Обучение в аспирантуре

Поступление в аспирантуру

Обучение в Аспирантской школе по искусству и дизайну объединяет исследовательскую деятельность и практику в сфере социокультурного проектирования. Подготовка аспирантов проходит в очной форме на базе кампуса в Москве.

Подготовка диссертации под руководством научного руководителя длится три года. За это время аспиранты проходят теоретические и практические курсы, публикуют исследования и статьи, принимают участие в работе лабораторий и реализуют три практико-ориентированных проекта.

ПОСТУПЛЕНИЕ 2024

3 года
7 бюджетных мест
5 мест с возможностью оплаты обучения
Очная форма обучения
Языки обучения: rus/eng

О программе

Контакты

  • 109028 Москва, ул. Малая Пионерская, д. 12
  • +7 916 6136739
  • design@hse.ru
Людмила Алябьева
Академический руководитель
Людмила Алябьева

Первая волна

Приём документов: с 25 января 2024 года по 14 марта 2024 года (до 18:00 по московскому времени).

Вступительные испытания: с 25 марта по 19 апреля 2024.

Вторая волна

Приём документов: с 1 августа по 12 сентября 2024 года (до 18:00 по московскому времени).

Вступительные испытания: с 25 сентября по 18 октября 2024.

Программа

Траектория исследования наших аспирантов может соответствовать одному из следующих профилей:

  • история и теория искусства;
  • социокультурные, экономические и политические контексты искусства и дизайна;
  • «мир искусства» и его институции, современный художественный процесс и институциональный аспект динамики визуальных искусств;
  • перформанс: история, теории и практики;
  • медиаарт;
  • game studies;
  • мультимедийный и трансмедийный сторителлинг;
  • теория моды;
  • история и теория саунд-арта и саунд-дизайна.

Профили «монтируются» с научно-исследовательскими лабораториями, цель которых — сосредоточить усилия исследователей (преподавателей и аспирантов) на осмыслении наиболее актуальных научных проблем в сферах искусства и дизайна.

I год

На первом курсе аспиранты утверждают тему исследования и научного руководителя, параллельно осваивая теоретические курсы, посвященные исследовательским и художественным стратегиям, и создают свой издательский или мультимедийный проект.

II год

Аспиранты работают над исследованием и создают два проекта в разных форматах на материале диссертации.

III год

Аспиранты завершают работу над диссертацией, готовят документы для подачи в диссертационный совет и защищают диссертацию.

Научные руководители

В качестве научных руководителей в Аспирантской школе по искусству и дизайна работают ведущие практики и теоретики: культурологи, социологи, философы, художники. К сотрудничеству привлекаются как постоянные сотрудники Школы дизайна, так и приглашенные преподаватели.

Людмила Анатольевна Алябьева

Академический руководитель аспирантуры Школы дизайна НИУ ВШЭ, кандидат филологических наук, доцент, шеф-редактор журнала «Теория моды: одежда, тело, культура», редактор книжной серии «Библиотека журнала «Теория моды», куратор.

Виктория Викторовна Семёнова
Виктория Викторовна Семёнова
Александра Николаевна Селиванова
Александра Николаевна Селиванова
Кетеван Карловна Чухрукидзе
Кетеван Карловна Чухрукидзе
Галина Анатольевна Орлова
Галина Анатольевна Орлова
Ксения Александровна Малич
Ксения Александровна Малич

Академический руководитель магистратуры в Школе дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, старший преподаватель НИУ ВШЭ, кандидат искусствоведения, историк архитектуры.

Ксения Олеговна Гусарова
Ксения Олеговна Гусарова
Анна Геннадиевна Ганжа
Анна Геннадиевна Ганжа
Ульяна Викторовна Аристова
Ульяна Викторовна Аристова

Профессор Школы дизайна НИУ ВШЭ, академический руководитель магистратуры, доктор педагогических наук.

Анна Алексеевна Новикова
Анна Алексеевна Новикова

Доктор культурологии. Кандидат искусствоведения. Область исследований: антропология медиа, цифровая культура, массовая культура.

Надежда Владимировна Плунгян
Надежда Владимировна Плунгян

Кандидат искусствоведения, художник. Область исследований: современное искусство, гендерные исследования.

Ирина Михайловна Сахно
Ирина Михайловна Сахно

Доктор филологических наук, культуролог, искусствовед. Область исследований: русский авангард 1910-1925-х гг.: живопись и поэзия, вербальное и визуальное: грамматика культуры, искусство модернизма.

Наталья Владимировна Смолянская
Наталья Владимировна Смолянская

Кандидат философских наук. Сфера исследований: философия искусства, философия языка, эпистемология искусства.

Александра Дмитриевна Страусева-Першеева
Александра Дмитриевна Страусева-Першеева

Кандидат искусстоведения, кинорежиссер, видеохудожник. Область исследований: современное искусство, визуальные исследования, видеоарт.

Ирина Евгеньевна Сироткина
Ирина Евгеньевна Сироткина

Кандидат психологических наук, PhD (социология). Сфера исследований: интеллектуальная история, история психологии и психиатрии, история танца и двигательной культуры.

Татьяна Евгеньевна Фадеева

Кандидат искусствоведения. Старший преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ. Область исследований: современное искусство, дизайн.

Надежда Юрьевна Чамина
Надежда Юрьевна Чамина
Виктор Аронович Мазин
Виктор Аронович Мазин
Илья Вадимович Кирия
Илья Вадимович Кирия
Дарья Николаевна Воробьева
Дарья Николаевна Воробьева

ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ

максимальный балл
50
Иностранный язык
максимальный балл
100
Специальность

Подробнее об экзаменах

Иностранный язык

На вступительном испытании поступающий должен продемонстрировать умение пользоваться иностранным языком как средством культурного и профессионального общения. Поступающий должен владеть орфографическими, лексическими и грамматическими нормами иностранного языка и правильно использовать их во всех видах речевой деятельности, представленных в сфере культурного, профессионального и научного общения.

В содержание экзамена входит:

  • Устное реферирование текста по специальности /со словарём/. Объём текста — 2500-3000 печатных знаков. (Время подготовки — 40 минут).
  • Изучающее чтение текста общенаучного содержания /без словаря/ с целью выявления необходимой информации в виде заданий на выбор верного варианта из трёх (True/False/Not Given-Верно/ Неверно / Не упомянуто). Объём текста — 2500-3000 печатных знаков. (Время подготовки — 20 минут).
  • Краткая беседа с преподавателем на свободную тему: биография, учёба, работа, круг научных интересов.

Оценка:

Вступительные испытания по иностранному языку оцениваются по 50-балльной системе оценивания.

  • 36 — 50 баллов — оценка «отлично»;
  • 26-35 баллов — оценка «хорошо»;
  • 15-25 баллов — оценка «удовлетворительно»;
  • 1-14 баллов — оценка «неудовлетворительно».
Специальность (собеседование)

Собеседование состоит из двух частей. Максимальная возможная оценка за собеседование составляет 50 баллов.

В первой части собеседования абитуриент получает один вопрос из представленных ниже.

Собеседование проводится индивидуально и предполагает интерактивный диалог членов приемной комиссии с абитуриентом. Члены приемной комиссии оставляют за собой право задавать дополнительные уточняющие вопросы по теме.

  • Первобытное искусство, его формы и особенности.
  • Искусство Древнего Востока (изобразительное искусство и архитектура стран Передней Азии). Общая характеристика.
  • Искусство Древнего Египта (архитектура и изобразительное искусство). Общая характеристика.
  • Искусство Древней Греции (основные этапы, особенности развития).
  • Искусство Древнего Рима (архитектура, скульптура, живопись). Общая характеристика.
  • Искусство Византии. Архитектура, мозаика, иконопись (основные этапы развития и их особенности).
  • Романское искусство. Общая характеристика.
  • Архитектура и скульптура готики. Примеры произведений.
  • Древнерусское искусство. Общая характеристика.
  • Искусство Возрождения (основные этапы развития и их особенности).
  • Искусство барокко. Общая характеристика.
  • Западноевропейское искусство 18 в. Общая характеристика.
  • Западноевропейское искусство 19 в. Общая характеристика.
  • Отечественное искусство 17-19 в. Общая характеристика.
  • Истоки авангарда. Гоген. Сезанн. Примитивизм. Фовизм. Кубизм.
  • Неоимпрессионизм. Теория и живописная техника. Творчество Ж. Сера, П. Синьяка Экспрессионизм и неоэкспрессионизм.
  • Пикассо и кубизм. Роль Пикассо в искусстве 20 века.
  • Итальянский футуризм (ключевые идеи, основные представители, стилевые особенности) Дадаизм. Значение дадаизма в истории искусства.
  • Метафизическое искусство (ключевые идеи, основные представители, стилевые особенности).
  • Сюрреализм. Пикассо. Клее. Миро. Дали. Магритт.
  • Художественный авангард в России 1910-1917 гг. Основные представители и течения. Конструктивизм (основные принципы, представители, произведения).
  • Искусство между войнами.
  • Абстрактный экспрессионизм (ключевые идеи, основные представители, стилевые особенности).
  • Поп-арт (ключевые идеи, основные представители).
  • Минимализм (ключевые идеи, основные представители, стилевые особенности).
  • Оп-арт и кинетизм (ключевые идеи, основные представители, стилевые особенности).
  • Дж. Кейдж и «Флюксус». Ситуационистский интернационал.
  • Концептуализм (происхождение, ключевые идеи, основные представители).
  • Постмодернизм в искусстве. Общая характеристика.
  • Молодые британские художники (YBA).
  • Стрит-арт. Общая характеристика.
  • Перформанс: истоки и современность.
  • Официальное искусство сталинского периода. Общая характеристика.
  • Советское неофициальное искусство. Общая характеристика.
  • Российское искусство 2000-х гг. Общая характеристика.
  • Значение новых технологий в становлении современных художественных практик. Science art (art&science). Использование VR и AR для создания произведений искусства.
  • Нет-арт, постинтернет-арт. Общая характеристика.
  • Видеоарт и кино.
  • Sustainable art (ключевые идеи, примеры произведений)

Оценка первой части собеседования:

В первой части собеседования комиссия оценивает уровень ответов абитуриента на вопросы по одному из предложенных периодов истории искусства.
Данный вопрос оценивается по 15-балльной шкале.

Во второй части собеседования абитуриент рассказывает о своих научных интересах и теме исследования, над которым он планирует работать в период обучения в аспирантуре, а также о том, как он видит реализацию своего исследования в проектном формате.

Оценка второй части собеседования:

Вторая часть собеседования комиссии с абитуриентом оценивается исходя из 35 баллов. Оценивается актуальность и новизна выбранной темы, ее формулировка, потенциал ее раскрытия, заинтересованность, мотивация абитуриента, имеющийся опыт исследовательской деятельности, формулировка цели и задач, объекта и предмета исследования (с учётом приоритетных исследовательских направлений АШ), знания в области методологии, знание состояния исследований по теме, понимание абитуриентом, в какие проекты (выставка, книжное издание и пр.) может быть «конвертировано» его исследование, а также качество устной речи, ясное и логичное изложение мыслей.

Для участия в конкурсе по итогам собеседования необходимо набрать суммарно не менее 15 баллов. Оценка за собеседование от 1 до 14 баллов считается неудовлетворительной.

Специальность (конкурс портфолио)

Для участия в конкурсе индивидуальных достижений (портфолио) абитуриент может предоставить следующие документы:

1. Проект исследования (план-проспект).

В проекте исследования (плане-проспекте) абитуриент должен описать свои интересы и мотивы поступления в аспирантуру, а также обозначить предполагаемую тему исследования (при этом абитуриент может выбрать одну из тем, предлагаемых к разработке Школой дизайна факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ или предложить свою тему). Проект исследования должен содержать обзор наиболее важных исследовательских достижений в выбранной области (с библиографическими ссылками), а также оценку текущей ситуации в академическом дискурсе (анализ пробелов, упущений и ошибок в текущих исследованиях). Абитуриент должен перечислить вопросы, на которые хотел бы ответить в процессе работы над своим исследованием (не менее 5-ти). Кроме этого, необходимо обозначить стратегию исследования (набор процедур для ответа на вопросы исследования; эмпирические данные и предполагаемые методы исследования (методология)).

Структура проекта исследования (плана-проспекта):

  • Область исследования;
  • Предполагаемая тема диссертации;
  • Проблема исследования / основной вопрос исследования;
  • Актуальность и новизна темы исследования;
  • Степень научной разработанности темы исследования;
  • Цель и задачи исследования (соотнесенные с методами и ориентированные на результат);
  • Объект и предмет исследования;
  • Теоретическая и источниковая база исследования;
  • Приблизительная структура диссертации (краткий или развернутый план);
  • Ожидаемые результаты исследования;
  • Список упомянутых в тексте источников.

2. Резюме (CV);

3. Сведения об участии в конференциях, выставках, конкурсах;

4. Список публикаций;

5. Копию диплома об образовании или справку об успеваемости с перечнем изученных дисциплин и полученных оценок;

6. Рекомендательное письмо от специалиста, знакомого с достижениями абитуриента;

7. Документы, подтверждающие опыт работы абитуриента.


Оценка:

Проект (план-проспект) исследования: максимум — 20 баллов

Публикационная активность: максимум — 20 баллов

Опыт участия в российских и международных научных конференциях: максимум — 2 балла

Иные достижения: максимум — 8 баллов:

Минимальный балл (неудовлетворительная оценка) за портфолио — 14 баллов. Для участия в конкурсе по итогам оценки индивидуальных достижений необходимо набрать суммарно не менее 15 баллов.

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.