Аспирантская школа по искусству и дизайну

Обучение в Аспирантской школе по искусству и дизайну объединяет исследовательскую деятельность и практику в сфере социокультурного проектирования. Подготовка аспирантов проходит в очной форме на базе кампуса в Москве.

Подготовка диссертации под руководством научного руководителя длится три года. За это время аспиранты проходят теоретические и практические курсы, публикуют исследования и статьи, принимают участие в работе лабораторий и реализуют три практико-ориентированных проекта.

Программа

Траектория исследования наших аспирантов может соответствовать одному из следующих профилей:

  • история и теория искусства;
  • социокультурные, экономические и политические контексты искусства и дизайна;
  • «мир искусства» и его институции, современный художественный процесс и институциональный аспект динамики визуальных искусств;
  • перформанс: история, теории и практики;
  • медиаарт;
  • game studies;
  • мультимедийный и трансмедийный сторителлинг;
  • теория моды;
  • история и теория саунд-арта и саунд-дизайна.

Профили «монтируются» с научно-исследовательскими лабораториями, цель которых — сосредоточить усилия исследователей (преподавателей и аспирантов) на осмыслении наиболее актуальных научных проблем в сферах искусства и дизайна.

I год

На первом курсе аспиранты утверждают тему исследования и научного руководителя, параллельно осваивая теоретические курсы, посвященные исследовательским и художественным стратегиям, и создают свой издательский или мультимедийный проект.

II год

Аспиранты работают над исследованием и создают два проекта в разных форматах на материале диссертации.

III год

Аспиранты завершают работу над диссертацией, готовят документы для подачи в диссертационный совет и защищают диссертацию.

Научные руководители

В качестве научных руководителей в Аспирантской школе по искусству и дизайна работают ведущие практики и теоретики: культурологи, социологи, философы, художники. К сотрудничеству привлекаются как постоянные сотрудники Школы дизайна, так и приглашенные преподаватели.

    Людмила Анатольевна Алябьева

    Академический руководитель аспирантуры Школы дизайна НИУ ВШЭ, кандидат филологических наук, доцент, шеф-редактор журнала «Теория моды: одежда, тело, культура», редактор книжной серии «Библиотека журнала «Теория моды», куратор.

    Екатерина Андреевна Асонова
    Екатерина Андреевна Асонова

    Кандидат педагогических наук. Область исследований: антропология детского и семейного чтения, современная детская и подростковая литература.

    Александр Давидович Боровский
    Александр Давидович Боровский

    Кандидат искусствоведения, куратор. Заведующий Отделом новейших течений Государственного Русского музея

    Татьяна Юрьевна Гнедовская
    Татьяна Юрьевна Гнедовская

    Доктор искусствоведения. Область исследований: немецкая архитектура второй половины XIX-XX века.

    Александра Сергеевна Колесник
    Александра Сергеевна Колесник

    Кандидат исторических наук. Старший научный сотрудник в научных проектах ИГИТИ. Область исследований: история музыки, история и социология знания, новая культурная история.

    Анна Алексеевна Новикова
    Анна Алексеевна Новикова

    Доктор культурологии. Кандидат искусствоведения. Область исследований: антропология медиа, цифровая культура, массовая культура.

    Екатерина Георгиевна Лапина-Кратасюк
    Екатерина Георгиевна Лапина-Кратасюк

    Кандидат культурологии. Область исследований: социология культуры, городское развитие, цифровая среда, кино.

    Николай Юрьевич Молок
    Николай Юрьевич Молок

    Кандидат искусствоведения, куратор. Область исследований: современное искусство.

    Надежда Владимировна Плунгян
    Надежда Владимировна Плунгян

    Кандидат искусствоведения, художник. Область исследований: современное искусство, гендерные исследования.

    Алексей Сергеевич Салин
    Алексей Сергеевич Салин

    Кандидат философских наук. Область исследований: феноменология, герменевтика, исследования науки, game studies.

    Ирина Михайловна Сахно
    Ирина Михайловна Сахно

    Доктор филологических наук, культуролог, искусствовед. Область исследований: русский авангард 1910-1925-х гг.: живопись и поэзия, вербальное и визуальное: грамматика культуры, искусство модернизма.

    Наталья Владимировна Смолянская
    Наталья Владимировна Смолянская

    Кандидат философских наук.Сфера исследований: философия искусства, философия языка, эпистемология искусства.

    Александра Дмитриевна Страусева-Першеева
    Александра Дмитриевна Страусева-Першеева

    Кандидат искусстоведения, кинорежиссер, видеохудожник. Область исследований: современное искусство, визуальные исследования, видеоарт.

    Ирина Евгеньевна Сироткина
    Ирина Евгеньевна Сироткина

    Кандидат психологических наук, PhD (социология). Сфера исследований: интеллектуальная история, история психологии и психиатрии, история танца и двигательной культуры.

    Влад Струков
    Влад Струков

    Доцент Университета Лидза (University of Leeds). Исследователь, куратор, основатель и главный редактор международного журнала «Исследования российских, евразийских и центрально-европейских новых медиа кино и цифровой культуры».

    Татьяна Евгеньевна Фадеева

    Кандидат искусствоведения. Старший преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ. Область исследований: современное искусство, дизайн.

    ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ

    максимальный балл
    50
    Иностранный язык
    максимальный балл
    100
    Специальность

    Подробнее об экзаменах

    Иностранный язык

    На вступительном испытании поступающий должен продемонстрировать умение пользоваться иностранным языком как средством культурного и профессионального общения. Поступающий должен владеть орфографическими, лексическими и грамматическими нормами иностранного языка и правильно использовать их во всех видах речевой деятельности, представленных в сфере культурного, профессионального и научного общения.

    В содержание экзамена входит:

    • Устное реферирование текста по специальности /со словарём/. Объём текста — 2500-3000 печатных знаков. (Время подготовки — 40 минут).
    • Изучающее чтение текста общенаучного содержания /без словаря/ с целью выявления необходимой информации в виде заданий на выбор верного варианта из трёх (True/False/Not Given-Верно/ Неверно / Не упомянуто). Объём текста — 2500-3000 печатных знаков. (Время подготовки — 20 минут).
    • Краткая беседа с преподавателем на свободную тему: биография, учёба, работа, круг научных интересов.

    Оценка:

    Вступительные испытания по иностранному языку оцениваются по 50-балльной системе оценивания.

    • 36 — 50 баллов — оценка «отлично»;
    • 26-35 баллов — оценка «хорошо»;
    • 15-25 баллов — оценка «удовлетворительно»;
    • 1-14 баллов — оценка «неудовлетворительно».
    Специальность (собеседование)

    Собеседование состоит из двух частей. Максимальная возможная оценка за собеседование составляет 50 баллов.

    В первой части собеседования абитуриент получает один вопрос из представленных ниже.

    Собеседование проводится индивидуально и предполагает интерактивный диалог членов приемной комиссии с абитуриентом. Члены приемной комиссии оставляют за собой право задавать дополнительные уточняющие вопросы по теме.

    • Первобытное искусство, его формы и особенности.
    • Искусство Древнего Востока (изобразительное искусство и архитектура стран Передней Азии). Общая характеристика.
    • Искусство Древнего Египта (архитектура и изобразительное искусство). Общая характеристика.
    • Искусство Древней Греции (основные этапы, особенности развития).
    • Искусство Древнего Рима (архитектура, скульптура, живопись). Общая характеристика.
    • Искусство Византии. Архитектура, мозаика, иконопись (основные этапы развития и их особенности).
    • Романское искусство. Общая характеристика.
    • Архитектура и скульптура готики. Примеры произведений.
    • Древнерусское искусство. Общая характеристика.
    • Искусство Возрождения (основные этапы развития и их особенности).
    • Искусство барокко. Общая характеристика.
    • Западноевропейское искусство 18 в. Общая характеристика.
    • Западноевропейское искусство 19 в. Общая характеристика.
    • Отечественное искусство 17-19 в. Общая характеристика.
    • Истоки авангарда. Гоген. Сезанн. Примитивизм. Фовизм. Кубизм.
    • Неоимпрессионизм. Теория и живописная техника. Творчество Ж. Сера, П. Синьяка Экспрессионизм и неоэкспрессионизм.
    • Пикассо и кубизм. Роль Пикассо в искусстве 20 века.
    • Итальянский футуризм (ключевые идеи, основные представители, стилевые особенности) Дадаизм. Значение дадаизма в истории искусства.
    • Метафизическое искусство (ключевые идеи, основные представители, стилевые особенности).
    • Сюрреализм. Пикассо. Клее. Миро. Дали. Магритт.
    • Художественный авангард в России 1910-1917 гг. Основные представители и течения. Конструктивизм (основные принципы, представители, произведения).
    • Искусство между войнами.
    • Абстрактный экспрессионизм (ключевые идеи, основные представители, стилевые особенности).
    • Поп-арт (ключевые идеи, основные представители).
    • Минимализм (ключевые идеи, основные представители, стилевые особенности).
    • Оп-арт и кинетизм (ключевые идеи, основные представители, стилевые особенности).
    • Дж. Кейдж и «Флюксус». Ситуационистский интернационал.
    • Концептуализм (происхождение, ключевые идеи, основные представители).
    • Постмодернизм в искусстве. Общая характеристика.
    • Молодые британские художники (YBA).
    • Стрит-арт. Общая характеристика.
    • Перформанс: истоки и современность.
    • Официальное искусство сталинского периода. Общая характеристика.
    • Советское неофициальное искусство. Общая характеристика.
    • Российское искусство 2000-х гг. Общая характеристика.
    • Значение новых технологий в становлении современных художественных практик. Science art (art&science). Использование VR и AR для создания произведений искусства.
    • Нет-арт, постинтернет-арт. Общая характеристика.
    • Видеоарт и кино.
    • Sustainable art (ключевые идеи, примеры произведений)

    Оценка первой части собеседования:

    В первой части собеседования комиссия оценивает уровень ответов абитуриента на вопросы по одному из предложенных периодов истории искусства.
    Данный вопрос оценивается по 15-балльной шкале.

    Во второй части собеседования абитуриент рассказывает о своих научных интересах и теме исследования, над которым он планирует работать в период обучения в аспирантуре, а также о том, как он видит реализацию своего исследования в проектном формате.

    Оценка второй части собеседования:

    Вторая часть собеседования комиссии с абитуриентом оценивается исходя из 35 баллов. Оценивается актуальность и новизна выбранной темы, ее формулировка, потенциал ее раскрытия, заинтересованность, мотивация абитуриента, имеющийся опыт исследовательской деятельности, формулировка цели и задач, объекта и предмета исследования (с учётом приоритетных исследовательских направлений АШ), знания в области методологии, знание состояния исследований по теме, понимание абитуриентом, в какие проекты (выставка, книжное издание и пр.) может быть «конвертировано» его исследование, а также качество устной речи, ясное и логичное изложение мыслей.

    Для участия в конкурсе по итогам собеседования необходимо набрать суммарно не менее 15 баллов. Оценка за собеседование от 1 до 14 баллов считается неудовлетворительной.

    Специальность (конкурс портфолио)

    Для участия в конкурсе индивидуальных достижений (портфолио) абитуриент может предоставить следующие документы:

    1. Проект исследования (план-проспект).

    В проекте исследования (плане-проспекте) абитуриент должен описать свои интересы и мотивы поступления в аспирантуру, а также обозначить предполагаемую тему исследования (при этом абитуриент может выбрать одну из тем, предлагаемых к разработке Школой дизайна факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ или предложить свою тему). Проект исследования должен содержать обзор наиболее важных исследовательских достижений в выбранной области (с библиографическими ссылками), а также оценку текущей ситуации в академическом дискурсе (анализ пробелов, упущений и ошибок в текущих исследованиях). Абитуриент должен перечислить вопросы, на которые хотел бы ответить в процессе работы над своим исследованием (не менее 5-ти). Кроме этого, необходимо обозначить стратегию исследования (набор процедур для ответа на вопросы исследования; эмпирические данные и предполагаемые методы исследования (методология)).

    Структура проекта исследования (плана-проспекта):

    • Область исследования;
    • Предполагаемая тема диссертации;
    • Проблема исследования / основной вопрос исследования;
    • Актуальность и новизна темы исследования;
    • Степень научной разработанности темы исследования;
    • Цель и задачи исследования (соотнесенные с методами и ориентированные на результат);
    • Объект и предмет исследования;
    • Теоретическая и источниковая база исследования;
    • Приблизительная структура диссертации (краткий или развернутый план);
    • Ожидаемые результаты исследования;
    • Список упомянутых в тексте источников.

    2. Резюме (CV);

    3. Сведения об участии в конференциях, выставках, конкурсах;

    4. Список публикаций;

    5. Копию диплома об образовании или справку об успеваемости с перечнем изученных дисциплин и полученных оценок;

    6. Рекомендательное письмо от специалиста, знакомого с достижениями абитуриента;

    7. Документы, подтверждающие опыт работы абитуриента.


    Оценка:

    Проект (план-проспект) исследования: максимум — 20 баллов

    Публикационная активность: максимум — 20 баллов

    Опыт участия в российских и международных научных конференциях: максимум — 2 балла

    Иные достижения: максимум — 8 баллов:

    Минимальный балл (неудовлетворительная оценка) за портфолио — 14 баллов. Для участия в конкурсе по итогам оценки индивидуальных достижений необходимо набрать суммарно не менее 15 баллов.

    Лаборатории

    Лаборатории Аспирантской школы по искусству и дизайну НИУ ВШЭ — это площадки, предназначенные для проведения исследований, пространство научного поиска и экспериментов в целях получения новых знаний.

    Лаборатории объединяют аспирантов и преподавателей Аспирантской школы и ведущих специалистов в сфере искусства и дизайна. Состав участников подбирается в зависимости от целей конкретного исследования. Главная цель работы лабораторий — инициирование новых научных разработок и изложение результатов в статьях в ведущих научных журналах и докладах на конференциях, представление исследовательских результатов в мировом научном сообществе.

    Исследовательская платформа, посвященная истории московских выставок и актуальным вопросам кураторства.

    Сообщество исследователей моды, объединяющее аспирантов и магистров Высшей школы экономики и Московской высшей школы социальных и экономических наук. Участники коллектива увлечены мендингом (от английского to mend — «чинить», «зашивать») — преобразованием одежды с помощью всевозможного ремонта и кастомайзинга.

    PeARL: Performance Artistic Research Lab 2022

    Междисциплинарный проект, направленный на изучение того, что включает в себя понятие «перформанс» в современной науке.

    Научные конференции

    Imagining the Unusual 2019

    Даты: 19 — 21 сентября 2019

    Даты: 10 — 12 апреля 2019

    Новости

    Школа дизайна НИУ ВШЭ и Аспирантская школа по искусству и дизайну НИУ ВШЭ объявляют отбор заявок на участие в регулярном исследовательском онлайн-семинаре «Game/Play: Studies, Criticism, Design». Семинар будет еженедельно по вторникам, в 17:00 по московскому времени, с 10 января по 26 июня 2023 года на платформе ZOOM.
    Куратором нового «Культурного марафона» Яндекса стала Людмила Алябьева, шеф-редактор журнала «Теория моды: одежда, тело, культура» и академический директор Аспирантской школы по искусству и дизайну НИУ ВШЭ. Новый «Культурный марафон» Яндекса посвящен истории моды и роли технологий в ее развитии.
    Школа дизайна НИУ ВШЭ и Аспирантская школа по искусству и дизайну НИУ ВШЭ приглашают принять участие в международной конференции «Теории и практики искусства и дизайна: социокультурные, экономические и политические контексты» (ассоциированное мероприятие XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества), которая пройдет 5-7 апреля 2023 года.
    Еврейский музей и центр толерантности совместно с сообществом Mendit Research Lab, созданным руководителем Аспирантской Школы по искусству и дизайну НИУ ВШЭ Людмилой Алябьевой, запускает серию авторских мастер-классов по починке и преобразованию одежды и других предметов повседневной жизни. В рамках проекта пройдет практические занятия, воркшопы, лекции и открытые беседы с участницами сообщества, художниками и дизайнерами, исследователями.
    3 июля 2022 г. аспирантка Аспирантской школы по искусству и дизайну НИУ ВШЭ Евгения Евпак представила на концерте в PowerHouse своё алеаторное сочинение «Ra-in-B-ow patterns» в исполнении музыкального коллектива «Дизайн-оркестра» НИУ ВШЭ, созданного Петром Сковородниковым.

    Аспиранты

    Валерия Пуховицкая

    «Мода и политика: трансформации и медиации идентичности в России с 2014 года»

    Татьяна Миронова

    «Проблема репрезентации памяти в современном искусстве»

    Публикации

    Павел Корин в Нью-Йорке.

    Из истории советско-американского выставочного обмена. Анастасия Курляндцева//Искусствознание. 2019. № 2.

    Статья посвящена истории выставки Павла Корина в Нью-Йорке, прошедшей в 1965 году, ее подготовке и политическому контексту.

    Мебель эпохи оптимизма

    Артем Дежурко // The rake daily

    Эссе о советской мебели 1960-70-х годов, ее истории и эстетике.

    The Potential of the Visual Narrative in Multilingual Environment

    The Case of Modern Children’s Picture books. Мария Сазоненко //Proceedings of the International Conference on European Multilingualism: Shaping Sustainable Educational and Social Environment (EMSSESE) on April 23, 2019

    В статье проанализированы иллюстрированные книги последних лет и предпринята попытка проанализировать, какую роль они играют в формировании многоязычной среды.

    О Высшей школе экономики

    40 300
    студентов и аспирантов
    7 000
    преподавателей и исследователей
    245
    программ высшего образования

    Школа дизайна — подразделение одного из ведущих российских университетов — Высшей школы экономики, которая входит в 40 лучших молодых университетов мира (QS), состоит в большинстве авторитетных международных образовательных рейтингов (QS, THE, ARWU, U.S. News Best Global Universities Subject). Вышка — это не только гигантская научная лаборатория, но и представительная экспертная площадка: сотрудники ВШЭ принимают активное участие в ключевых экспертных дискуссиях, входят в состав многих коллегиальных и совещательных органов при президенте и правительстве России, являются лидерами мнений по важнейшим вопросам в сфере образования, социальной политики, здравоохранения, демографии, рынка труда, транспорта, государственного управления, технологического развития.