Опен-колл на участие в конференции «Теории и практики искусства и дизайна: социокультурные, экономические и политические контексты»

Опен-колл на конференцию «Теории и практики искусства и дизайна: социокультурные, экономические и политические контексты»

Школа дизайна НИУ ВШЭ и Аспирантская школа по искусству и дизайну НИУ ВШЭ приглашают принять участие в международной конференции «Теории и практики искусства и дизайна: социокультурные, экономические и политические контексты» (ассоциированное мероприятие XXV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества), которая пройдет 10–12 апреля 2024 года. Ждем ваши заявки до 22 февраля 2024.

В этом году конференция будет посвящена перспективам развития искусства и науки об искусстве в XXI веке, а также вопросам о месте и роли искусства и дизайна в современном обществе. Среди приоритетных направлений конференции:

  • социально-экономические контексты искусства и дизайна XX-XXI в.;
  • институционализация искусства и дизайна;
  • образовательные стратегии в этой области;
  • музейные практики;
  • различные аспекты отношений художник-куратор-зритель-исследователь;
  • новейшие исследования в области cultural studies (включая media studies, game studies, cinema studies и др.).

Ждем ваши заявки до 22 февраля 2024 года.

«Мы проводим нашу конференцию в седьмой раз, и она по праву является академической визитной карточкой Школы дизайна. Наш форум предлагает внушительный набор секций, посвященных широкому кругу тем и сюжетов, связанных с полем искусства и дизайна, что дает нам возможность ежегодно собирать солидный и весьма разнообразный пул участников».

name

Людмила Алябьева

Академический руководитель Аспирантской школы по искусству и дизайну НИУ ВШЭ, шеф-редактор журнала «Теория моды: одежда, тело, культура».

Подробнее

Формат заявки

Содержание заявки
  • ФИО докладчика,
  • место работы/учебы,
  • должность,
  • ученая степень и звание (при наличии),
  • ключевые слова, отражающие проблематику доклада и связанные с приоритетными направлениями конференции,
  • тема и тезисы доклада (количество знаков: 1000-1500 знаков с пробелами),
  • ссылка на ключевое изображение высокого качества, релевантное теме доклада (например, изображение произведения искусства, скриншот фильма, веб-страницы и пр.; для загрузки изображения можно использовать любое облачное хранилище, например https://cloud.yandex.ru/).
Рабочие языки конференции

Рабочие языки конференции: русский и английский.

Дедлайн подачи заявки

Ждем ваши заявки до 22 февраля 2024 года.

Объявление результатов

Решение Организационного комитета о включении докладов в программу конференции будет принято по результатам экспертизы заявок до 15 марта 2024 года.

Формат конференции

Конференция пройдет в гибридном формате: онлайн и офлайн. Организационный взнос не предусмотрен.

Вопросы и комментарии

По всем вопросам, связанным с конференцией, пишите на электронный адрес hse.art.and.design.school.conf@gmail.com

Приоритетные направления конференции

Современное искусство и дизайн: преодоление границ

Границы искусства в ситуации постмодернизма. Онтологическая значимость понятия «границы в искусстве» и различные коннотации. Междисциплинарные стратегии в исследовании современного искусства: теоретические рефлексии. Проблема сущности границ в актуальных художественных практиках. Смещение границ в новейших видах и жанрах искусства. Иммерсивное искусство как новое видение мира. Современная живопись в формате он-лайн. Проекты «на стыке» современного искусства и дизайна: междисциплинарные связи.

Актуальные проблемы теории современного искусства

Новейшие теоретические дискурсы и практики в области современного искусства и культуры. Самые значительные тексты и разработка новых концепций. Проблемы философии современного искусства. Теория современного искусства и феминизм / киберфеминизм. Гендерные репрезентации в искусстве. Современное искусство как постконцептуализм и метанарратив. Деколониальный поворот и современное искусство. Искусство соучастия в новых художественных практиках.

Образование в сфере искусства и дизайна

Современное состояние и перспективы развития, новые модели и стратегии. Особенности образования в сфере искусства и дизайна России и за рубежом. Новое дизайн-мышление и актуальные образовательные технологии («PhD by Practice»). Анализ проектно-ориентированных подходов к исследованию искусства (practice as research). Инновационные образовательные программы по дизайну и искусству. Формирование проектного мышления и практических навыков в ходе преподавания дизайна, методология проектирования, предпроектные и проектные исследования в сфере дизайна. Зарубежные школы по дизайну и искусству: традиции и современный контекст. Новая digital-среда и подходы к проектированию как основа инновационных образовательных технологий в сфере дизайна и искусства.

Креативные индустрии и креативная экономика

Креативные индустрии и креативная экономика, управление в креативных индустриях, законодательные инициативы и образовательные стратегии, статус творческого труда.

Технологическое будущее: на пути к «умному обществу»

Перспективы развития современных художественных практик. Science art (область современного искусства на стыке художественного и научного): биомедиа, наномедиа, гибридные медиа и т.д. Киборгизация и роботизация. Биоэтические проблемы и гуманитарная экспертиза. Генеративное искусство. Произведения искусства, созданные с помощью искусственного интеллекта. Metaverse и посттехнологическая культура. Перспективы развития NFT. Современные технологии в дизайне. Интернет вещей и животных.

Искусство и дизайн: модели телесности

История тела и телесности, проблема телесности в современном искусстве и дизайне. Телесные практики постмодернизма. Перформативное тело: стратегии репрезентации. Антропология боли: нормы и границы тела. Эстетика новой телесности в виртуальном пространстве. Смена моделей телесности в культуре ХХ-ХХ1 вв. Текстуализация телесности. Проблематика тактильности и «новой нормы»

Саунд-арт и саунд-дизайн

Звукоинженерия, аудиобрендинг, использование звука в сфере современного искусства, в т.ч. в сложных мультимедийных инсталляциях, и в сфере медиакоммуникаций.

Иллюстрация и комикс

Исследование в иллюстрации: практика через исследование и иллюстрация как предмет исследования. Методы исследования. Место исследования в академической и практической деятельности. Practice as research в иллюстрации и комиксе. Иллюстрация как производство знания. Иллюстрация и медиум: как технологии определяют методы исследования и способы репрезентации.

Медиаискусство в контексте новейших технологий

Проекты, испытывающие влияние технологий, использование которых приводит к формированию новых художественных форм высказывания и трансформации прежних. «Режимы» существования современного медиаискусства (синергийность, гибридность, интерактивность), которые трансформируют режимы его восприятия (новые практики медиализации конструируют новые практики зрительства). Современная иллюстрация, анимация и видеоарт. Технологии VR. Цифровое искусство в виртуальной и смешанной реальности (от проектирования человеко-машинных интерфейсов до социального контекста). Нет-арт, постинтернет-арт.

Экономика и социология искусства и дизайна

Социально-экономические проблемы искусства и дизайна. Роль арт-рынка в сфере искусства, современное состояние и перспективы его развития. Искусство и дизайн как инструмент «массовой культуры». Дизайн и проблема творчества непосредственных производителей в современном промышленном производстве.

Искусство и урбанистика: городской дизайн

Территориальный брендинг и дизайн городской среды. Экспериментальное проектирование городов. Роль дизайна и искусства в развитии городов. Объекты искусства и дизайна, инсталлированные в городскую среду. Световой дизайн городских пространств. «Культура соучастия» в пространстве партиципаторных художественных практик в мегаполисе и регионах.

Художественное стеклоделие, керамика и текстиль: контексты прошлого, настоящего, будущего

Проблемы современного художественного стеклоделия, керамики и текстиля: общие тенденции развития, традиции и современность, новый мир — новые технологии, уникальные произведения и предметы авторского дизайна. История развития этих видов декоративно-прикладного искусства и проблемы их атрибуции. Изучение происхождения и формирования коллекций художественного стекла, керамики и текстиля. Вопросы музеефикации и хранения. Исследования в области реставрации и консервации стеклянных, керамических и текстильных произведений.

Популярная музыка: культурные, социальные, технологические и экономические аспекты

Специфика визуальной составляющей музыкальных альбомов. Музыкальные клипы: эволюция, влияние и выразительные средства. Популярная музыка в экранных искусствах. Роль музыки в видеоиграх и интерактивных медиа. Инновации в производстве и распространении музыки. Особенности современного потребления музыки. Стратегии продвижения музыкальных проектов. Локальные музыкальные сцены. Репрезентация национальной идентичности в популярной музыке. Исторические, мифологические, религиозные сюжеты в творчестве музыкальных проектов. Роль музыки в конструировании личной и коллективной идентичности. Краудфандинг и другие формы участия фанатов в музыкальных проектах. Влияние музыкальных фэндомов на модные тенденции. Коллаборации модельеров и музыкантов. Музыкальная критика и журналистика. Эволюция музыкальной критики в цифровую эпоху. Социальная ответственность и корпоративная этика в музыкальном бизнесе. Этические дилеммы в сэмплировании и культуре ремиксов. Музыка и политическая идентичность. Цензура. Музыка как средство взаимодействия с сообществом. Музыка как инструмент активизма

Студенческий фестиваль кейсов

Репрезентация арт-проектов студентов различных профилей Школы дизайна НИУ ВШЭ: коммуникационный дизайн, анимация и иллюстрация, дизайн среды, дизайн интерьера, дизайн и программирование, дизайн и современное искусство, гейм-дизайн и виртуальная реальность, художник театра и кино, медиа и дизайн, комикс, дизайн и реклама, предметный и промышленный дизайн.

Междисциплинарные исследования игр

Круглый стол, посвящённый многообразию форм знания о видеоиграх. Презентация результатов профильных исследований студентов по таким направлениям, как:

  • религиозный опыт в видеоиграх;
  • регулирование социального поведения внутри и вне игры;
  • нарративно-ориентированная разработка;
  • использование опыта проектирования ролевых игр живого действия (LARP) для цифрового гейм-дизайна;
  • методики миростроения; видеоигровая симуляция роевого интеллекта;семиотика визуальных элементов в 2D-играх.

Людмила Алябьева о конференции: «Наряду с состоявшимися исследователями мы традиционно приглашаем к участию аспирантов и молодых ученых, а также уже третий год подряд в рамках конференции организуем студенческую секцию, создавая таким образом инклюзивное рабочее пространство для развития исследовательской деятельности, объединяя все уровни образовательной и академической системы. Помимо собственно академических форматов наша конференция предоставляет площадку практикам искусства и дизайна: они могут представить свои проекты и концептуализацию своих творческих идей в виде артист- и дизайн-токов, презентаций, перформансов и пр., что является уникальной в своем роде инициативой».

Ознакомьтесь с материалами предыдущих конференций

Лонгриды с тезисами докладов 2023

Читайте также

Опен-колл в Лабораторию модного письма «На полях»

Людмила Алябьева, руководитель Аспирантской школы и преподаватель Школы дизайна, с мая по июнь 2023 года организовывает лабораторию по созданию текстов о моде и дизайне в Доме культуры ГЭС-2.

Исследование архива НИИХП — первый проект лаборатории Crafts & Design Research Lab

Исследовательская лаборатория Craft & Design Research Lab появилась в конце 2022 года на базе Аспирантской школы по искусству и дизайну, и ее первым проектом стало исследование архива Научно-исследовательского института художественной промышленности совместно со Всероссийским музеем декоративного искусства и Школой Дизайна НИУ ВШЭ при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина. Мы попросили участниц лаборатории подробнее рассказать о проекте, архиве и предстоящих задачах.

Аспирантская школа по искусству и дизайну — программа нового формата, которая открывает нашим студентам и выпускникам возможности профессионального развития не только в сфере академических исследований или преподавания, но и в сфере социокультурного проектирования. Наряду с получением исследовательских компетенций и написанием диссертации обучение в аспирантуре позволит освоить прикладные навыки проектной работы в сфере культуры.

Как поступить

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.