Круглый стол «Креативные индустрии. Теория и практики»

Круглый стол «Креативные индустрии. Теория и практики»

13 апреля в рамках 18-ой Апрельской международной научной конференции состоится круглый стол «Креативные индустрии. Теория и практики». Круглый стол будет посвящен обсуждению роли творческих индустрий в современной жизни общества, вероятных траекторий их развития в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Также в рамках мероприятия участники рассмотрят потенциал развития креативных индустрий в России, обсудят наиболее интересные проекты современности, выявят максимально вероятные пути дальнейшего развития данной отрасли, представят новые подходы и проанализируют российский и зарубежный опыт .

Мы ждем специалистов в области креативных индустрий, теоретиков и практиков, интересующихся стратегиями развития в данной сфере.

Ведущие круглого стола:

Людмила Алябьева — кандидат филологических наук, доцент, шеф-редактор журнала «Теория моды: одежда, тело, культура», редактор книжной серии «Библиотека журнала «Теория моды», куратор выставочных проектов;

Татьяна Ривчун — организатор направления «Дизайн» в НИУ ВШЭ, заместитель декана Факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ, д.э.н.

Программа круглого стола:

— Александра Старусева-Першеева, преподаватель Школы дизайна, кинорежиссер, магистр изящных искусств, аспирант Всероссийского университета кинематографии (ВГИК), специалист по истории видеоарта.

Тема доклада: «Экранный образ: видеоарт и массовая культура»

Видеоарт занимает уникальное место в ряду экранных искусств: если кино и телевидение обращаются к массовому зрителю, к анонимной и в целом пассивной аудитории, то видеоарт, экспонируемый в галерейном пространстве, адресуется сравнительно небольшому кругу зрителей, интересующихся современным искусством и готовым совершать интеллектуальную работу, чтобы воспринять идеи художника. Сегодня искусство видео не теряет своего значения, а объектом исследования помимо традиционных СМИ становится также интернет и пространство социальных сетей, где информационный поток также не является нейтральным. Видеоарт, как и современное искусство в целом, мобилизую зрителя, предлагая ему неконвенциональное прочтение традиционных кодов, а также новые художественные языки, требует активности, интеллектуального и духовного усилия, направленного как на поиск смысла конкретного произведения, так и на формирование критичного режима восприятия, благодаря которому зритель перестает быть жертвой коммуникационных манипуляций со стороны массовой культуры.

— Михаил Нисенбаум, преподаватель Школы дизайна, искусствовед, писатель, главный редактор Лаборатории дизайна НИУ ВШЭ.

Тема доклада: «Время без гениев: новый договор с потребителем»

Одно из системных последствий становления потребительского общества — маркетологический детерминизм в искусстве, литературе, кинематографе. На смену стихийному взаимному поощрительному диалогу художника и зрителя приходит регламентированный контракт с «целевой аудиторией». Подобная потребительская регламентация модерирует сознание и поведение как артиста, так и публики. Те, кто пытается выйти за пределы этого контракта, загоняются в формат искусства для узкого круга. Результат новая конвенциональность искусства, которая враждебна всему недюжинному, что свойственно фигуре «гения», «великого художника», «великого писателя» и т.д.

— Ульяна Аристова, профессор Школы дизайна факультета коммуникации, медиа и дизайна НИУ ВШЭ, д.п.н., академический руководитель магистерской программы «Дизайн».

Тема доклада: «Влияние глобальных технологических трендов на развитие креативной индустрии в России»

В выступлении рассматриваются вопросы влияния глобальных технологических трендов на развитие креативных отраслей (искусство, дизайн, новые медиа) в России в ближайшее десятилетие. Нейросети, автономные устройства и цифровое производство приведут к изменению и появлению новых форматов продукции в этих отраслях, что приведет к рождению новых креативных практик и изменениям социальных пространств.

— Артем Дежурко, преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ, историк дизайна, архитектурный критик, куратор, автор статей в журналах «Проект Россия», Interni, AD и многих других, а также автор статей по истории архитектуры в Большой Российской Энциклопедии.

Тема доклада: «Мебельный дизайн в СССР и современной России: проблемы преемственности»

В современном научном поле отмечается катастрофическая нехватка как историографических материалов о советском мебельном дизайне, так и аналитических работ по этой теме. И тому есть ряд причин. Комплексное изучение истории и эстетики советского дизайна является актуальным и, можно сказать, неотложным делом, поскольку именно с помощью подобной оптики, выработанной историками искусства, современный мебельный дизайн в России будет должным образом осмыслен.

— Татьяна Фадеева, кандидат искусствоведения, специалист по истории современного искусства.

Тема доклада: «Концептуальные стратегии сближения науки и искусства: синтопия против индустрии образов»

Важной особенностью некоторых практик современного искусства является их стремление к сближению с наукой, формирование совместного научно-креативного концептуального базиса. Эта тенденция реализуется как «пластически», в произведениях искусства, так и институционально — в привлечении науки в пространство искусства и наоборот, а также в проведении совместных художественно-научных мероприятий, создании лабораторий. В основе этой синтетической формы лежит концепция «синтопии», разрабатываемая немецкими учёными, в т.ч. нейробиологом, специалистом в области нейроэстетики, профессором Э. Пеппелем, считающим, что именно в сфере междисциплинарного сотрудничества рождаются формы взаимодействия, открывающие новые перспективы как для науки, так и для искусства.

— Илья Соболь, преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ, основатель изобретальского бюро «Изобрюло», креативный продюсер сообщества «Варенъйе организма»

Тема доклада: «Структура и система взаимодействия в креативных командах».

Выступление посвящено вопросам формирования креативных команд и обобщению опыта их управлением. Автор рассказывает о том, что такое креативная команда, в чем состоят ее основные отличия от любого другого типа команд, а также рассмотрит типы структур команд на примере современных компаний и проанализирует, как структура команды влияет на эффективность ее работы.

— Анна Краснослободцева, преподаватель Школы дизайна, магистр культурологии, журналист, аспирант Российского института театрального искусства (ГИТИС).

Тема доклада: «Видео в современном театре как актуальное средство коммуникации».

На рубеже 20-21 веков в России мы можем наблюдать процессы трансформации художественного театрального языка, во многом обусловленные развитием и использованием современными режиссерами новых технологий, среди которых важное место занимают эксперименты с внедрением в театральное пространство экранных образов. Технологии в современном российском театре могут стать инструментом для создания нового художественного языка, однако зачастую использование технологий обусловлено желанием коммерциализировать театр и привлечь массового зрителя.

— Татьяна Бакина, преподаватель Школы дизайна, магистр культурологии, соискатель ученой степени кандидата искусствоведения во Всероссийском университете кинематографии (ВГИК), специалист по истории кино.

Тема доклада: «Кино аттракционов: уловки индустрии развлечений».

Понятие «кино аттракционов» (cinema of attraction), которым американский теоретик и исследователь кино Том Ганнинг обозначил ранний этап развития кинематографа, не теряет своей актуальности и в рамках изучения актуальных феноменов индустрии. Современные кинематографические аттракционы — стереоскопическое изображение со цифровыми спецэффектами, 5D- и 7D-кинотеатры и др. — выполняют функции схожие с феноменом раннего кино как ярмарочного развлечения. Сегодня кинематограф переживает очередной кризис, связанный с усилением роли интернета и социальных сетей, которые, как в свое время телевидение, формируют новую генерацию зрителей, для которых полнометражный фильм кажется слишком скучным, лишенным динамики, ‒ и поэтому киноиндустрия вновь, позабыв о миссии кино как искусства, стремится удивлять спецэффектами и трюками, дабы сохранить кассовые сборы.

В рамках круглого стола также выступят

Татьяна Абанкина, директор центра государственного сектора экономики Института управления государственными ресурсами НИУ ВШЭ («Креативные индустрии — сектор перспективного развития культуры и экономики»);

Линор Горалик, писатель, поэт, эссеист, преподаватель НИУ ВШЭ («Модный канон и творческий потребитель: практики присвоения модных нарративов в повседневном костюме»);

Ольга Аннанурова, культуролог, куратор Центра фотографии им. Братьев Люмьер («Фотография моды: возможности (для) взгляда»);

Татьяна Дашкова, кандидат филологических наук, доцент Высшей школы европейских культур РГГУ («Любовь и дефицит: Проблематика потребления в позднесоветском кино»);

НИУ ВШЭ ежегодно проводит Апрельскую международную научную конференцию по проблемам развития экономики и общества, начиная с 2000 года. Среди российских междисциплинарных конференций по общественным наукам это мероприятие является крупнейшим по числу участников и представительству международного исследовательского сообщества. В конференции неоднократно участвовали лауреаты Нобелевской премии, принимают участие ведущие эксперты Всемирного Банка и Организации экономического сотрудничества и развития. В 2017 году в конференции примут участие около 2000 человек, включая 200 иностранных участников.

Дата: 13 апреля
Время: 10:00–13:30
Адрес: Мясницкая, 20 (ауд.224)

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.