Конференция «Теории и практики искусства и дизайна: социокультурные, экономические и политические контексты»

Конференция «Теории и практики искусства и дизайна: социокультурные, экономические и политические контексты»

Школа дизайна НИУ ВШЭ и Аспирантская школа по искусству и дизайну НИУ ВШЭ провели конференцию «Теории и практики искусства и дизайна: социокультурные, экономические и политические контексты» — ассоциированное мероприятие XXI Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества, которая прошла 21-23 апреля 2021 года в онлайн-формате.

Конференция была посвящена перспективам развития искусства и науки об искусстве в XXI веке, а также вопросам о месте и роли искусства и дизайна в современном обществе. Среди приоритетных направлений конференции: социально-экономические контексты искусства и дизайна XX-XXI в., институционализация искусства и дизайна, образовательные стратегии в этой области, музейные практики.

В рамках конференции будет работать более 10 секций, в том числе секции, посвященные исследованиям звука, телесности в области искусства и дизайна с акцентом на тактильной проблематике, традиционная секция семинара «Место искусства». Также конференция включала в себя секции «Комикс» и «Иллюстрация», в рамках которых будут обсуждаться вопросы теории комикса и иллюстрации, современное состояние комикса и иллюстрации с учётом развития новейших технологий, комикс и иллюстрация как социокультурные практики.

Важной частью повестки стал круглый стол с участием российских и зарубежных экспертов, в фокусе работы которого окажутся различные образовательные форматы в области искусства и дизайна, включая PhD by Practice. Мероприятия конференции проходили в различных форматах: доклады, круглые столы, дискуссии, артист-токи, воркшопы.

Принять участие в конференции мог любой желающий. Рабочие языки конференции — русский и английский. Сессии киноут-спикеров вы можете найти на Youtube-канал Школы дизайна.

Watch all videos on our Youtube channel
Современное искусство и дизайн: преодоление границ
  • Границы искусства в ситуации постпостмодернизма.
  • Онтологическая значимость понятия «границы в искусстве» и различные коннотации.
  • Междисциплинарные стратегии в исследовании современного искусства: теоретические рефлексии.
  • Проблема сущности границ в актуальных художественных практиках.
  • Смещение границ в новейших видах и жанрах искусства.
  • Иммерсивное искусство как новое видение мира.
  • Современная живопись в формате онлайн.
  • Проекты «на стыке» современного искусства и дизайна: междисциплинарные связи.

Актуальные проблемы теории современного искусства
  • Новейшие теоретические дискурсы и практики в области современного искусства и культуры.
  • Самые значительные тексты и разработка новых концепций.
  • Проблемы философии современного искусства.
  • Теория современного искусства и феминизм / киберфеминизм.
  • Гендерные репрезентации в искусстве.
  • Современное искусство как постконцептуализм и метанарратив.
  • Деколониальный поворот и современное искусство.
  • Искусство соучастия в новых художественных практиках.
Образование в сфере искусства и дизайна
  • Современное состояние и перспективы развития, новые модели и стратегии.
  • Особенности образования в сфере искусства и дизайна России и за рубежом.
  • Новое дизайн-мышление и актуальные образовательные технологии (PhD by Practice).
  • Анализ проектно-ориентированных подходов к исследованию искусства (practise as research).
  • Инновационные образовательные программы по дизайну и искусству.
  • Формирование проектного мышления и практических навыков в ходе преподавания дизайна, методология проектирования, предпроектные и проектные исследования в сфере дизайна.
  • Зарубежные школы по дизайну и искусству: традиции и современный контекст.
  • Новая digital-среда и подходы к проектированию как основа инновационных образовательных технологий в сфере дизайна и искусства.
Технологическое будущее: на пути к «умному обществу»
  • Перспективы развития современных художественных практик.
  • Science art (область современного искусства на стыке художественного и научного): биомедиа, наномедиа, гибридные медиа и т.д.
  • Киборгизация и роботизация.
  • Биоэтические проблемы и гуманитарная экспертиза.
  • Генеративное искусство.
  • Произведения искусства, созданные с помощью искусственного интеллекта.
  • Медиаарт и посттехнологическая культура.
  • Современные технологии в дизайне.
  • Интернет вещей и животных.

Искусство и дизайн: модели телесности
  • История тела и телесности, проблема телесности в современном искусстве и дизайне
  • Телесные практики постмодернизма
  • Перформативное тело: стратегии репрезентации. Антропология боли: нормы и границы тела
  • Эстетика новой телесности в виртуальном пространстве
  • Смена моделей телесности в культуре ХХ-ХХ1 вв.
  • Текстуализация телесности
  • Проблематика тактильности и «новой нормы».
Саунд-арт и саунд-дизайн

Звукоинженерия, аудиобрендинг, использование звука в сфере современного искусства, в т.ч. в сложных мультимедийных инсталляциях и в сфере медиакоммуникаций.

Мультимедийный и трансмедийный сторителлинг в контексте иллюстрированной книги
  • Мультимодальные книги и читательский нарратив, антропология чтения: читатель визуального нарратива.
  • Визуальная грамотность: пути ее достижения.
  • Искусство иллюстрации «внутри» книги.
  • Книга как объект и субъект искусства.
  • Возрождение самиздата и малотиражных изданий.
  • Влияние технологий на иллюстрированную книгу: проблемы и решения.
  • AR в книжной иллюстрации.
Медиаарт
  • Современная иллюстрация, анимация и видеоарт.
  • Цифровое искусство в виртуальной и смешанной реальности (от проектирования человеко-машинных интерфейсов до социального контекста).
  • Интернет-арт в контексте постинтернета.
Художественное стеклоделие, керамика и текстиль: контексты прошлого,
настоящего, будущего
  • Проблемы современного художественного стеклоделия, керамики и текстиля: общие тенденции развития, традиции и современность, новый мир — новые технологии, уникальные произведения и предметы авторского дизайна.
  • История развития этих видов декоративно-прикладного искусства и проблемы их атрибуции. Изучение происхождения и формирования коллекций художественного стекла, керамики и текстиля.
  • Вопросы музеефикации и хранения.
  • Исследования в области реставрации и консервации стеклянных, керамических и текстильных произведений.

Программа

21 апреля

22 апреля

23 апреля

Спикеры

Анна Фёрс

Анна Фёрс

Профессор театрального и перформативного искусства в Лондонском университете Голдсмит, руководитель международной магистерской программы по созданию перформансов, со-директор междисциплинарного центра исследований тела и проблем тела Centre of Body.

Рэйчел Сендер

Рэйчел Сендер

Иллюстратор, керамист и преподаватель Willem de Kooning Academy в Нидерландах, соорганизатор фестиваля зинов Zine Camp в Роттердаме.

Брехт Эвенс

Брехт Эвенс

Бельгийский карикатурист Брехт Эвенс родился в 1986 году. Он изучал иллюстрацию в Синт-Лукас Гент, Бельгия. Его комикс (2009) начинался как дипломный проект и стал попыткой отойти от типичного комикса, который можно было бы встретить в ранних работах Эвенса. Обладатель премии Вилли Вандерштена на Харлемском фестивале комиксов за лучший графический роман на голландском языке.

Грейс Лис-Маффей

Грейс Лис-Маффей

Профессор истории дизайна и директор программы DHeritage (докторская программы в области культурного наследия) в Университете Хартфордшира, Великобритания. Область ее исследовательских интересов включает как итальянский дизайн и вопросы национальной идентичности, так и трансатлантический дизайн, проблемы глобализации и «диалог дизайнов». Также она является со-редактором серии «Культурные истории дизайна» и автором статей и книг, посвященных различным аспектам истории и теории дизайна.

Мэтт Мэдден

Мэтт Мэдден

Комиксист и педагог, наиболее известный своей книгой «99 способов рассказать историю: упражнения в стиле» («Бумкнига»), адаптацией комикса «Упражнения в стиле» Раймонда Кено. Благодаря этому проекту он стал американским корреспондентом Мастерской перспективных комиксов Обапо, а затем — кавалером Ордена искусств и литературы. помимо авторских комиксов Мэдден — создатель двух учебников, которые он написал вместе со своей женой, Джессикой Абель: «От идеи до печати» (МИФ комикс) и «Mastering comics» (First Second).

Джалин Гроув

Джалин Гроув

Ph.D., историк искусства из Канады, профессор Rhode Island School of Design, исследователь визуальной культуры и со-редактор недавно вышедшего масштабного исследования истории иллюстрации «History of Illustration» (2018), соредактор журнала Journal of Illustration, автор монографий об иллюстрации Оскара Каена и Уолтера Хаскелла Хинтона.

Натали Колле

Натали Колле

Старший преподаватель English Studies в Université de Lorraine, Франция. Соучредитель исследовательского центра IDEA (Interdisciplinarité Dans les Études Anglophones), участница SHARP (the Society for the History of Authorship, Reading and Publishing), IAWIS (the International Association for Word and Image Studies), SAIT (Société des Amis d’Inter-textes), SELVA (Société d’Étude de la Littérature de Voyage du monde Anglophone), SÉAA XVII-XVIII (Société d’Études Anglo-Américaines des XVIIe et XVIIIe siècles) и IJBS (International John Bunyan Society). Соавтор и соредактор книг Book Practices & Textual Itineraries — серии изданий об истории книги, исследованиях текста и иллюстрации, которая публикуется с 2011 года.

Хьетиль Фаллан

Хьетиль Фаллан

Профессор кафедры истории дизайна Университета Осло, сооснователь Школы экологических гуманитарных наук в Осло. В последние годы пытается объединить в своих исследованиях историю дизайна и экологическую историю. Автор работ «Дизайн в современной Норвегии: история дискурса» и «История дизайна: теория и метод», редактор книг «Культура природы в истории дизайна» и «Скандинавский дизайн: альтернативные истории».

Сара Чон Кван

Сара Чон Кван

Доктор наук, преподаватель культурных исследований и истории в Лондонском колледже моды при Лондонском университете искусств. Область ее научных интересов — чувственные и телесные аспекты повседневной одежды. В настоящее время — редактор рубрики о дизайне в The Senses and Society Journal («Журнал о чувствах и обществе»).

Венди Герс

Венди Герс

Ученый и активистка, обладательница множества наград, куратор, консультант. Член NCECA Green Task Force, совета директоров The Studio Potter (США), избранный член совета Международной академии керамики под эгидой ЮНЕСКО. Доктор наук, специализирующаяся на современной керамике и теории кураторского дела.

Кейт Мэлоун

Кейт Мэлоун

Кавалер ордена Британской империи, один из ведущих художников-керамистов Великобритании. Мэлоун выработала безошибочно узнаваемый и удостоенный самых высоких оценок стиль. Созданные ею красочные, естественные формы, вдохновленные оптимизмом и любовью к природе, пронизаны ощущением роста и изобилия — они наполняют тех, кто на них смотрит, жизненной силой. Работы Кейт Мэлоун представлены в собраниях более чем сорока музеев по всему миру, включая Музей Виктории и Альберта в Лондоне, Музей Эшмола в Оксфорде, Музей искусств округа Лос-Анджелес (LACMA) и Севрскую фарфоровую мануфактуру. На ее счету более двадцати индивидуальных выставок.

Джон Потвин

Джон Потвин

Профессор кафедры истории искусств Университета Конкордия (Монреаль), заместитель редактора Journal of Design History («История дизайна»).

Ксения Копалова

Ксения Копалова

Иллюстратор, преподаватель Школы Дизайна НИУ ВШЭ и Британской высшей школы дизайна, сооснователь медиа-проекта об иллюстрации «Слон в боа».

Сесил Кемперинк

Сесил Кемперинк

Голландский художник-керамист. Работы Сесил объединяют в себе ее разнообразные увлечения: текстиль, глину, танцы, моду и скульптуру. Она исследует пространство и играет с ритмом, формой, движением, энергией, звуком. В рамках своей профессиональной деятельности участвовала в выставках, перформансах и подиумных показах.

Маша Краснова-Шабаева

Маша Краснова-Шабаева

Художник, иллюстратор, преподаватель иллюстрации и социальной практики в Willem de Kooning Academy, Роттердам

Ирина Разумовская

Ирина Разумовская

Художник по керамике и скульптор, преподаватель в Королевском колледже искусств в Лондоне, сооснователь образовательного онлайн-проекта для художников Get Art Fit. Работы Ирины представлены по всему миру: в галереях и музеях Европы, России, Америки и Азии, в том числе в галерее Officine Saffi в Милане и Aybar Gallery в Майами.
За последние семь лет она приняла участие в более четырёх десятков престижных конкурсов, арт-резиденций, соло и групповых выставках, в их числе, участие в LOEWE Craft Prize, KIKB2019 в Корее и в Британской керамической биеннале.

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.