Интервью со Степаном Бугаевым

Интервью со Степаном Бугаевым

Куратор Школы дизайна интерьера Степан Бугаев рассказал об открытии нового образовательного направления, о высоких стандартах профессии и о требованиях к качественному образованию.

Вы открываете Школу дизайна интерьера в Школе дизайна — что это значит: просто симпатичное название профильных программ дополнительного образования или какая—то более амбициозная история?

Степан Бугаев: Безусловно, это очень амбициозная задача, хотя бы потому что речь идёт не только о дополнительном образовании. На сегодняшний день в НИУ ВШЭ нет магистратуры по направлению «Дизайн интерьера», и сейчас мы работаем над её созданием. Наша цель — это не просто пересмотр программ для пары уже существующих курсов. Мы ставим перед собой комплексную задачу по созданию нового направления в Школе дизайна.

Мы приглашаем лучших экспертов отрасли в качестве спикеров и кураторов, мы создаем практикоориентированные образовательные программы — делаем Школу дизайна интерьера совершенно нового образца.

Кроме того, чтобы подчеркнуть важность всей работы, мы не просто используем симпатичное название, а действительно выделяем внутри Школы дизайна отдельное направление — со своими правилами обучения и отдельным брендингом. Но при этом сохраняем и главные достижения Высшей школы экономики — собственный уникальный методический подход и, конечно, высокое качество образования.

Сейчас существует большой рынок курсов, которые обещают обучить профессии дизайнера интерьера — чем Школа дизайна интерьера НИУ ВШЭ принципиально отличается?

Степан Бугаев: Нам нравится, что сейчас в Москве и в России в целом наблюдается «бум» на профессию дизайнер интерьера: появляется всё больше профильных курсов и новых отделений на базе университетов. С одной стороны, это хорошо, особенно, если перепрофилирование происходит качественно. Но по—прежнему чувствуется нехватка качественных программ обучения.

Наша школа принципиально отличается качеством образования, своим подходом к кураторству и масштабностью задач. Заканчивая Школу дизайна интерьера, выпускник не прекращает учиться, а продолжает держать связь со своим ментором, а Школа предлагает много возможностей для постоянного повышения квалификации.

Наши выпускники становятся профессионалами — ценными сотрудниками для работодателя или же самостоятельными дизайнерами интерьера, которые готовы к созданию собственного бренда.

Как будут проходить занятия базового курса? Чему должны научиться начинающие дизайнеры интерьера?

Степан Бугаев: В дизайне, как и во многих других профессиональных областях, важны первые шаги. В последствии именно они определят ваш профессиональный портрет.

В рамках базового курса наша задача — дать основные навыки, предметно объяснить, что такое дизайн и как его качественно создавать. Мы даем студенту понимание всех основных инструментов, которыми пользуется дизайнер и учим ими пользоваться на базовом уровне. Мы разграничиваем понятия качественного образования и опыта, ориентируясь именно на первый пункт.

Ещё одна задача базового курса — это систематизация полученных знаний с помощью портфолио. Качество выполнения этой задачи мы обеспечиваем с помощью наших опытных кураторов. Продукт академического подхода — дипломная работа — на наш взгляд, теряет актуальность, поэтому мы хотим уйти от этого термина и ориентировать людей на более релевантную и коммерческую составляющую результата — портфолио.

Разница может показаться незначительной, но она есть. В дипломных работах часто можно встретить несовместимые с жизнью примеры и проекты. Мы же даем реальные задачи, учим студентов сразу применять полученные знания на практике, чтобы впоследствии их интеграция в работу проходила как можно более плавно.

С новичками — понятно, но ведь научить уже практикующих дизайнеров быть еще более крутыми сложнее, чем дать базовые знания с нуля. На чем построены занятия для продвинутых слушателей?

Степан Бугаев: Научить чему-то практикующих дизайнеров совсем несложно, если у них есть желание приобретать новые знания. Я сам постоянно учусь, и думаю, что все люди, которые хотят быть лучше в своем деле, делают то же самое. Мне кажется, приходя в образовательное учреждение, нужно открыться знаниям, слушать преподавателей, кураторов, и главное — быть готовым обсуждать, а не спорить.

Весь процесс обучения на продвинутых курсах — это расширение сознания. На занятиях мы детально разбираем актуальные кейсы, проводим мастер-классы со спикерами — лидерами в своей индустрии, обучаем программным продуктам и новым техникам работы. Процесс отбора преподавателей — серьезный. Все кураторы — это люди, которые вошли в категорию экспертов, имеют вес в своей среде и богатый профессиональный опыт. Бесполезно спорить с ними об их методах, можно лишь попытаться примерить их на себя: проконсультироваться или частично перенять что—то для своей работы.

Как и на лучших западных интенсивах по дизайну, или после общения с мощным по своей энергетике спикером — вы получаете заряд или то, что по—английски называется inspiration. Такое воздействие может значительно повлиять на вас, вашу работу и подход к делу. Это мы и даём в рамках наших курсов — показываем новые цели и перспективы для вашего профессионального развития как дизайнера.

Что получают слушатели по окончании курсов?

Степан Бугаев: В первую очередь, диплом. А если абстрагироваться от формальностей, то каждый наш студент получает важные знания, необходимые для успешного старта карьеры, портфолио, а иногда и работу. Опыт мы не обещаем. Мы даем образование, и делаем всё, чтобы студент этот опыт начал приобретать.

Насколько велик шанс преуспеть у того, для кого дизайн интерьера — не первая профессия? Есть ли какой-то негласный возрастной ценз или решающим фактором является что-то другое?

Степан Бугаев: Шанс достичь успеха возникает в тот момент, когда вы первый раз берете в руки хороший интерьерный журнал. Если лучшие творения дизайнеров нравятся вам, вызывают уважение и желание достичь подобного результата, значит шанс есть.

Возрастного ценза при приеме на обучение у нас нет, но нам важно, чтобы в группе не было случайных людей. Например, те, кто еще не определился, хочет ли он на самом деле стать дизайнером, или пришел для того, чтобы его удивили. Мы не стремимся никого удивлять, наша главная цель — дать хорошее образование.

Кроме того, возраст в паспорте часто сильно отличается от того, как вы себя ощущаете. Иногда кажется, что образование уже получено, жизненный путь давно выбран, но открывается непонятное и неожиданное вдохновение учиться новому. Если при этом вы еще и готовы к новым технологиям, сами пользуетесь техникой и вас не пугают современные гаджеты, то нам будет легко говорить на одном языке.

Что главное для дизайнера интерьера: знание определенных методик и инструментов, талант или опыт?

Трудно выделить какую—то одну составляющую. Мы формировали программу так, чтобы базовый курс параллельно развивал каждый из этих параметров. Безусловно, необходимы базовые знания определённых методик и инструментов, которыми пользуется дизайнер. Талант — также важный аспект, но, как мне кажется, он в той или иной степени есть у всех, нужно только правильно его развивать.

Важность опыта — спорный момент. С одной стороны, он нужен — нельзя сравнивать работу дизайнера с 10-летним стажем, с работой, сделанной вчерашним студентом. Но иногда опыт может представлять из себя одни и те же закостенелые модули, которые человек повторяет из проекта в проект. Такой опыт должен разбавляться постоянным образованием, насмотренностью и открытостью для всего нового. Например, в нашу студии мы часто сознательно принимаем на работу начинающих специалистов и вместе создаем нашу профессиональную историю.

Есть ли какие-то секреты профессии — залог успеха?

Один из самых важных аспектов — это серьезность, с которой вы подходите к работе. Особенно это касается студентов, для которых дизайн интерьера — это эксперимент, а не дело всей жизни.

Но если решение стать дизайнером принято, и вы серьезно намерены получать образование, то всё получится. Интерьеры, которые вы видите в журналах, на самом деле не такие уж разные. Существуют основные принципы, на которых они строятся, определенные стандарты качества и каноны стилей. Все это необходимо знать и уметь применять на практике для достижения успеха в профессии.

Что можно сказать о востребованности профессионалов в области дизайна интерьера: спрос на них падает или увеличивается? С чем это связано?

Спрос на профессионалов в нашей сфере растет, так как дизайн интерьера сам по себе всё больше интересует российское общество. Проводятся многочисленные выставки, связанные не только с дизайном, но и с искусством и архитектурой. Мировые границы стираются, люди теперь больше путешествуют и знакомятся с культурой других стран. Кроме того, активно воздействуют на наше восприятие СМИ: интерьерные журналы и интернет—порталы.

Еще одна немаловажная причина — ежегодный ввод в Москве около двух миллионов квадратных метров нового жилья и необходимость «обуздать» эти квадратные метры, привести их в порядок. Сейчас становится нормой привлекать для этого профессионалов, не тратя усилия, энергию и эмоции на погружение в сферу, которую не освоить на должном уровне без специальной подготовки. Кроме того, профессиональный дизайн существенно улучшает качество жизни и эстетически, и эргономически, а люди всё больше ценят это.

Расскажите немного о себе: как вы начинали, как строили свою карьеру?

Степан Бугаев: Я, как и многие в нашей стране, получил образование по одной специальности, а потом работал совершенно по другой. Я всегда занимался собственным бизнесом, но, если честно, именно карьерой это назвать сложно. У меня скорее есть набор целей и набор результатов, а также интерес ко всему, что касается дизайна интерьеров в России и в мире. В том числе, мне интересно и образование в этой сфере.

Услуги и сервис — это то, чем я занимаюсь на работе — коммерческая задача. Попытка переформатировать систему образования в сфере дизайна интерьера — это задача творческая. Начинаем мы с малого — создаем краткосрочные курсы, но постепенно придем к созданию магистратуры.

Одна из наших главных целей — избавить выпускников от барьера или морального комплекса из-за отсутствия опыта, чтобы они меньше времени тратили на адаптацию и сразу начинали работать.

Как вы пришли к преподаванию? Для вас это какой-то внутренний челлендж или развитие карьеры?

Степан Бугаев: Я даже не могу назвать себя преподавателем. Прежде всего, я — куратор Школы дизайна интерьера и идеолог определенной системы образования, которую мы развиваем. Весь многомерный процесс развития Школы дизайна интерьера — моя главная задача.

Я пришел к этому не сразу, а благодаря постоянной внутренней потребности что-то улучшать. На мой взгляд, система преподавания дизайна интерьеров нуждается в оптимизации, что и стало для меня одной из главных причин предложить создание Школы.

Вдохновило меня то, как проходили наши обсуждения задач развития с руководителем Школы дизайна — Арсением Мещеряковым, которому я благодарен за помощь в реализации идеи. Краткосрочных курсов было недостаточно, так как они решают короткие задачи и не формируют целостной картины профессии, а создание Школы дизайна интерьера позволяет нам более качественно подходить к вопросу образования молодых дизайнеров. И это один из моих главных внутренних челленджей на данный момент.

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.