По вопросам поступления:
Бакалавриат (доб. 709, 704, 715, 710)
Магистратура (доб. 703)
Онлайн-бакалавриат (доб. 709, 711)
Дополнительное образование (Москва — доб. 705, 706, 712, Санкт-Петербург — доб. 701)
Детская школа (доб. 707)
С понедельника по пятницу
с 10:00 до 18:00
По общим вопросам
Обучение в Аспирантской школе по искусству и дизайну объединяет исследовательскую деятельность и практику в сфере социокультурного проектирования. Подготовка аспирантов проходит в очной форме на базе кампуса в Москве.
Подготовка диссертации под руководством научного руководителя длится три года. За это время аспиранты проходят теоретические и практические курсы, публикуют исследования и статьи, принимают участие в работе лабораторий и реализуют три практико-ориентированных проекта.
О программе
Контакты
Приём документов: с 25 января по 14 марта 2025 года
(до 18:00 по московскому времени).
Вступительные испытания: с 25 марта по 19 апреля 2025.
Приём документов: с 1 августа по 12 сентября 2025 года
(до 18:00 по московскому времени).
Вступительные испытания: с 25 сентября по 18 октября 2025.
Траектория исследования наших аспирантов может соответствовать одному из следующих профилей:
Профили «монтируются» с научно-исследовательскими лабораториями, цель которых — сосредоточить усилия исследователей (преподавателей и аспирантов) на осмыслении наиболее актуальных научных проблем в сферах искусства и дизайна.
На первом курсе аспиранты утверждают тему исследования и научного руководителя, параллельно осваивая теоретические курсы, посвященные исследовательским и художественным стратегиям, и создают свой издательский или мультимедийный проект.
Цель модуля «Контент-Продюсирование» — формирование у аспирантов четкого представления о различных художественных и исследовательских стратегиях, а также практическое освоение этих стратегий в проектной работе и их реализация — создание разноплановых продуктов (конкретных проектных воплощений в соответствующих средах). Наряду с традиционным академическим блоком дисциплин, ориентированных на собственно исследовательскую работу и написание диссертации, Аспирантская школа по искусству и дизайну предлагает к изучению в рамках модуля «Контент-Продюсирование» проектных курсов, нацеленных на формирование у аспирантов практических прикладных навыков.
В рамках модуля «Контент-Продюсирование» аспиранты знакомятся с принципами работы над проектом (по выбору) и в процессе прохождения учебных курсов воплощают свои замыслы в конкретные решения. В процессе обучения аспиранты познакомятся с исследовательским инструментарием, что позволит им получить уникальный опыт разработки персональных проектов и посмотреть на собственную исследовательскую работу с точки зрения прикладного использования.
Аспирантам будут предложены на выбор: создание издательского проекта или мультимедийного проекта
Для каждого из курсов будет предложен специализированный подход, в соответствии с которым акцент будет сделан на выразительные и технические аспекты выбранной аспирантом проектной деятельности.
Одной из форм научно-исследовательской работы аспирантов является научно-исследовательский семинар (НИС). Работа в рамках НИС включает в себя очную часть, которая проходит в рамках аудиторных учебных занятий, и самостоятельную работу.
В рамках аудиторной работы аспиранты обсуждают ход проведения своих исследований с руководителями. При этом формируются навыки систематической научно-исследовательской работы, аспиранты получают опыт подготовки научных публикаций, а также осваивают различные формы научной коммуникации и научной дискуссии. В рамках семинара аспиранты демонстрируют промежуточные результаты работы над диссертационным исследованием и определяют дальнейшие этапы исследования.
Научно-исследовательский семинар проводится в течение всего срока обучения в аспирантуре, под руководством ведущих преподавателей НИУ ВШЭ, являясь обязательной частью учебного и исследовательского процесса. Также, для решения различных задач в качестве преподавателей могут быть приглашены ведущие российские и зарубежные специалисты в соответствии с профилем работы аспирантов.
Цель научно-исследовательского семинара — выработать у аспирантов компетенции и навыки исследовательской работы в процессе подготовки диссертационного исследования.
Преподаватели: Фадеева Т. Е.Алябьева Л. А.
Целью изучения дисциплины «Теории и методы» является обучение аспирантов применению междисциплинарного подхода к изучению методологических основ искусствоведения как науки. Современное искусствоведение находится на границе многих гуманитарных знаний, и эти точки пересечения порождают интегративный тезаурус современных гуманитарных наук и новые теоретические подходы к изучению искусства. Основные планируемые результаты: по итогам прохождения курса аспиранты получат четкое представление о современных методологиях исследования в области искусства и культуры и научатся применять их в своей исследовательской деятельности. Одной из задач курса является развитие у учащихся большей свободы мышления и способности аргументировать свои мысли, понимать стратегии современных художественных и дизайнерских практик. Данная программа является необходимой для научного деятеля, профессионала, работающего с современной визуальной культурой.
Курс был разработан для того, чтобы студент аспирантуры овладел необходимыми навыками, позволяющими ему ответить на многочисленные общие и частные вопросы, которые возникают перед теоретиком и экспертом искусства, проводящим анализ культурной значимости произведений искусства и их «места» в современных дискурсивных полях.
Преподаватели: Сахно И. М.
Аспирантам будут предложены на выбор: разработка онлайн-курса на основе диссертационного исследования, разработка кураторского проекта или визуального исследования (необходимо выбрать 2 из 3-х).
Для каждого из курсов будет предложен специализированный подход, в соответствии с которым акцент будет сделан на выразительные и технические аспекты выбранной аспирантом проектной деятельности.
В рамках аудиторной работы аспиранты обсуждают ход проведения своих исследований с руководителями, демонстрируют промежуточные результаты работы над диссертационным исследованием и определяют дальнейшие этапы исследования.
Преподаватели: Фадеева Т. Е.Алябьева Л. А.
Целью изучения специальной дисциплины "Предметное поле современного искусства и стратегии его осмысления в контексте развития гуманитарного знания"является развитие у аспирантов соответствующих компетенций, направленных на формирование ясного представления о логике развития общемирового художественного процесса в контексте современной глобальной культуры. Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу аспирантуры, являются: историко-художественные процессы в их художественных, культурных, социокультурных, формально-стилевых, семиотических измерениях и их отражение в произведениях искусства, теории и методологии искусствоведения, эстетических концепциях; способы создания и презентации произведений искусства; окружающая культурно-пространственная среда; система образования в области искусств; институты и институционализация в мире искусства; общественные объединения и профессиональные организации в области искусств.
Преподаватели: Фадеева Т. Е.
Аспиранты завершают работу над диссертацией, готовят документы для подачи в диссертационный совет и защищают диссертацию.
Одной из форм научно-исследовательской работы аспирантов является научно-исследовательский семинар (НИС). Работа в рамках НИС включает в себя очную часть, которая проходит в рамках аудиторных учебных занятий, и самостоятельную работу.
В рамках аудиторной работы аспиранты обсуждают ход проведения своих исследований с руководителями. При этом формируются навыки систематической научно-исследовательской работы, аспиранты получают опыт подготовки научных публикаций, а также осваивают различные формы научной коммуникации и научной дискуссии. В рамках семинара аспиранты демонстрируют промежуточные результаты работы над диссертационным исследованием и определяют дальнейшие этапы исследования.
Научно-исследовательский семинар проводится в течение всего срока обучения в аспирантуре, под руководством ведущих преподавателей НИУ ВШЭ, являясь обязательной частью учебного и исследовательского процесса. Также, для решения различных задач в качестве преподавателей могут быть приглашены ведущие российские и зарубежные специалисты в соответствии с профилем работы аспирантов.
Цель научно-исследовательского семинара — выработать у аспирантов компетенции и навыки исследовательской работы в процессе подготовки диссертационного исследования.
Преподаватели: Фадеева Т. Е.Алябьева Л. А.
В качестве научных руководителей в Аспирантской школе по искусству и дизайна работают ведущие практики и теоретики: культурологи, социологи, философы, художники. К сотрудничеству привлекаются как постоянные сотрудники Школы дизайна, так и приглашённые преподаватели.
Академический руководитель аспирантуры Школы дизайна НИУ ВШЭ, кандидат филологических наук, доцент, шеф-редактор журнала «Теория моды: одежда, тело, культура», редактор книжной серии «Библиотека журнала «Теория моды», куратор.
Кандидат культурологии. Историк моды. Старший научный сотрудник ИВГИ РГГУ, доцент РАНХиГС. Область исследований: культурная история телесности, история и теория моды.
Кандидат философских наук. Старший преподаватель и доцент Школы философии и культурологии НИУ ВШЭ.
Профессор Школы дизайна НИУ ВШЭ, академический руководитель магистратуры, доктор педагогических наук.
Доктор культурологии. Кандидат искусствоведения. Область исследований: антропология медиа, цифровая культура, массовая культура.
Доцент Факультета гуманитарных наук / Школы исторических наук. Кандидат психологических наук.
Доктор филологических наук, культуролог, искусствовед. Область исследований: русский авангард 1910-1925-х гг.: живопись и поэзия, вербальное и визуальное: грамматика культуры, искусство модернизма.
Кандидат философских наук. Сфера исследований: философия искусства, философия языка, эпистемология искусства.
Кандидат искусстоведения, кинорежиссер, видеохудожник. Область исследований: современное искусство, визуальные исследования, видеоарт.
Кандидат психологических наук, PhD (социология). Сфера исследований: интеллектуальная история, история психологии и психиатрии, история танца и двигательной культуры.
Кандидат искусствоведения. Старший преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ. Область исследований: современное искусство, дизайн.
Кандидат искусствоведения. Докторантура Болонского Университета (Италия) по специальности «История искусства Нового времени». Доцент Факультета гуманитарных наук, школы исторических наук.
Философ и психоаналитик. Кандидат философских наук.
Кандидат искусствоведения. Доцент Факультета гуманитарных наук / Института классического Востока и античности.
На вступительном испытании поступающий должен продемонстрировать умение пользоваться иностранным языком как средством культурного и профессионального общения. Поступающий должен владеть орфографическими, лексическими и грамматическими нормами иностранного языка и правильно использовать их во всех видах речевой деятельности, представленных в сфере культурного, профессионального и научного общения.
В содержание экзамена входит:
Оценка:
Вступительные испытания по иностранному языку оцениваются по 50-балльной системе оценивания.
Собеседование состоит из двух частей. Максимальная возможная оценка за собеседование составляет 50 баллов.
В первой части собеседования абитуриент получает один вопрос из представленных ниже.
Собеседование проводится индивидуально и предполагает интерактивный диалог членов приемной комиссии с абитуриентом. Члены приемной комиссии оставляют за собой право задавать дополнительные уточняющие вопросы по теме.
Оценка первой части собеседования:
В первой части собеседования комиссия оценивает уровень ответов абитуриента на вопросы по одному из предложенных периодов истории искусства.
Данный вопрос оценивается по 15-балльной шкале.
Во второй части собеседования абитуриент рассказывает о своих научных интересах и теме исследования, над которым он планирует работать в период обучения в аспирантуре, а также о том, как он видит реализацию своего исследования в проектном формате.
Оценка второй части собеседования:
Вторая часть собеседования комиссии с абитуриентом оценивается исходя из 35 баллов. Оценивается актуальность и новизна выбранной темы, ее формулировка, потенциал ее раскрытия, заинтересованность, мотивация абитуриента, имеющийся опыт исследовательской деятельности, формулировка цели и задач, объекта и предмета исследования (с учётом приоритетных исследовательских направлений АШ), знания в области методологии, знание состояния исследований по теме, понимание абитуриентом, в какие проекты (выставка, книжное издание и пр.) может быть «конвертировано» его исследование, а также качество устной речи, ясное и логичное изложение мыслей.
Для участия в конкурсе по итогам собеседования необходимо набрать суммарно не менее 15 баллов. Оценка за собеседование от 1 до 14 баллов считается неудовлетворительной.
Для участия в конкурсе индивидуальных достижений (портфолио) абитуриент может предоставить следующие документы:
1. Проект исследования (план-проспект).
В проекте исследования (плане-проспекте) абитуриент должен описать свои интересы и мотивы поступления в аспирантуру, а также обозначить предполагаемую тему исследования (при этом абитуриент может выбрать одну из тем, предлагаемых к разработке Школой дизайна факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ или предложить свою тему). Проект исследования должен содержать обзор наиболее важных исследовательских достижений в выбранной области (с библиографическими ссылками), а также оценку текущей ситуации в академическом дискурсе (анализ пробелов, упущений и ошибок в текущих исследованиях). Абитуриент должен перечислить вопросы, на которые хотел бы ответить в процессе работы над своим исследованием (не менее 5-ти). Кроме этого, необходимо обозначить стратегию исследования (набор процедур для ответа на вопросы исследования; эмпирические данные и предполагаемые методы исследования (методология)).
Структура проекта исследования (плана-проспекта):
2. Резюме (CV);
3. Сведения об участии в конференциях, выставках, конкурсах;
4. Список публикаций;
5. Копию диплома об образовании или справку об успеваемости с перечнем изученных дисциплин и полученных оценок;
6. Рекомендательное письмо от специалиста, знакомого с достижениями абитуриента;
7. Документы, подтверждающие опыт работы абитуриента.
Оценка:
Проект (план-проспект) исследования: максимум — 20 баллов
Публикационная активность: максимум — 20 баллов
Опыт участия в российских и международных научных конференциях: максимум — 2 балла
Иные достижения: максимум — 8 баллов:
Минимальный балл (неудовлетворительная оценка) за портфолио — 14 баллов. Для участия в конкурсе по итогам оценки индивидуальных достижений необходимо набрать суммарно не менее 15 баллов.
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.