Cgf %d0%98%d0%bd%d1%82%d0%b5%d1%80%d0%b2%d1%8c%d1%8e %d1%81%d0%b0%d0%b9%d1%82

В этом учебном году партнером Школы дизайна стала студия визуальных эффектов CGF — крупнейший в России постпродакшн-центр в сфере кино и рекламы. На счету CGF такие крупные проекты, как «Время первых», «Викинг», «Экипаж», «Он Дракон», «Духless», «Высоцкий», «Ночной дозор», «Особо Опасен», «Стиляги», «Географ глобус пропил» и др. Сотрудники CGF — Евгений Михай (художник 3D-персонажей), Евгений Стефанов (технический директор по визуальным эффектам), Марина Антонова (анимационный супервайзер), Алексей Усков (ведущий художник-композер), Виталий Курапов (VXF-продюсер) — будут вести занятия у студентов второго курса, которые выбрали специализацию «Визуальные эффекты». Руководитель CGF TRAINING CENTER Мария Полисадова рассказала о том, как будет проходить обучение, как устроена работа внутри студии и какие перспективы у индустрии визуальных эффектов в России.

Расскажите немного о себе — с чего начинали и как пришли в CGF?

Мария Полисадова: По образованию я педагог-психолог, кандидат педагогических наук, так что сфера образования — моя стихия. Получив 16 лет назад профессию бизнес-тренера, тренера-консультанта, я начала заниматься разработкой и внедрением различных технологий обучения взрослых. У меня есть ценный опыт участия во многих образовательных проектах в различных отраслях: автомобильные компании, гостиничный, страховой бизнес, область недвижимости как российских, так и зарубежных компаний.

Индустрия CG (Computer Graphic) достаточно молодая, безусловно имеющая свою специфику и стремительно развивающаяся. С точки зрения внедрения и формирования образовательных систем и технологий она крайне интересна. Сегодня существует необходимость комплексного подхода к обучению и подготовке специалистов компьютерной графики, поэтому мы создали собственный образовательный центр — CGF Training Center, миссия которого заключается в поиске талантливых молодых людей, склонных к развитию и работе по специальностям CG и работа с ними в рамках стандартов компании CGF.

Если говорить о CGF, то правильно я понимаю, что студия занимается любыми спецэффектами? Расскажите, как строится работа?

Мария Полисадова: Именно так, студия занимается визуальными эффектами — то есть всем, что создается при помощи компьютера, а спецэффектами называется то, что делается на съемочной площадке. Например, идущий дождь в кадре можно создать и на компьютере, тогда это будет называться визуальный эффект, и дождевой установкой на съемочной площадке, тогда это будет уже называться спецэффектом.

В основе производства лежит отработанная высокоэффективная система, при которой каждое подразделение выполняет конкретную задачу в рамках того или иного проекта в строго определенных временных рамках и полностью отвечает за качество своей работы. Этот технологический процесс в нашей индустрии называется пайп-лайном. Таким образом, материал, проходит необходимые этапы обработки, трансформируясь, обретая формы, насыщаясь текстурами и цветом.

Студия представляет собой живой организм, где качество работы одних людей зависит от качества работы других. Такая командность очень важна, потому что мы работаем в ситуации жестких сроков, высоких требований и ожиданий, ведь на российском рынке мы — крупнейшая студия и всегда находимся на передовой. На нас, с одной стороны, равняются, а с другой, — постоянно оценивают, а это очень большая ответственность.

Какие в студии существуют подразделения и чем они занимаются?

Мария Полисадова: В студии в настоящий момент существует более 15 департаментов, в которых трудится около 200 человек. Также наши филиалы располагаются в Санкт-Петербурге и Лос-Анджелесе.

Например, art-департамент, где формируются визуальные идеи и образы фильма, разрабатываются персонажи и окружение. В animation—департаменте происходит «оживление» персонажей, а в FX-департаменте, где идет работа над различными эффектами и средами (например, вода, огонь, дым) создаются разрушения, деформации и разрабатываются погодные эффекты — от дождя и снега до торнадо или цунами вселенского масштаба. Сотрудники compositing-департамента собирают итоговые сцены и получают финальное изображение.

— Есть общепринятые технологии, а есть те, которые разработаны студией. Расскажите немного о них.

Мария Полисадова: Да, в студии CGF существует отдельное подразделение — R`N`D- департамент (Research and Development), который занимается решением нестандартных производственных задач, а также способствует улучшению качества работы всех департаментов путем создания новых технологий и разработок.

Так, в июне 2017 года студия получила грант от Фонда содействия инновациям (Фонд Бортника) в рамках мероприятия Startup Village на развитие разработанной Департаментом R`N`D системы захвата лицевой анимации Nimble.

Какие проекты в студии самые сложные?

Мария Полисадова: Легче ответить, какие более простые — те, в работе над которыми мы с режиссером говорим на одном языке, смотрим в одну сторону, как говорится, и творческие порывы совпадают с техническими возможностями.

Важно понимать, что общение с режиссерами — это существенная часть нашей работы, в рамках которой регулярно проходят общие просмотры проекта, где вносятся необходимые корректировки, даются промежуточные оценки и комментарии. Наши специалисты часто работают на съемках, в том числе выступая техническими консультантами на площадке.

Конечно, самые интересные проекты — это те, которые требуют неожиданных подходов и новых технических решений. Такие проекты позволяют двигаться перед и развиваться.

В Школе дизайна вы будете преподавать у второго курса бакалавриата. Есть ли у вас понимание того, как будет построено обучение?

Мария Полисадова: Да, конечно. Обучение будет состоять из четырех модулей. Для того, чтобы повысить интерес студентов к итоговому результату, мы сформировали программу из взаимосвязанных блоков. Логика такая же, как на студии: чем качественнее ты отработаешь на начальном этапе, тем проще тебе будет преодолеть следующий.

За четыре модуля вместе со студентами мы пройдем путь от создания собственного 3D-персонажа до собственной финальной 3D-сцены с использованием реальных студийных материалов. Мы ожидаем интересный результат: ведь могут быть совершенно фантастические ситуации и сцены, индивидуальные у каждого студента.

Если говорить подробнее, то первый модуль будет посвящен созданию 3D-персонажа, во втором модуле мы плавно окунемся в анимацию, задача будет — «оживить» персонажа, познакомившись с базовыми программными пакетами. В третьем модуле мы будем работать над созданием визуальных эффектов, а последний модуль будет посвящен формированию навыков compositing, то есть финальной сборке сцены. В итоге каждый из студентов получит собственный 3D-ролик.

Факультативно мы постараемся познакомить ребят с основами супервайзинга. Супервайзеры — это отдельная категория специалистов, которые работают на стыке двух областей: технической подготовленности, понимания, как создается компьютерная графика, и художественного видения эффектной картинки. В существующих образовательных программах, к сожалению, посвящается мало времени этой профессии, хотя она очень важна.

Что необходимо человеку, чтобы стать классным профессионалом в сфере визуальных эффектов?

Мария Полисадова: Профессионалы в нашей сфере — люди особой категории. Понятно, что технически можно передать знания и сформировать навыки практически у каждого, но, чтобы быть успешным, нужно любить эту профессию. Такой человек должен быть склонен к постоянному поиску.

Наша индустрия развивается очень быстро, за три-четыре месяца может появиться прорывная технология или новое решение и, если человек не обладает склонностью к постоянному совершенствованию и поиску, ему будет сложно. С одной стороны, важно быть в постоянном движении, а с другой стороны, быть достаточно усидчивым и целеустремленным, потому что работа по созданию компьютерной графики требует внимательности и терпеливости. Ведь человек может выполнять работу несколько месяцев, а на экране это превращается в несколько секунд, и только ты понимаешь, сколько сил ушло на то, чтобы создать это.

Если говорить о перспективах профессии, то как вы их видите?

Мария Полисадова: Несмотря на то, что наша отрасль в России достаточно молода — ей не больше 20 лет, развивается она стремительно. Технологии неумолимо шагают вперед, и уже сейчас российская CG-индустрия способна конкурировать на мировом уровне. Сейчас наша работа очень востребована, и мы стараемся сохранять наши кадры и создавать все условия для того, чтобы люди имели возможность развиваться и работать в России.

— Если говорить о разнице международного и российского уровня CG-индустрии, то как вы оцениваете ее?

Мария Полисадова: Как и во многих отраслях, мы еще не прошли тот путь, который CG-индустрия прошла в странах, лидирующих в развитии компьютерной графики. Так что, во-первых, нам нужно ускориться, а во-вторых, активно развивать и обучать специалистов, что мы и будем делать совместно со Школой дизайна.