проекта в разных форматах на материале диссертации.

    III год

    Аспиранты завершают работу над диссертацией, готовят документы для подачи в диссертационный совет и защищают диссертацию.

    Научные руководители

    В качестве научных руководителей в Аспирантской школе по искусству и дизайна работают ведущие практики и теоретики: культурологи, социологи, философы, художники. К сотрудничеству привлекаются как постоянные сотрудники Школы дизайна, так и приглашенные преподаватели.

      Людмила Анатольевна Алябьева

      Академический руководитель аспирантуры Школы дизайна НИУ ВШЭ, кандидат филологических наук, доцент, шеф-редактор журнала «Теория моды: одежда, тело, культура», редактор книжной серии «Библиотека журнала «Теория моды», куратор.

      Екатерина Андреевна Асонова
      Екатерина Андреевна Асонова

      Кандидат педагогических наук. Область исследований: антропология детского и семейного чтения, современная детская и подростковая литература.

      Александр Давидович Боровский
      Александр Давидович Боровский

      Кандидат искусствоведения, куратор. Заведующий Отделом новейших течений Государственного Русского музея

      Татьяна Юрьевна Гнедовская
      Татьяна Юрьевна Гнедовская

      Доктор искусствоведения. Область исследований: немецкая архитектура второй половины XIX-XX века.

      Александра Сергеевна Колесник
      Александра Сергеевна Колесник

      Кандидат исторических наук. Старший научный сотрудник в научных проектах ИГИТИ. Область исследований: история музыки, история и социология знания, новая культурная история.

      Анна Алексеевна Новикова
      Анна Алексеевна Новикова

      Доктор культурологии. Кандидат искусствоведения. Область исследований: антропология медиа, цифровая культура, массовая культура.

      Екатерина Георгиевна Лапина-Кратасюк
      Екатерина Георгиевна Лапина-Кратасюк

      Кандидат культурологии. Область исследований: социология культуры, городское развитие, цифровая среда, кино.

      Николай Юрьевич Молок
      Николай Юрьевич Молок

      Кандидат искусствоведения, куратор. Область исследований: современное искусство.

      Надежда Владимировна Плунгян
      Надежда Владимировна Плунгян

      Кандидат искусствоведения, художник. Область исследований: современное искусство, гендерные исследования.

      Алексей Сергеевич Салин
      Алексей Сергеевич Салин

      Кандидат философских наук. Область исследований: феноменология, герменевтика, исследования науки, game studies.

      Ирина Михайловна Сахно
      Ирина Михайловна Сахно

      Доктор филологических наук, культуролог, искусствовед. Область исследований: русский авангард 1910-1925-х гг.: живопись и поэзия, вербальное и визуальное: грамматика культуры, искусство модернизма.

      Наталья Владимировна Смолянская
      Наталья Владимировна Смолянская

      Кандидат философских наук.Сфера исследований: философия искусства, философия языка, эпистемология искусства.

      Александра Дмитриевна Страусева-Першеева
      Александра Дмитриевна Страусева-Першеева

      Кандидат искусстоведения, кинорежиссер, видеохудожник. Область исследований: современное искусство, визуальные исследования, видеоарт.

      Ирина Евгеньевна Сироткина
      Ирина Евгеньевна Сироткина

      Кандидат психологических наук, PhD (социология). Сфера исследований: интеллектуальная история, история психологии и психиатрии, история танца и двигательной культуры.

      Влад Струков
      Влад Струков

      Доцент Университета Лидза (University of Leeds). Исследователь, куратор, основатель и главный редактор международного журнала «Исследования российских, евразийских и центрально-европейских новых медиа кино и цифровой культуры».

      Татьяна Евгеньевна Фадеева

      Кандидат искусствоведения. Старший преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ. Область исследований: современное искусство, дизайн.

      ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ

      максимальный балл
      50
      Иностранный язык
      максимальный балл
      100
      Специальность
      Собеседование

      Собеседование состоит из двух частей. Максимальная возможная оценка за собеседование составляет 50 баллов.

      В первой части собеседования абитуриент получает 1 вопрос из представленных ниже тем программы собеседования.

      Собеседование проводится индивидуально и предполагает интерактивный диалог членов приемной комиссии с абитуриентом. Члены приемной комиссии оставляют за собой право задавать дополнительные уточняющие вопросы по теме.

      • Первобытное искусство, его формы и особенности.
      • Искусство Древнего Востока (изобразительное искусство и архитектура стран Передней Азии).
      • Искусство Древнего Египта (архитектура и изобразительное искусство).
      • Искусство Древней Греции (основные этапы, особенности развития).
      • Искусство Древнего Рима (архитектура, скульптура, живопись).
      • Искусство Византии (основные этапы развития и их особенности, архитектура, мозаика, иконопись).
      • Романское искусство.
      • Архитектура и скульптура готики.
      • Древнерусское искусство.
      • Искусство Возрождения.
      • Искусство барокко.
      • Западноевропейское искусство 18 в.
      • Западноевропейское искусство 19 в.
      • Отечественное искусство 17-19 в.
      • Истоки авангарда. Гоген. Сезанн. Примитивизм. Фовизм. Кубизм.
      • Экспрессионизм и неоэкспрессионизм.
      • Пикассо и кубизм. Роль Пикассо в искусстве 20 в.
      • Итальянский футуризм.
      • Дадаизм. Марсель Дюшан и концептуализм.
      • Сюрреализм. Пикассо. Клее. Миро. Дали. Магритт.
      • Художественный авангард в России 1910-1917 гг. Основные представители и течения.
      • Конструктивизм.
      • Искусство между войнами.
      • Послевоенное американское искусство.
      • Н. Кейдж и Флюксус. Ситуационистский интернационал.
      • Постмодернизм в искусстве.
      • Молодые британские художники (YBA).
      • Стрит-арт.
      • Перформанс: истоки и современность.
      • Официальное искусство сталинского периода.
      • Советское неофициальное искусство. Лианозовская школа, московский романтический концептуализм, соц-арт. Московский акционизм.
      • Российское искусство 2000-х гг.
      • Фотография в искусстве 20-21 вв.
      • Значение новых технологий в становлении современных художественных практик. Видео-арт, технологическое искусство. Science art. VR(виртуальная реальность), смешанная реальность.
      • Нет-арт, пост-интернет искусство.

      Во второй части собеседования абитуриент рассказывает о своих научных интересах и теме исследования, над которым он планирует работать в период обучения в аспирантуре, а также о том, как он видит реализацию своего исследования в проектном формате.

      Конкурс портфолио

      Для участия в конкурсе портфолио абитуриент подает мотивационное письмо, в котором описывает свои интересы и мотивы поступления в аспирантуру, а также обозначает предполагаемую тему исследования (при этом абитуриент может выбрать одну из тем, предлагаемых к разработке Школой дизайна НИУ ВШЭ или предложить свою тему).

      Мотивационное письмо должно содержать обзор наиболее важных исследовательских достижений в выбранной области (с библиографическими ссылками), а также оценку текущей ситуации в академическом дискурсе (анализ пробелов, упущений и ошибок в текущих исследованиях).

      Абитуриент должен перечислить вопросы, на которые хотел бы ответить в процессе работы над своим исследованием (не менее пяти). Кроме того, необходимо обозначить стратегию исследования (набор процедур для ответа на вопросы исследования, эмпирические данные и предполагаемые методы исследования).

      Структура мотивационного письма:

      • Область исследования;
      • Предполагаемая тема диссертации;
      • Проблема исследования / основной вопрос исследования;
      • Актуальность и новизна темы исследования;
      • Степень научной разработанности темы исследования;
      • Цель и задачи исследования (соотнесенные с методами и ориентированные на результат);
      • Объект и предмет исследования;
      • Теоретическая и источниковая база исследования;
      • Приблизительная структура диссертации (краткий или развернутый план);
      • Ожидаемые результаты исследования;
      • Список упомянутых в тексте источников.

      Кроме мотивационного письма, абитуриенты могут предоставить дополнительные документы.

      Другие документы

      • Резюме (CV);
      • Сведения об участии в конференциях, выставках, конкурсах, школах, исследовательских проектах, научных грантах, олимпиадах и пр.;
      • Список публикаций;
      • Копию диплома об образовании или справку об успеваемости с перечнем изученных дисциплин и полученных оценок;
      • Рекомендательное письмо от специалиста, знакомого с достижениями абитуриента;
      • Документы, подтверждающие опыт работы абитуриента.

      Лаборатории

      Лаборатории Аспирантской школы по искусству и дизайну НИУ ВШЭ — это площадки, предназначенные для проведения исследований, пространство научного поиска и экспериментов в целях получения новых знаний.

      Лаборатории объединяют аспирантов и преподавателей Аспирантской школы и ведущих специалистов в сфере искусства и дизайна. Состав участников подбирается в зависимости от целей конкретного исследования. Главная цель работы лабораторий — инициирование новых научных разработок и изложение результатов в статьях в ведущих научных журналах и докладах на конференциях, представление исследовательских результатов в мировом научном сообществе.

      Исследовательская платформа, посвященная истории московских выставок и актуальным вопросам кураторства.

      PeARL: Performance Artistic Research Lab 2020 — 2021

      Междисциплинарный проект, направленный на изучение того, что включает в себя понятие «перформанс» в современной науке.

      Научные конференции

      Imagining the Unusual 2019

      Даты: 19 — 21 сентября 2019

      Даты: 10 — 12 апреля 2019

      Новости

      Lexus Design Award Russia Top Choice — российский этап международного конкурса. В этом году в числе экспертов конкурса будут академический руководитель аспирантуры Школы дизайна НИУ ВШЭ Людмила Алябьева и руководитель направления «Промышленный дизайн» в Школе дизайна НИУ ВШЭ Тимур Бурбаев.
      Школа дизайна НИУ ВШЭ объявляет прием заявок на участие в регулярном исследовательском онлайн-семинаре Game/Play: Studies, Criticism, Design. Семинар будет проходить с 13 октября 2021 года по 11 мая 2022 года на платформе ZOOM.
      PeARL is an Interdisciplinary Laboratory investigating myriad meanings in the term ‘performance’ within academic contexts today. It probes how research can inform artistic practice and vice-versa. Our praxis is informed by contemporary knowledge accumulated in the field of Performance Studies.
      На конференции шла речь о воздействии онлайн-коммуникации на творческие практики и интеллектуальный обмен, об ограничениях и возможностях перформанса при переходе в цифровое пространство, о понятиях живого общения и присутствия и, наконец, о том, каким видится будущее перформанса после пандемии.
      Школа дизайна НИУ ВШЭ, Аспирантская школа по искусству и дизайну НИУ ВШЭ, Институт социально-гуманитарных наук ТюмГУ приглашают на онлайн-конференцию «Забота и видеоигры», которая пройдёт с 26 по 28 мая в онлайн-формате.

      Аспиранты

      Валерия Пуховицкая

      «Мода и политика: трансформации и медиации идентичности в России с 2014 года»

      Татьяна Миронова

      «Проблема репрезентации памяти в современном искусстве»

      Публикации

      Павел Корин в Нью-Йорке.

      Из истории советско-американского выставочного обмена. Анастасия Курляндцева//Искусствознание. 2019. № 2.

      Статья посвящена истории выставки Павла Корина в Нью-Йорке, прошедшей в 1965 году, ее подготовке и политическому контексту.

      Мебель эпохи оптимизма

      Артем Дежурко // The rake daily

      Эссе о советской мебели 1960-70-х годов, ее истории и эстетике.

      The Potential of the Visual Narrative in Multilingual Environment

      The Case of Modern Children’s Picture books. Мария Сазоненко //Proceedings of the International Conference on European Multilingualism: Shaping Sustainable Educational and Social Environment (EMSSESE) on April 23, 2019

      В статье проанализированы иллюстрированные книги последних лет и предпринята попытка проанализировать, какую роль они играют в формировании многоязычной среды.

      О Высшей школе экономики

      40 300
      студентов и аспирантов
      7 000
      преподавателей и исследователей
      245
      программ высшего образования

      Школа дизайна — подразделение одного из ведущих российских университетов — Высшей школы экономики, которая входит в 40 лучших молодых университетов мира (QS), состоит в большинстве авторитетных международных образовательных рейтингов (QS, THE, ARWU, U.S. News Best Global Universities Subject). Вышка — это не только гигантская научная лаборатория, но и представительная экспертная площадка: сотрудники ВШЭ принимают активное участие в ключевых экспертных дискуссиях, входят в состав многих коллегиальных и совещательных органов при президенте и правительстве России, являются лидерами мнений по важнейшим вопросам в сфере образования, социальной политики, здравоохранения, демографии, рынка труда, транспорта, государственного управления, технологического развития.