«Представляя необычное: когнитивный диссонанс, разрыв шаблона и прочие фантастические твари»

Международная научная конференция  «Представляя необычное: когнитивный диссонанс, разрыв шаблона и прочие фантастические твари»

В Школе дизайна НИУ ВШЭ прошла международная конференция «Представляя необычное: когнитивный диссонанс, разрыв шаблона и прочие фантастические твари».

Необычное, экстраординарное, из ряда вон выходящее чаще фигурирует в рекламном, чем в научном дискурсе последних десятилетий. Начиная по крайней мере с середины XIX столетия европейская культура проникается недоверием и к этой риторике, и к тому, что за ней стоит, что отчасти совпадает с периодом распространения научных методов познания окружающего мира. Действительно, такие категории как «великий человек», «гений», «поразительное событие» постепенно становятся достоянием массовой культуры, где безжалостно эксплуатируются в коммерческих целях. В результате исследователи избегают говорить о необычном, предпочитая либо его банализировать, либо просто исключать из научного обсуждения.

Напротив, мы предлагаем поговорить об этом «слоне в комнате», который одновременно притягивает взгляды и отменяет серьезное обсуждение. Центральным для нас является именно связь впечатления (эмоциональной реакции, органов чувств) с его рационализацией — вербализацией, изображением, оценкой, использованием, и т.д.

Организаторы конференции: Школа дизайна и Департамент медиа НИУ ВШЭ,
​​​Лаборатория историко-культурных исследований ШАГИ РАНХиГС, Факультет Управления социокультурными проектами МВШСЭН, журнал «Теория моды» и Музей космонавтики при поддержке компании Storytel.

Видеозапись конференции

Открытие и доклады пленарного заседания

09:30–12:00
ауд. 384

9: 30 Открытие конференции
10.00–12.00 Пленарное заседание
10.00–11.00 Джо Терни (Winchester School of Art, University of Southampton). Extraordinarily Luxurious: Sensory Lifestyles and Home Decor in the 1970s.
11.00–12.00 Эльсе Скьолд (Royal Danish Academy of Fine Arts). The Usual has become the Unusual.

Секция 1: Необычная мода

12:30–14:00
ауд. 384

Илко Мурер (London College of Fashion, UAL). Mannerisms in the margins of footwear and accessory design.
Мария Терехова (Государственный музей истории Санкт-Петербурга / МВШСЭН). Странные туфли — это какие или когда? Некоторые мысли об изменчивости категории «странный» в культурной истории обуви.
Ксения Гусарова (РГГУ / ШАГИ РАНХиГС). Чудо в перьях: женщины-птицы на карикатурах Э.Л.Сэмборна.
Татьяна Бакина (НИУ ВШЭ). Перья, фрукты и зефир: спектакулярность в дизайне костюмов для голливудских фильмов 1920-40-х годов.

Секция 2: Медиасубъект и его пространство

12:30–14:00
ауд. 375

Ксения Ельцова (ВШЕК РГГУ). Медийные форматы и/vs «неформатные субъекты»: способы взаимодействия в цифровом пространстве 2010-х гг.
Анастасия Ларионова (НИУ ВШЭ). Создание «экстраординарного» в медиа с помощью использования образов людей с инвалидностью в современном российском кинематографе.
Елена Арбатская (ТюмГУ). «Необычное» в интернет-мемах.
Александра Старусева-Першеева, Татьяна Фадеева (НИУ ВШЭ).
Медиаарт как метод «расширения» субъективности: по направлению к Другому.

Секция 3: Мода на необычное

15.00–16.30
ауд.384

Ирина Сироткина (ИИЕТ РАН). Танец нечеловеческих существ: живые скульптуры Романа Ермакова.
Petra Maksa-Egri (University of Pecs). Postfashion in Late Socialism: Hungarian Fashion Performances in the Kadar Era.
Kristina Gligorovska (Mintsquare Magazine). Holographic Projections on Runways: Replicas of the Models’ Bodies.
Жанна Васильева (ШАГИ РАНХиГС). Речь и леттеринг
в уличной моде как документация исторических событий.

Секция 4: Конструирование (фантастической) реальности

15:00–16:30
ауд.375

Светлана Бардина (МВШСЭН). «Это звучало безумно, но, поскольку это был сон, сработало»: конструирование «странности» в рассказах о сновидениях.
Ольга Щедрина (ВШЕК РГГУ). Создание невыразимого: современные практики
визуальной сакрализации.
Елена Нагаева (ШАГИ РАНХиГС). Фантастические твари: фигура Абсолютного зла в популярной культуре.

Секция 5: Необычное в моде

17.00–19.00
ауд.384

Ольга Вайнштейн (ИВГИ РГГУ). «Как хороша рука ее, стиснутая волосяным браслетом!»: культурная и эмоциональная функция украшений из волос в XIX веке.
Линор Горалик (НИУ ВШЭ / МВШСЭН). Почти как брови: проблемы современных популярных медиа при создании материалов о женских лобковых волосах.
Мария Удовыдченко (Музей Современного искусства «Гараж»), Екатерина Бычкова (Государственный Эрмитаж). Феномен ателье «Строгий юноша» в контексте категории необычного.
Людмила Алябьева (НИУ ВШЭ / МВШСЭН). От Шанель к Шанхаю, или особенности «пижамной вечеринки» в городе.

Секция 6: Нечеловеческая музыка

17.00-19.00
ауд. 375

Владислав Тарнопольский (ЦСМ МГК). Черепахе не уйти от Ахиллеса. Новая типология для нового необычного (на примере современной оперы).
Кристина Чернова (НИУ ВШЭ). Конструируя повседневность: электронные тембры в советской музыке 1970-80х гг.
Ника Кочековская (НИУ ВШЭ). Экстраординарность между авангардом и китчем в теориях музыки и ритма ХХ в.: Адорно, Делез, Барт (сравнительный анализ на примере музыкального видео Slightly Mad (1991)).
Emese Lengyel (University of Debrecen). Opera Meets Film: Unusual Music, Visuality and Voice in Du Yun’s Angel’s Bone.

О Высшей школе экономики

51 000
студентов и аспирантов
>7 000
преподавателей и исследователей
311
программ высшего образования

Школа дизайна — подразделение одного из ведущих российских университетов — Высшей школы экономики, которая входит в список 100 лучших молодых университетов мира, Top-3 лучших российских вузов в категории Art & Design (QS) и состоит в большинстве авторитетных международных образовательных рейтингов (QS, THE, ARWU, U.S. News Best Global Universities Subject). Вышка — это не только гигантская научная лаборатория, но и представительная экспертная площадка: сотрудники ВШЭ принимают активное участие в ключевых экспертных дискуссиях, входят в состав многих коллегиальных и совещательных органов при президенте и правительстве России, являются лидерами мнений по важнейшим вопросам в сфере образования, социальной политики, здравоохранения, демографии, рынка труда, транспорта, государственного управления, технологического развития.

Читайте также

Воркшоп «Свитер нашей памяти: практики ремонта и ухода за трикотажными вещами»

Готовимся к холодам вместе с командой аспирантской лаборатории Mendit Research Lab — достаём любимые свитера и приходим на воркшоп по ремонту трикотажных вещей 29 октября в Музей истории ГУЛАГа.

Поп-ап выставка и паблик-ток «Ре/конструкция: мода и исторический костюм»

10 апреля в 19:00 состоится открытие поп-ап выставки и пройдет паблик-ток в рамках секции «Искусство и дизайн: модели телесности» конференции «Теории и практики искусства и дизайна». В ходе дискуссии обсудим важность истории костюма, реконструкции и переосмысления исторического костюма не только в рамках программ по дизайну одежды, но и для исследований истории и теории моды.

Школа дизайна НИУ ВШЭ — место встречи самых талантливых студентов Москвы и России, которые видят свою карьеру в фэшн-индустрии. Они учатся под руководством кураторов — действующих дизайнеров и профессионалов индустрии, которые погружают студентов в актуальный контекст. Глубокая теоретическая и практическая подготовка позволяет студентам выбрать любую профессию в мире моды, не ограничиваясь только дизайном одежды, а студенческое портфолио и участие в профильных конкурсах и неделях моды помогает заявить о себе в профессиональной среде ещё будучи студентами.

В рамках направления открыты профили бакалавриата, магистратуры и программы дополнительного образования.

Как поступить

Аспирантская школа по искусству и дизайну — программа нового формата, которая открывает нашим студентам и выпускникам возможности профессионального развития не только в сфере академических исследований или преподавания, но и в сфере социокультурного проектирования. Наряду с получением исследовательских компетенций и написанием диссертации обучение в аспирантуре позволит освоить прикладные навыки проектной работы в сфере культуры.

Как поступить

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.