По вопросам поступления:
Бакалавриат (доб. 709, 704, 715, 710)
Магистратура (доб. 703)
Онлайн-бакалавриат (доб. 709, 711)
Дополнительное образование (Москва — доб. 705, 706, 712, Санкт-Петербург — доб. 701)
Детская школа (доб. 707)
С понедельника по пятницу
с 10:00 до 18:00
По общим вопросам
Школа дизайна НИУ ВШЭ и Аспирантская школа по искусству и дизайну НИУ ВШЭ приглашали послушать доклады и принять участие в мероприятиях международной конференции «Теории и практики искусства и дизайна: социокультурные, экономические и политические контексты», которая проходила 10–12 апреля 2024 года.
В этом году конференция была посвящена перспективам развития искусства и науки об искусстве в XXI веке, а также вопросам о месте и роли искусства и дизайна в современном обществе. Среди приоритетных направлений конференции были:
Основная часть очных секций прошла в пространстве CREATIVE HUB по адресу г. Москва, ул. Пантелеевская, д.53.
Секция «Междисциплинарные исследования игр» 11 апреля прошла по адресу ул. Старая Басманная, 21/4 стр.1, ауд. Б103.
«Мы проводим нашу конференцию в седьмой раз, и она по праву является академической визитной карточкой Школы дизайна. Наш форум предлагает внушительный набор секций, посвященных широкому кругу тем и сюжетов, связанных с полем искусства и дизайна, что дает нам возможность ежегодно собирать солидный и весьма разнообразный пул участников».
Академический руководитель Аспирантской школы по искусству и дизайну НИУ ВШЭ, шеф-редактор журнала «Теория моды: одежда, тело, культура».
Лаборатория Craft & Design Research Lab организует круглый стол «Опыт НИИХП как метод исследования и актуализации промыслов в контексте современного дизайна. Результаты совместного проекта аспирантской лаборатории Crafts & Design Research Lab и ВМДИ» по результатам исследования архива НИИХП и создания онлайн-курса «От традиции к эксперименту: методика работы с народным декоративным искусством».
Научно Исследовательский Институт Художественной Промышленности, существовавший с 1932 по 1992 годы, организовал более шестидесяти этнографических экспедиций с целью изучения, восстановления и актуализации народных промыслов на территории бывшего СССР. Архив институции содержит как научные статьи, диссертации, описи художественных советов, так и изоматериалы, созданные во время экспедиций и в стенах институции: зарисовки, художественные и технические эскизы. На основе этих материалов аспирантами, участницами лаборатории, был создан курс для современных ремесленников, дизайнеров и художников, работающих с народным искусством.
На круглом столе будут представлены в формате тезисных докладов блоки созданного курса (теоретические основы народных промыслов, автор и коллектив в народном искусства, опыты актуализации НИИХП, метод исследования и актуализации промысла), а также выступят куратор проекта от ВМДИ и кураторы направлений, связанных с промышленным дизайнов объектов из Британской Высшей Школы Дизайна и проекта «Путь ремесленника».
Параллельно в дни конференции на площадке Creative Hub проходит выставка, демонстрирующая работы участников практической лаборатории, организованной в рамках проекта в музее ВМДИ в октябре 2023 года.
Модератор: Светлана Сальникова
Участники:
Сальникова Светлана (аспирантка, исследовательница Crafts & Design Research Lab НИУ ВШЭ). Теоретические основы народного искусства.
Вероника Никифорова (аспирантка, исследовательница Crafts & Design Research Lab НИУ ВШЭ). Автор и коллектив в народном искусстве.
Розмари Турман (аспирантка, исследовательница Crafts & Design Research Lab НИУ ВШЭ). Методология НИИХП: стилизация, цитирование, переложение.
Нина Вересова (аспирантка, исследовательница Crafts & Design Research Lab НИУ ВШЭ). Практика. Методы актуализации
Наталья Стрижкова (руководитель отдела научной и издательской деятельности Всероссийского музея декоративно-прикладного искусства). Архив ниихп. Наследие-актуализация-развитие.
Иван Ермолаев (магистрант в Институте Современного Искусства, дизайнер «Мастерской-ТАФ», сокуратор проекта «ТАФ-Ошевенск», дизайн-наставник в проекте «Путь ремесленника»). Опыт работы с современным ремесленным продуктом в контексте проекта «Путь Ремесленника».
Алиса Минкина (предметный и промышленный дизайнер, куратор курса бакалавриата «Предметного и Промышленного дизайна» в БВШД). Влияние традиционных техник и народных промыслов на современный предметный дизайн.
Модератор: Галина Игнатенко
12:30 — 12:50
Нина Вересова
БВШД / НИУ ВШЭ
Креативный потенциал ошибки и несовершенства в текстильном искусстве и дизайне
12:50 — 13:10
Вероника Никифорова
НИУ ВШЭ
Влияние идей и практик движения «Искусства и ремесла» на деятельность Абрамцевского кружка и кустарных мастерских
13:10 — 13:30
Коринна Полынская
БВШД
Текстильное искусство, как форма активизма, протеста и самовыражения художника в социо-культорном контексте
13:30 — 13:50
Анна Соловьева
Северный Арктический федеральный университет им. М.В.Ломоносова
«Народные ремесла» в практиках современного искусства: переосмысление дуализма природного/технологического
Круглый стол «Кибер-мода и пост-интернет искусство, развитие технологий, вызовы современной моде и возникающие контексты»
Модератор: Михаил Федоров
Список участников:
Минцев Кирилл — дизайнер одежды
Алексей Кучма — автор телеграм канала «Digital — шкаф»
Денис Мерзлов — креативный директор LLC XReady Lab
В качестве спикеров также приглашены ведущие специалисты в области кибер дизайна и цифрового искусства: Кирилл Минцев и Карен Артьян.
С 2020 года дополненная реальность и виртуальная одежда стали интегрироваться в повседневность. Сейчас fashion индустрия все больше внедряет цифровые возможности в свое развитие: от цифровых рекламных кампаний, презентаций новых коллекций через видеоигры до продажи виртуальных дубликатов физической одежды. Круглый стол будет посвящен вопросу влияния технологий на индустрию моды, новым возможностям и возникающим в связи с этим контекстам.
Модератор: Людмила Алябьева
14:20 — 14:40
Ольга Вайнштейн
ИВГИ РГГУ
«Мастерские Омега и артистический стиль группы Блумсбери»
14:40 — 15:00
Анастасия Размахнина
НИУ ВШЭ
«Нарративы винтажной одежды: подходы к исследованию»
15:00 — 15:20
Татьяна Бакина
НИУ ВШЭ
«Нетайная комната: эстетика и функции гардеробных пространств на экране и визуализация хранения одежды героев в кинофильмах»
15:20 — 15:40
Ольга Лебедева
НИУ ВШЭ
Schiaparelli после Скиапарелли: cубъект XXI века в «лаборатории дьявола»
15:40 — 16:00
Ирина Сахно
НИУ ВШЭ
Тучное тело в контексте Fat Studies: проект Бренды Оэльбаум
«Венера Виллендорфская»
Круглый стол Лаборатории Mendit Research Lab «Ремонт в контексте педагогики и как дизайн-метод» // (круглый стол проходит на англ. яз. без перевода).
Модератор: Людмила Алябьева
Участники: Кейт Секулес, Людмила Алябьева, Светлана Сальникова, Галина Игнатенко, Ася Аладжалова, Нина Вересова и др.
The discussion will be built around Kate Sekules’s talk New Pedagogies of Mending: News from the Coalface and followed by Mendit Research Lab members’ comments and remarks on the pedagogical potential of repair as well as mending as a design method.
Kate Sekules is a visiting Assistant Professor at Pratt Institute and a lecturer at Parsons School of Design, New York. She is an educator and advocate of visible mending.
New Pedagogies of Mending: News from the Coalface
For over a decade, I have been immersed in mending. I have taught it in classes, groups, clubs, online, and—as Dr Mend—in surgeries, and am currently finishing my doctoral dissertation, «A History and Theory of Mending». I have guest lectured on contexts of mending in dozens of BA and MA programmes, and recently taught the first full undergraduate course to formalize its study («Mending Fashion» Parsons, NYC)—to be followed next spring by a similar course at the Masters level. In these projects, I am attempting to define a fresh academic field, tangentially connected to others—dress history and theory, cultural sociology, waste or discard studies, posthuman «thing theory,» aspects of archaeology and anthropology, and more—but also distinct and separate, being centered on a demotic and marginalized technology with barely any literature, and an arcane and obscured history.
This discipline of mending studies augments a burgeoning decentered system of classes, tutorials, courses, clubs, and meetups, and a growing body of menders-for-hire, in storefronts, social media, or new apps and websites. This is not unprecedented—the needle was, of course, a pivotal tool of girls’ education, and remained so until production metastasized early this century, and seamstresses have been remunerated for plain sewing for centuries—but it has profoundly changed. With many images and examples, I will present an overview of how this most ancient of textile methodologies behaves in contemporary sociocultural, economic and political settings. The news from the mending coalface is a cheering counternarrative to the familiar calamity of the destructive, hegemonic fashion industrial complex.
Это дискуссия о вызовах и смыслах формирования частных архивов сегодня, а также о возможностях, которые открываются при дальнейшей институциональной работе с этими материалами.
Архив музея, художника, писателя... известной личности, массового культурного явления, исторического периода... Мы привыкли сталкиваться с понятием архив в контексте глобальных явлений, когда на профессиональном уровне ведется работа по сохранению и передаче предметов и памяти, решаются экспозиционные, коммуникационные вопросы, ведется работа по связи поколений через события и явления. В последнее время тема работы с архивами становятся все более актуальной и в художественных практиках. А что такое частный архив и для чего это может быть нужно? В центре внимания дискуссии вопросы сохранения и передачи личной памяти человека, историй и традиций его семьи.
Мы поговорим про роль архива и познакомимся с примерами проектов и профессиональными кейсами экспертов-участников. Обсудим разнообразие приемов работы с историческими материалами и использование современных медиа доступных для широкой аудитории.
Список участников:
Ася Филиппова (директор Центра творческих индустрий «Фабрика»),
Виктория Петухова (заместитель генерального директора музея-заповедника «Царицыно» по научной и выставочной деятельности),
Вероника Георгиева (художник),
Елизавета Южакова (кандидат искусствоведения, автор и редактор книг об искусстве, куратор выставочных проектов),
Елена Ермаковишна (руководитель HSE CREATIVE HUB, преподаватель в Школе дизайна НИУ ВШЭ, руководитель проекта LongFashionWeekend Ural, продюсер культурных событий, искусствовед, дизайнер бренда Ermakovishna),
Сергей Соловьев (социальный предприниматель, основатель проекта «Книги, кофе и другие измерения»),
Анна Селянина (продюсер междисциплинарных проектов), Егор Ларичев (сооснователь архитектурно-художественного холистического агентства (АХХА) Послезавтра, музейный проектировщик, куратор выставок),
Наталия Зайченко (основатель компании nz-group, архитектор частных музеев, выставочный дизайнер).
Модератор: Ксения Маликова (искусствовед, независимый исследователь, куратор и автор междисциплинарных проектов)
Модератор: Оксана Пертель
17:00 — 17:20
Анна Соло
Академический колледж дизайна, искусства и технологий «Шенкар», Израиль
Digital Zero Waste: Сохранение культурного наследия через цифровой дизайн
17:20 — 17:40
Елизавета Кузнецова
НИУ ВШЭ
Нечеловеческие тела на подиуме: телесные модификации как концептуальная составляющая авангардного дизайна одежды
17:40 — 18:00
Оксана Пертель
НИУ ВШЭ
Виртуализация и Искусственный Интеллект: новые цифровые грани в мире мод
18:00 — 18:20
Анастасия Тимофеенко
НИУ ВШЭ
Энвайронментальный дизайн студии RAAAF: ландшафты аффордансов и экспериментальные поверхности существования
Открытие поп-ап выставки «Ре/конструкция: мода и исторический костюм» и паблик-ток «Роль истории костюма и реконструкции в образовании и исследованиях моды»
На мероприятие ведется отдельная РЕГИСТРАЦИЯ
Участники: Екатерина Сычева (Школа дизайна НИУ ВШЭ), Анна Соло (Колледж дизайна, искусства и технологий «Шенкар», Израиль), Ксения Катышева (Британская высшая школа дизайна, Москва), Дарья Фомина (художник по костюмам), Ольга Никитина (Школа-студия МХАТ), Людмила Алябьева (НИУ ВШЭ)
Паблик-ток приурочен к поп-ап выставке «Ре/конструкция: мода и исторический костюм», в которой примут участие студенты направления «Мода» Школы дизайна НИУ ВШЭ. В пространстве CREATIVE HUB по адресу г. Москва, ул. Пантелеевская, д.53 будут представлены проекты корсетов от Колледжа инженерного дела, искусства и дизайна «Шенкар» и реконструкции-переосмысления кринолина от БВШД.
В ходе дискуссии мы обсудим важность истории костюма, реконструкции и переосмысления исторического костюма не только в рамках программ по дизайну одежды, но и для исследований истории и теории моды.
Мы поделимся способами работы с историческим костюмом, принятыми в разных школах. Мы также коснемся темы исследовательского потенциала экспериментальной реконструкции одежды (включая исследование материального опыта создания и ношения таких утраченных предметов, как французские фижмы, например).
Наконец, мы поговорим о специфике работы художника по костюмам в кино, об ограничениях, с которыми он сталкивается в работе с историческим материалом и о возможностях, которые он предоставляет.
Модератор: Наталья Логутова
10:00 — 10:20
Наталья Логутова
НИУ ВШЭ
Роль брендинга и дизайна образовательной среды в реализации модели старшей школы
10:20 — 10:40
Вера Бочковская
Институт гуманитарных наук Алтайского государственного университета
Рисунок с натуры в условиях цифровизации художественного образования
10:40 — 11:00
Надежда Гура (НИУ ВШЭ),
Марина Чернышева (НИУ ВШЭ)
Факторы успеха развития карьеры современных художников. Презентация предварительных материалов социологического исследования
11:00 — 11:20
Диана Паллади
Центр современного искусства «Терминал А»
Институализация современного искусства в Нижнем Новгороде
11:20 — 11:40
Александр Алексеев
НИУ ВШЭ
О чем мечтают зумеры? Форсайты по созданию брендов от тысячи студентов-дизайнеров
Модераторы:
Павел Родькин, кандидат искусствоведения, доцент Школы коммуникаций НИУ ВШЭ,
Татьяна Соколова, к.п.н., доцент ШК ФКИ НИУ ВШЭ
Участники: Павел Склянчук, Анастасия Крылова, Елена Ермаковишна, Мария Скивко, Людмила Алябьева, Учебная группа образовательного проекта ШК ФКИ «Библиотека устойчивого развития»
Тема развития и применение практик осознанной моды — одна из самых обсуждаемых в sustainable fashion studies последних лет. Переработка, лимитированное производство, digital-мастерские и ателье, виртуальные примерочные, recycle мастерские, новые экологические материалы от яблочной до кокосовой кожи reuse reduce recycle становится новым «черным» и обязательным элементом нового восприятия моды. Но как обстоят дела в сфере российского fashion сегмента в новых условиях, о чем заботятся производители, как отследить экологичность поставщика и оценить эффективность коммуникации экологических и социальных практик бренда как во внутренних коммуникациях, так и во внешних? Насколько отечественный опыт устойчивый моды соответствует международным практикам в данной сфере, какие нормативно-правовые формы регулирования оказывают позитивное влияние на устойчивую моду, какую роль играет образование и с какими проблемами формирования специалитетов сталкиваются российские ВУЗы и профильные кафедры? Каково значение сферы коммуникаций в продвижении принципов и продукции устойчивой моды и влияние на культурные практики и восприятие потребителей?
Круглый стол «Эстетика изъяна. Взаимодействие искусствоведения, когнитивных исследований, дизайна и психоанализа»
Участники: Татьяна Леднева, Нина Вересова, Ася Аладжалова, Ольга Лебедева, Анна Маквей, Вадим Булгаков, Людмила Алябьева
Избранные тезисы:
Татьяна Леднева. Нейрокогнитивный подход к пониманию эстетики негативного
Искусство наполнено парадоксами. Один из них — эстетика негативного: почему люди получают эстетическое удовольствие от восприятия конвенционально «некрасивых» объектов? Когнитивная наука предлагает модели, объясняющие механизмы подобного сложного эстетического опыта. Так, согласно модели «Оттолкнуться и Обнять» («Distancing-Embracing Model»), отрицательные эмоции могут играть ключевую роль в восприятии искусства. Они приковывают внимание, вызывают глубокие чувства и надолго остаются в памяти — все, что ищет человек в искусстве. Модель выделяет два механизма, которые используют потенциал негативных эмоций для создания глубокого эстетического опыта — это механизмы психологического дистанцирования и механизмы, делающие негативные эмоции привлекательными. Нейрокогнитивные науки, изучая эти механизмы, помогают понять парадокс эстетики негативного и роль отрицательных эмоций в создании глубокого эстетического опыта.
Ольга Лебедева. Аффект на стороне культуры: к вопросу о концептуализации отвращения в рамках теории психоанализа
Аффект отвращения, рассмотренный в психоаналитической оптике через его концептуализации в теоретических работах Зигмунда Фрейда и Лу Андреас-Саломе, обнаруживает связь с такими психоаналитическими категориями как вытеснение, влечение, нарциссизм, закон, тревога, собственное я. Возникающий как эффект вхождения субъекта в культуру и маркирующий таковое в качестве окончательно свершившегося, он на физическом и психическом уровнях буквальным образом отвращает все то, что противоречит ее установкам и ценностям. Так или иначе, при посредстве аффекта отвращения не только осуществляется разметка на уровне чистое/грязное и прочерчиваются определяющие представления о порядке демаркационные линии, но и полагаются первые границы между внутренним и внешним, между «я» и «не-я», что позволяет говорить о нем с точки зрения функции сохранения рубежей субъективации.
Ася Аладжалова. Сенсорика винтажной одежды: ольфакторный и тактильный аспекты
Долгое время одежда исследовалась только с позиции визуального восприятия. Нарративный поворот в исторических исследованиях позволил включить тексты биографического характера, дневниковые записи и мемуаристику в дискурс, что сделало возможным изучение одежды с точки зрения ее тактильных и ольфакторных качеств. Эти свидетельства применимы и к исследованию сохранившихся до наших дней предметов материальной культуры прошлого, в частности, винтажной одежды. Рассмотрим примеры взаимодействия текстур винтажных тканей и старых запахов с современным телом.
Анна Маквей. Под воздействием случайности (художественная) фигура приобретает новые формы: круг превращается в пятно, а может, в кляксу. В зависимости от ожиданий, индивидуальных психологических особенностей, культурных различий и — даже — самооценки зрителя возможны разные интерпретации. Но можем ли мы утверждать, что это однонаправленное движение, где только зритель проецирует свои бессознательные конфликты на изображение и тем самым наделяет его собственным смыслом? Возможно, само изображение в силу формальных характеристик и общих законов восприятия предопределяет интерпретацию зрителя? В какой момент изображение становится изобразительным знаком, «метой», «криптоморфом» — образом, скрывающем в себе другой, секретный образ? И в чем тогда заключается задача и свобода зрителя? Где находятся пределы интерпретации?
Наиболее известным исследовательским экспериментом по интерпретации «случайных форм» стал Тест чернильных пятен Роршаха, который вышел далеко за пределы психотерапевтического пространства и органично интегрировался в плоскость искусства. Идеи Роршаха нашли широкий отклик в работах разных авторов: «автоматическая живопись», дадаизм, dripping Джексона Полокка и др. Чернильные пятна Роршаха находятся на тонкой грани между абстракцией и репрезентацией, они стимулируют, а не манипулируют зрителем.
Модератор: Станислав Миловидов
12:00 — 12:20
Анастасия Пронина
НИУ ВШЭ
Фотография в графическом дизайне: творческие практики работы с аналоговой, цифровой и нейро-фотографией
12:20 — 12:40
Анна Маквей
НИУ ВШЭ
«Призрак мозга» в современном искусстве. Brainmedia и проблема церебрального субъекта
12:40 — 13:00
Ольга Дьяченкова
НИУ ВШЭ
Биодизайн: на пути к биотехнологической революции в условиях социально-экономического кризиса
13:00 — 13:20
Станислав Миловидов
НИУ ВШЭ
Контентная политика и ограничения доступа к коммерческим нейросетям как стимул художников к артивизму
13:20 — 13:40
Алёна Гладченко
АО «Научно-исследовательский институт молекулярной электроники»
Технология смешанной реальности в промышленном дизайне: сложности проектирования пользовательского опыта
13:40 — 14:00
Юлия Казакова
НИУ ВШЭ
Медиа-платформы как контекст создания и распространения современного видеоискусства
14:00 — 14:20 / Кофе-брейк
Модератор: Розмари Турман
14:20 — 14:40
Алёна Григораш (НИУ ВШЭ),
Давиде Босси (Мэрия Милана)
Хромофобия и научная фантастика в сериале «Черное зеркало»
14:40 — 15:00
Вадим Булгаков
НИУ ВШЭ
Классификация типов коллаборативной работы человека и ИИ в креативных индустриях
15:00 — 15:20
Евгения Тышкевич
колумнист, автор канала «Read my jewels»
Протезы: между игровой аугментацией и современным искусством
15:20 — 15:40
Михаил Федоров
НИУ ВШЭ
Digital fashion: связь новейшего направления в моде с искусством пост-интернета.
Модератор: Полина Баулина
16:30 — 16:50
Вера Замыслова
НИУ ВШЭ
Место зрителя в перформансе 1990-х—2010-х гг. на примере художественных практик на территории России: от исключения к включению и вовлечению
16:50 — 17:10
Дарья Байдина
НИУ ВШЭ
Современный танец как новая художественная практика: искусство соучастия
17:10 — 17:30
Полина Баулина
НИУ ВШЭ
Стратегии интермедиальности в театре: историко-типологический анализ кинофрагмента в спектаклях
17:30 — 17:50
Наталья Фукс
НИУ ВШЭ / Ионическая Академия
Искусственный интеллект на сцене
Модератор: Анастасия Алехина
Участники: Александра Володина, Ксения Гусарова, Александр Писарев, Анастасия Хаустова, Ника Пешехонова, Людмила Арланова
Название круглого стола отсылает нас, с одной стороны, к известной гегельянской триаде «тезис-антитезис-синтез», и образует шаг логического процесса в спекулятивной логике по типу «бытие-ничто-становление», с другой, по звучанию похоже на сказочное заклинание (Снип-снап-снурре, крибли-крабли и др.). Что может сообщить нам это сочетание слов в контексте тела и телесности? Возможно то, что всё созданное человеком является продолжением его тела, «протезами» или «снаряжением», которые помогают быть эффективнее, функциональнее, нормативнее, красивее, здоровее, сильнее... Скорее всего в такой триаде тело можно понимать как «тезис», изначально данное, телесность как «синтезис», которую мы создаем (синтезируем) в процессе нашей социальной и культурной жизни и «протезис» это инструменты, которые позволяют осуществлять это превращение. Через такую филологическую аллюзию мы можем подчеркнуть постоянную метаморфозу (превращение, морфинг) в которой пребывает «тело» и подходы к его пониманию.
Модератор: Яна Малиновская
18:00 — 18:20
Ольга Лавренова
Институт научной информации по общественным наукам
Земля как холст: от геоглифов к крупномасштабному ленд-арту
18:20 — 18:40
Александр Калашников
НИУ ВШЭ
Современный маврикийский художник Эрол Мадлен
18:40 — 19:00
Яна Малиновская
НИУ ВШЭ
Междисциплинарные творческие лаборатории как инструмент «устойчивой» актуализации природно-культурного наследия на заповедных территориях России
19:00 — 19:20
Мария Скивко
Самарский университет; Самарский национальный исследовательский университет им. ак. С.П.Королева
Мендинг городской среды: можно ли перекроить городские швы и переделать городские заплатки?
19:20 — 19:40
Мария Савостьянова
НИУ ВШЭ
Индия в Европе. Образы, материалы и технологии в европейских коллаборациях архитектора Биджоя Джейна (Studio Mumbai).
Участники дискуссии: Александра Першеева, Юлия Блюхер
Владимир Архипов — российский художник, коллекционер. Известен как исследователь универсального феномена материальной культуры — самодельных бытовых вещей
Александра Першеева
Академический руководитель программы «Современное искусство» в Школе дизайна НИУ ВШЭ, зав. кафедрой «История искусств», кандидат искусствоведения, исследователь, кинорежиссёр, видеохудожник.
Юлия Блюхер
Руководитель направления «Комикс», руководитель специализации «Иллюстрация» на направлении «Анимация и иллюстрация» в Школе дизайна НИУ ВШЭ. Художник, исследователь.
«От я — художник! к он — художник!»
Искусство — область «травоядной» деятельности человека (здесь не убивают за плохую выставку), но 7 смертных грехов не дают ему воплотить идеальный план бытия. Искусство могло бы показать путь преодоления пороков, если бы само научилось бороть свои слабости. И это был бы самый бескровный вариант (не считая религиозный).
До сих пор центром вселенной искусства является гордое: «я — художник!». Ошибочно считается, что производителем художественных ценностей должен быть дизайнер, художник, архитектор. Но уже давно и Бойс и Вархол сказали: «Каждый человек — художник!» Хотя бы на 15 минут. Это был призыв, лозунг — признавать эстетически важным результат труда другого человека. Но не сказали как это делать. Я предлагаю метод смотреть, видеть, ценить.
Круглый стол проекта «Место искусства» «Касания. Практики микровзаимодействия в современном искусстве»
Проект «Место искусства» организует круглый стол, посвященный практикам микродействий в современном искусстве. Речь пойдет о практиках взаимодействия в виде перформансов, где зритель приглашается к участию. Перформансы мы рассматриваем как расширительное понятие, к примеру, это могут быть и объекты взаимодействия Лиджии Кларк, и коллаборативные проекты Мари Престон, а также выставки и события, связанные с созданием ситуаций.
На первый взгляд может показаться, что подобные практики направлены на незначительные изменения, однако важно, что они работают с конкретным опытом, который основан на телесном переживании, на микродвижении и пластике, при этом создавая возможность для выстраивания связей.
Как производятся такие действия и как выстраивается взаимодействие между людьми? Как конструируется зрительское участие? Эти и другие вопросы мы предлагаем обсудить совмесно в рамках круглого стола.
Место искусства — проект, посвященный истории московских выставок и критическим исследованиям современного искусства и кураторства. Совместно с Аспирантской школой по искусству и дизайну НИУ ВШЭ организует серию семинаров и издает журнал «Место искусства». Сайт проекта: https://placeofart.ru
В круглом столе примут участие:
Наталья Смолянская, Полина Лукина, Кристина Пестова, Станислав Миловидов, Вера Замыслова, Татьяна Миронова, Алена Герасимчук, Виктория Белоненко, Екатерина Казейкина
Состав участников будет уточняться.
Модератор: Вероника Никифорова
19:50 — 20:10
Елена Рымшина
Государственная Третьяковская галерея / Школа дизайна НИУ ВШЭ
Плакатные решения книжных переплетов. По итогам конкурса «Обложка non/fiction» Международной книжной ярмарки интеллектуальной литературы
20:10 — 20:30
Игорь Дыдыкин
Российский Государственный Университет имени А. Н. Косыгина / Future Lab Сибирского центра дизайна / БВШД
Систематизация креативной деятельности на примере предметного дизайна
20:30 — 20:50
Полина Тюпина
ООО «42»
Хонтология идей: коллаж в современном искусстве и графическом дизайне
Использование мотивов призрачного присутствия как усиливающего эффекта в художественной практике или рекламе
20:50 — 21:10
Ирина Ломакина
Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна
Дизайн в неолиберальное время: практики преодоления атомизации
Первую часть секции составят доклады студентов бакалавриата и магистратуры направления «Гейм-дизайн» в Школе Дизайна. Большинство докладов представлены той или иной «лабораторией» — студенческой исследовательской командой, работающей в выбранной студентами теме. Помимо «лабораторных», в секцию включены индивидуальные и групповые доклады магистрантов. Студенты расскажут о результатах своих профильных исследований по таким направлениям, как: религиозный опыт в видеоиграх; регулирование социального поведения внутри и вне игры; нарративно-ориентированная разработка; метагейминг; диссонансы видеоигровых языков; использование опыта проектирования ролевых игр живого действия (LARP) для цифрового гейм-дизайна; методики миростроения; видеоигровая симуляция роевого интеллекта; семиотика визуальных элементов в 2D-играх.
Вторая часть секции — круглый стол, посвящённый многообразию форм знания о видеоиграх. Эспен Орсет и Себастьян Мёринг, классики людогерменевтики (направления в game studies, изучающего интерпретативные процессы в видеоиграх), настаивают, что знания об игровом объекте в равной степени производятся игроком, теоретиком и критиком. Предположительно, для разных акторов эти знания будут качественно различными; реализуемыми через разные формы и медиумы, разнящимися в ценностной ориентации. Сообщества игроков накапливают колоссальные массивы знания об играх в коллаборативных фанатских вики; гейм-дизайнерские школы стремятся концептуализировать и передать методы разработки новым поколениям в форме «фреймворков» и руководств; цель людологов-критиков, в частности — дать гуманитарно информированное прочтение видеоигры с точки зрения заложенных в них культурных установок или «духа времени».
РАСПИСАНИЕ СЕКЦИИ
12:00 — 12:15
Открытие секции
12:15 — 12:35
Лаборатория «Религии и верования»: Мила Карпова, Софья Пучкова, Диана Двоеглазова, Андрей Стрелец.
Конструирование опыта сакрального в видеоиграх
12:35 — 12:55
Ирина Русакова
Типология и анализ коннотативных свойств визуальных элементов в 2D-играх
12:55 — 13:15
Лаборатория «Миростроение»: Виктория Бразгина, Соня Дуркот, Софья Алексеева, Семён Барабанов, Артём Храмов, Эстер Бурштейн.
Как создать видеоигровой сеттинг: техники конструирования миров
13:15 — 13:25 перерыв
13:25 — 13:45
Лаборатория «Прикладной гейм-дизайн»: Эдуард Чекуха, Иван Ложкин, Алиса Селихова, Вика Сулаева, Анна Честная, Екатерина Линник.
Дизайн нарративно-ориентированного геймплея: примеры и паттерны
13:45 — 14:05
Лаборатория «ИИ и симуляция живого»: Дмитрий Антропов, Андрей Тихонов, Александр Миронов, Максим Гудзикевич, Анна Асауляк.
Роевой интеллект как видеоигровая система
14:05 — 14:25
Лаборатория «Нецифровое в цифровом»: Алиса Селихова, Бека Акрамов, Дарья Шорникова, Егор Шорников.
Адаптация моделей ролевых игр живого действия в цифровом гейм-дизайне
14:25 — 14:40 перерыв
14:40 — 15:00
Дарья Осинцева, Дарья Пирус
Восприятие игроком стороны противника на психологическом и социокультурном уровнях
15:00 — 15:20
Полина Никитина, Елизавета Козлова, Алексей Демин
Метагейминг и переосмысление магического круга
15:20 — 15:40
Дмитрий Архаров, Лев Бобошин, Андрей Филяев
Диссонансно-ориентированный подход к дизайну игрового опыта
15:40 — 15:50 перерыв
15:50 — 17:10
Общая открытая дискуссия по итогам студенческого блока
17:10 — 18:00 перерыв
18:00 — 21:00
Круглый стол
В рамках круглого стола предлагается уделить внимание следующим вопросам:
Как и зачем конвертировать знания между разными областями существования видеоигр как трансдисциплинарных, трансмедийных систем?
Проблема систематизации и передачи опыта и практических знаний — есть ли она, и как с ней можно работать?
В какой степени существующие практики производственно-ориентированного game studies — или академически-ориентированной разработки игр — справляются с этими задачами конвертации и систематизации?
Какова роль коллективного, популярного, коллаборативного знания — или «мудрости толпы» — в накоплении и систематизации знаний о видеоиграх?
В каких отношениях может находиться современное гуманитарное знание о видеоиграх со всеми остальными формами — производственным, геймификационным, контргейминговым, телесно-гаптическим и т.д.?
Участники круглого стола:
Александр Ветушинский
Философ, научный сотрудник философского факультета МГУ, руководитель профиля «Гейм-дизайн» в Институте бизнеса и дизайна, эксперт Лаборатории геймификации Сбера
Алексей Салин
к.филос.наук., преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ, исследователь видеоигр
Алексей Шкоркин
Гейм-дизайнер, разработчик прикладных игр для образования. Преподаватель направления «Гейм-дизайн» Школы дизайна НИУ ВШЭ. Независимый исследователь, автор книги «Гейм-билдинг»
Анатолий Казаков
Руководитель профиля «Гейм-дизайн» Школы дизайна НИУ ВШЭ. Разработчик образовательных игр для Агентства Стратегических Инициатив, Фонда Потанина, образовательных проектов «Москва. Анклавы 2030», форума «Амур»
Артём Волков
Технический геймдизайнер в Housemarque. Работал над ПК-, консольными и мобильными проектами, специализируется на техническом и системном геймдизайне
Евгений Медведев
Руководитель команды тестирования в SocialQuantum (QA Team Lead). Ведущий литературного клуба для разработчиков игр, куратор в Акселераторе IndieGO
Екатерина Кулдина
MA по социологии (НИУ ВШЭ). Преподаватель профиля «Гейм-дизайн» Школы дизайна НИУ ВШЭ. Мастерская группа 'coreteam', разработка и проведение игр живого действия
Константин Очеретяный
к.филос.наук, доцент кафедры философии науки и техники СПбГУ, научный сотрудник Лаборатории исследований компьютерных игр (ЛИКИ), член всемирной ассоциации Game Philosophy Network
Святослав Торик
Глава геймдизайна в APPSYOULOVE (Head of Game Design), геймдизайнер-теоретик и практик, автор фреймворков GameCraft и «Матрица Монетизации», создатель GPT-бота Game Designer Assistant
Состав круглого стола уточняется, возможны изменения
Модератор: Ирина Афанасьева
10:30 — 10:50
Валерия Конончук
НИУ ВШЭ
Художественный медиум как эпистемическая вещь
10:50 — 11:10
Олег Пащенко
Школа дизайна НИУ ВШЭ
Синтаксис и онтология композиции: новые метафизики и спекулятивный реализм в дизайн-теории
11:10 — 11:30
Майя-София Жуматина
НИУ ВШЭ/Научно-учебная лаборатория трансцендентальной философии ФГН НИУ ВШЭ
«Упражнения в концептуализме»: эксперимент в прикладной онтологии искусства
11:30 — 11:50
Александра Кузнецова
Школа дизайна НИУ ВШЭ
Видимое и невидимое в инсталляции Майка Нельсона «Коралловый риф»
11:50 — 12:10
Ирина Афанасьева (НИУ ВШЭ),
Павел Сорокин (НИУ ВШЭ)
«Агентность в современном искусстве (2017–2023) в контексте социальных и культурных трендов: проявления и эффекты»
12:10 — 12:30 / Кофе-брейк
12:30 — 12:50
Янина Рапацкая
НИУ ВШЭ
Визуальные коммуникации в экспортных стратегиях российского блэк-метала: практический кейс
12:50 — 13:10
Ольга Сыч
НИУ ВШЭ
«С небес в андеграунд: роль и семантика саундтрека к фильму Вима Вендерса „Небо над Берлином“»
13:10 — 13:30
Евгения Евпак
НИУ ВШЭ
Медиаискусство в контексте новейших технологий: характер влияния эстетики генеративного искусства на язык музыки стримингового контента популярных артисто
Модераторы: Екатерина Цховребадзе, Максим Селезнев
Стефания Семенова
НИУ ВШЭ
Экспрессивность как основной принцип коммуникации в плакате
Софья Александрова
Московский государственный лингвистический университет
Жестовые языки и дизайн: исследование визуальных коммуникаций
Мария Воронова
РГУ им. А.Н. Косыгина
Влияние логотипа кофейного бренда на восприятие посетителя
Мария Федотова
РГУ им. А.Н. Косыгина
Обложка альбома как инструмент трансляции элементов визуальной айдентики экстремального метал-коллектива
Анна Дубинина
НИУ ВШЭ
Анализ памятников мегалитического искусства в оптике современной абстракции
Мария Колесникова
РГУ им. А. Н. Косыгина
Ретроспекция в киноискусстве
Дарья Горячева, Полина Петривляк
Санкт-Петербургский государственный университет
Видеоэссе как способ интерактивного взаимодействия с кино
Полина Петривляк
Санкт-Петербургский государственный университет
Тело и зрелище: фильмы о расстройствах пищевого поведения
Участники: Нина Вересова, Ганна Зубкова, Александра Кузнецова, Светлана Сальникова, Максим Селезнев, Михаил Толмачев
Модератор: Валерия Конончук
В некоторых европейских странах, где художественная практика стала составной частью университетских программ еще в 1990-е, представление о взаимной полезности академии и практик искусства пережило несколько волн анализа — от энтузиазма до скепсиса, от критики, основанной на противопоставлении «свободы» искусства и «зарегулированности» академии, до подробного изучения форм знания, производимых в результате взаимного опыления одного и другого. Однако если в европейском контексте критика касается институциональных механизмов развития художественной карьеры, в рамках которых наличие PhD для художника становится чем-то почти обязательным, в российской ситуации аспирантура для художников и дизайнеров еще является экспериментом. Чем руководствуются практики при выборе академической траектории в качестве профессионального подспорья? С какими трудностями сталкиваются те, кто сочетает привычные для себя исследовательские методы и методы, принятые в гуманитарных науках? Что дает — а что, возможно, забирает — метаанализ (анализ собственной творческой практики через научный дискурс)? Как бы выглядела близкая к совершенству программа по художественным исследованиям в академической системе? Об этих и других вопросах мы поговорим с участниками круглого стола.
Модератор: Евгения Евпак
Участники:
Артём Аматуни, Moscow Music School (тема выступления: продюсирование поп-панк проекта в цифровом стриминге)
Davo van Peursen, лейбл Donemus Publishing, Нидерланды (онлайн, тема выступления: «Development of streamed academic and non-academic music in Netherlands in the era of generative neural networks»)
Михаил Мазунов, misha’s tips (тема выступления: музыкальные нейросети и проблемы стриминга в век генеративного искусства)
Руслан Будник, д.ю.н., профессор, зам. Директора кафедры ЮНЕСКО (тема выступления: аспекты авторского права в регулировании правоотношений «музыкант-нейросеть»)
Олег Пайбердин, композитор, художественный руководитель ГАМ-ансамбля (тема выступления: нейросетевые эксперименты с музыкой Веберна в среде Mubert и личный опыт слушания продуктов музыкальных нейросетей)
Александр Голиков, звукорежиссёр, музыкант, педагог (тема выступления: «Анализ нейросетевой музыки с позиций «живое-неживое»)
Виктория Боос, ведущий эксперт ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, заведующая Лабораторией исследования креативных индустрий НИУ ВШЭ (тема выступления: экономика креативных индустрий в цифровую эпоху)
Ольга Сыч, аспирантка АШ по искусству и дизайну (тема выступления: «Анонимизированные исполнители и нейросетевые артисты: сравнительный анализ методов и специфики конструирования образа»)
Состоится в рамках апрельской конференции «Теории и практики искусства и дизайна: социокультурные, экономические и политические контексты». Обсуждение будет касаться изменений в экономике музыкального стриминга с внедрением практик сотворчества человека и нейросетей.
Круг вопросов, освещаемых в академическом дискурсе и в СМИ, включает обсуждение аспектов применения нейросетей в музыкальном творчестве современных саунд-артистов и музыкальных продюсеров, практиках тестирования музыкально-нейросетевых онлайн-сервисов, изменений в экономике потоковой музыки в условиях сотворчества антропоморфных и нейросетевых агентов, художественных и культурологических контекстов бытования нейросетевых музыкальных продуктов. Задачей экспертов в рамках круглого стола станет выработка общего понимания вектора развития стриминговой музыки как вида массового популярного искусства в сложившихся реалиях.
К участию в обсуждении приглашаются эксперты в области музыкальных нейросетей и авторского права в креативных индустриях, музыкальные продюсеры, представители агентств маркетинговой аналитики продуктов креативных индустрий, представители рекорд-лейблов, композиторы, саунд-артисты, музыкальные стриминг-издатели, аспиранты творческих вузов, практики из музыкальной индустрии, студенты и аспиранты творческих вузов, чьи исследования посвящены обсуждаемым вопросам.
Модераторы: Владимир Левашов, Татьяна Фадеева
Студенты Школы дизайна НИУ ВШЭ:
Ирина Баженова, Полина Галлямова, Артур Далакян, Ева Носова, Владислав Чубаров. Куратор: Анастасия Пронина (НИУ ВШЭ)
Практика применения нейросетей для генерации изображений в учебных проектах
Екатерина Доватор
НИУ ВШЭ
Билл Виола. Зритель и выставочное пространство
Софья Бондарева
НИУ ВШЭ, Санкт-Петербург
Трансгуманизм в контексте виртуальной реальности: эксперименты и исследования медиа-художников
Рахат Юсупов
НИУ ВШЭ
Генеративные практики в дизайне. Текст как трансмедиа
Иван Сергиенко
НИУ ВШЭ
От фантазии к реальности: алгоритм проектирования 3D пространства без границ в рамках первого курса базового коммуникационного дизайн
В программе: выставка фото и видео-документации проекта в Кургальском заказнике «В разрезе» и дискуссия.
Поговорим на темы:
Художественные практики исследования и интерпретации природно-культурных ландшафтов.
Описание/объяснение/ коммуникация.
Проблема интерсубьективности ландшафта в контексте АСТ.
Участники: Яна Малиновская (куратор, искусствовед, аспирант НИУ ВШЭ), Дима Филиппов (художник, куратор, основатель галереи «Электрозавод»), Татьяна Миронова (кандидат наук в области искусств и дизайна, преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ, исследователь современного искусства и музейных практик, участница проекта «Место искусства»).
Людмила Алябьева о конференции: «Наряду с состоявшимися исследователями мы традиционно приглашаем к участию аспирантов и молодых ученых, а также уже третий год подряд в рамках конференции организуем студенческую секцию, создавая таким образом инклюзивное рабочее пространство для развития исследовательской деятельности, объединяя все уровни образовательной и академической системы. Помимо собственно академических форматов наша конференция предоставляет площадку практикам искусства и дизайна: они могут представить свои проекты и концептуализацию своих творческих идей в виде артист- и дизайн-токов, презентаций, перформансов и пр., что является уникальной в своем роде инициативой».
Для посещения конференции «Теории и практики искусства и дизайна: социокультурные, экономические и политические контексты» заполните форму регистрации
Ознакомьтесь с материалами предыдущих конференций
25 сентября в 19:00 участники Mendit Research Lab проведут мастер-класс по ремонту одежды в филиале Музея Москвы, где покажут техники починки джинсов и других вещей из денима.
Две участницы Mendit Research Lab представили свои проекты на выставке современных украшений «Приданое», которая открылась в Тбилиси 20 сентября.
Аспирантская школа по искусству и дизайну — программа нового формата, которая открывает нашим студентам и выпускникам возможности профессионального развития не только в сфере академических исследований или преподавания, но и в сфере социокультурного проектирования. Наряду с получением исследовательских компетенций и написанием диссертации обучение в аспирантуре позволит освоить прикладные навыки проектной работы в сфере культуры.
Новости Аспирантской школы по искусству и дизайну
Спасибо! Вы успешно подписались на рассылку.
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.