%d0%9d%d0%be%d0%b2%d0%b8%d1%87%d0%ba%d0%be%d0%b2 %d0%a5%d0%b0%d1%87%d1%83%d1%8f%d0%bd

В начале второго курса студентам бакалаврского профиля «Коммуникационный дизайн» необходимо выбрать одну из специализаций для дальнейшего обучения. Со следующего года среди них появится «Инфографика и дизайн данных». Кураторы специализации Алексей Новичков и Артур Хачуян рассказали о том, чем интересна эта область, и почему спрос на профессионалов в сфере дизайна данных будет только расти.

Алексей Новичков
Куратор специализации «Инфографика и дизайн данных» Школы дизайна НИУ ВШЭ, директор студии инфографики студии ТАСС.

— Открытие специализации «Инфографика и дизайн данных» в Школе дизайна означает, что инфографика стала настолько востребована, что уже может изучаться как отдельное направление?

Алексей Новичков: Не стоило бы затевать такое серьёзное дело, если бы не было ясного понимания, что открытие нашей специализации выгодно не только будущим выпускникам, но и Школе дизайна НИУ ВШЭ. Выпускники, которые успешно делают карьеру и развиваются по специальности — лучшая реклама вузу. Сегодня требования к специалистам-дизайнерам меняются по мере того, как появляются новые инструменты или модные тенденции, но наш курс ориентирован на вечные потребности общества в ясном и четком понимании того, как устроен мир и сегодняшний день.

— Где сейчас применяется инфографика и какие у нее перспективы в будущем?

Алексей Новичков: Инфографика нужна везде — в журналистике, в бизнес-отчетах, в интерфейсах автомобилей, в фитнес-трекерах. Спорт, музыка, кино — практически везде необходима работа с визуализациями и требуется уникальное и эстетическое оформление диаграмм или графиков, так что навыки, которым мы обучаем, без сомнения будут востребованы. Наша задача — воспитать плеяду профессионалов, которые выведут эту специализацию на новый — респектабельный уровень.

— В чем особенность обучения на специализации — чем оно принципиально отличается от обучения на других специализациях профиля? Чем будут заниматься студенты?

Алексей Новичков: «Автоматизация, анимация и интерактив» — так можно описать отличительную особенность нашей специализации в трех словах. В создании карт или визуализации массивов больших данных нельзя рассчитывать на ручную рутинную работу, ведь постоянно приходится оптимизировать рабочие процессы, чтобы результат сохранял актуальность, а скорость работы не влияла на качество продукта. Существуют данные, которые просто невозможно показать без анимации. Это требует особой тренировки, и мы должны обучить студентов работе с реальными проектами, подготовить их к серьёзным профессиональным вызовам. Мы будем анализировать данные, придумывать сценарии, разрабатывать современные мультимедийные продукты.

— Будет ли какой/то отбор на специализацию? Каких студентов вы ждете?

Алексей Новичков: Как показывает практика, трудно оценить потенциал будущего специалиста по входным тестам. Если у человека горят глаза, то энтузиазм и трудолюбие с лихвой компенсируют врождённые навыки. Я не раз видел, как упорные усилия превращают из неумехи-стажёра дорогостоящего и востребованного специалиста. Только совместная работа покажет, кто на что способен. Я думаю, студенты понимают, что инфографика — это не мода и не брендинг, и изначально знают, что выбирают. От них я жду моральной готовности окунуться в мир гаджетов, кода, скриптов, дата-арта и баз данных.

— Инфографика — постоянно развивающееся направление, как обеспечить актуальность знаний, которые будут получать студенты?

Алексей Новичков: Как руководитель активно работающей студии я заинтересован в будущих специалистах и планирую корректировать план обучения, принимая во внимание актуальные условия. Считаю, что гибкий подход к знаниям с учетом меняющейся повестки — это моральная обязанность любого современного педагога. Хотя это несколько усложняет задачу всему педагогическому составу курса, мы будем стараться придерживаться этого правила. Ведь в итоге, это в наших же интересах.

Артур Хачуян
Куратор специализации «Инфографика и дизайн данных» Школы дизайна НИУ ВШЭ, генеральный директор SocialDataHub.

— Что такое дизайн данных? Почему сегодня важно отдельно его изучать?

Артур Хачуян: В классическом понимание data design — это раздел информатики, изучающий проектирование таблиц и баз данных. Но сейчас в широком смысле под «дизайном данных» понимают набор подходов и технологий для структурирования и визуализации данных в понятном и красивом виде.

— Почему на вашей специализации дизайн данных изучают одновременно с инфографикой?

Артур Хачуян: Это две неразрывно связанные дисциплины — одна перетекает в другую. Ведь перед созданием инфографики данные нужно собрать, проанализировать и структурировать.

— Где студенты смогут применить полученные знания?

Артур Хачуян: Сегодня — уже практически в любой отрасли от дизайна инфографики и дата-журналистики до внутрикорпоративного анализа данных в банках или консалтинговых компаниях.

— Как будет проходить обучение на специализации?

Артур Хачуян: Обучение будет направлено на практику и развитие аналитических и креативных навыков. Сегодня, как правило, в образовании еще сохраняется деление на творческие и технические специальности, хотя для создания и успешной реализации идеи в современной информационной среде необходимо одновременно иметь технологические, гуманитарные и творческие навыки. Конечно, работа в команде, где представлены специалисты разных профилей, очень важна, но сегодня нужно и самому иметь разнообразные знания, если хочешь быть успешным и успевать за стремительными изменениями в мире.

—Чему студенты должны научиться?

Артур Хачуян: В ходе обучения на программе студенты получат набор самых актуальных на сегодняшний день компетенций в сферах больших данных, дизайна, программирования и коммуникаций. Они смогут работать с различными языками программирования, изучат основы дизайна, историю искусства и др. Кроме традиционных дисциплин мы запланировали и ряд новаторских: например, медиа-дизайн, в рамках которого слушатели изучат новейшие дизайнерские технологии оформления медиа-контента, дата-арт — курс, где мы обучаем инструментарию, который позволит использовать цифровые технологии в эстетических целях и создавать современные произведения искусства.

— Какого типа проекты будут делать студенты?

Артур Хачуян: Студенты смогут принимать участие в проектах наших преподавателей — ведущих специалистов данной сферы. Кроме того, финалом обучения должен стать творческий проект, в котором студенты используют знания, полученные на младших курсах, интегрируют и трансформируют их для создания оригинальных работ.

— Какие перспективы развития дата-дизайна? Как у выпускников будет с работой?

Артур Хачуян: Перспективы развития дата-дизайна блестящие. Очевидно, что рамки его использования в ближайшее время будут значительно расширяться в медийной, социальной, экономической научной, государственной и арт-сфере.

Первокурсники уже могут записаться на специализацию «Инфографика и дизайн данных» по ссылке.