«“Три ДА” для любой презентации: правило из курса по инфографике, которое изменило нашу коммуникацию»

Елена Викулова,
менеджер по развитию платформы Modeus,
группа компаний CUSTIS

«Основы инфографики» — программа повышения квалификации Школы дизайна НИУ ВШЭ. Слушатели осваивают визуальное мышление на практике: учатся преображать тексты и таблицы в схематические изображения и визуализировать данные в онлайн-сервисах Datawrapper и RAWGraphs. Приобретённые навыки помогают в создании презентаций, отчётов, инструкций и схем.

Мы поговорили с Еленой Викуловой, выпускницей программы повышения квалификации Школы дизайна НИУ ВШЭ «Основы инфографики», и попросили рассказать о практической пользе полученных знаний для её работы, а также впечатлениях от процесса обучения на курсе.

Какой был ваш уровень работы с инфографикой до курса? Что мешало двигаться дальше?

В мои основные задачи не входит создание инфографики. Но во время переговоров, обсуждения проекта с коллегами или обучения иногда возникает необходимость быстро донести идею. В таких случаях визуальное представление — схема, график, образ результата и т. д. — помогают быстрее перейти к следующему шагу в коммуникации. Иногда не бывает возможности быстро обратиться к дизайнеру с такой задачей. А если идея еще и сложная, то для написания ТЗ, нужно эту идею уже визуализировать. Поэтому схемы, графики и другие визуальные решения очень часто я делаю сама.

Мне легко визуализировать факты с небольшим количеством переменных — кратный рост пользователей платформы или увеличение количества сформированных образовательных траекторий, какие курсы по выбору вызывают наибольший интерес у студентов. А вот визуализировать информацию о том, как изменение образовательной модели в университете помогает быстрее и качественнее закрыть запрос на узкопрофильных специалистов в регионе, уже сложнее.

Почему вы выбрали именно эту программу? Были ли другие варианты?

В сфере образования я работаю давно и сама создаю образовательные продукты, поэтому при выборе обучения сформировался набор критериев, на которые обязательно обращаю внимание. Это эксперты программы, длительность курса, формат обучения, изучаемые темы, образовательный результат, взаимодействие с преподавателем, наличие обратной связи. Я внимательно изучила страницу курса и остановилась на этой программе. Другие «околоинфографические» курсы обещали научить собирать карточки для маркетплейсов, показать, как делать графики в тех или иных редакторах. Это не совсем соответствовало моему запросу.

Какие навыки или инструменты из курса вы применяете чаще всего? Можете привести примеры?

Я стала использовать сервисы для графиков Datawrapper, RAWGraphs, чаще работаю с Figma. Изменился подход к работе с инструментами семейства Microsoft Office — полученный результат кастомизирую, меняю под задачу.

Были ли инсайты во время обучения?

Я не питала иллюзий, что за короткий срок стану «гуру» инфографики, но уже с середины курса повысилась насмотренность, понимание того, что мне нужно и как получить результат. Например, я увидела и смогла аргументировать, что не так с визуализацией, сделанной внешним дизайнером.

Как изменился ваш подход к визуализации данных после курса? Стали ли вы работать быстрее, точнее и эффективнее?

Изменился подход в работе над презентациями. В первую очередь важно сделать не красивую картинку, а с помощью визуальных решений и разных форматов добиться главной цели — объяснить, помочь принять решение, перейти на следующий этап коммуникации. В этом помогает чек-лист из трёх вопросов:

  • Входит ли это в контекст задачи?
  • Это важно и/или интересно?
  • Без этого не обойтись?

Если на все три вопроса получен ответ «Да», то информацию надо перенести в презентацию. Благодаря этому я заметила, что получается быстрее готовить материалы, независимо от того, с кем веду переговоры.

Где и как вы используете инфографику сейчас?

Я продолжаю использовать ее в работе: при подготовке материалов к переговорам и для обучающих встреч. Правильное и понятное с первого взгляда визуальное решение помогает и на внутренних обсуждениях.

Можете ли вы оценить эффект от новых знаний?

Если оценивать в среднем, то работа над дизайном материалов, которую раньше бы делала несколько недель, теперь выполняю за одну неделю или пару дней. При этом многое зависит от задачи — если мы обсуждаем с университетом сквозной процесс, смотрим на то, как внедрение платформы оптимизирует учебный процесс, то времени на визуализацию уйдет не сильно меньше. Я быстрее нарисую итоговую схему и/или визуализирую тезисы, но большая часть подготовительной работы (интервью, обсуждения, изучение ИТ-ландшафта университета) от этого меньше не станет. А вот готовить обучающие материалы на встречах по обсуждению внедрения платформы получается быстрее.

Был ли случай, когда навыки из курса помогли решить неочевидную задачу?

Выше уже упоминала чек-лист, о котором узнала на курсе: «Входит в контекст задачи? Это важно и/или интересно? Без этого не обойтись? >> Три „да“ — переносим в презентацию». Этот чек-лист работает не только в визуальной коммуникации, но и при любом общении, а иногда даже помогает принять решение. Стараюсь бережнее относиться к собеседнику, оставлять больше места для обсуждения идеи, выделяю и подсвечиваю главное.

Какой совет вы дали бы себе перед началом обучения?

Хочешь прокачаться — заложи много времени на самостоятельную работу.

Если бы проходили курс сейчас, на чем сосредоточились больше?

С учётом формата курса больше времени заложила бы на самостоятельную отработку навыков, изучение функционала новых инструментов. Возможно, составила бы для себя личную карту практических занятий.

Кому особенно полезен этот курс?

Курс по основам инфографики пригодится всем, кто занимается коммуникацией (даже если и не всегда визуальной). Поэтому он подойдет и дизайнерам, аналитикам, маркетологам, и менеджерам по продажам, руководителям проектов, продактам, тренерам, наставникам, организаторам мероприятий и другим специалистам, решающим схожие задачи.

Что вас больше всего вдохновило во время обучения?

Преподаватель и теплая атмосфера внутри нашей небольшой группы студентов. Также было много кейсов и источников, где можно найти примеры. А все вопросы быстро обсуждались и решались в чате курса.

Как курс повлиял на ваше отношение к данным и визуализации?

Я стала проще объяснять, находить простые и понятные визуальные решения. Стараюсь выделять главное и выносить за скобку лишнее.

Порекомендовали бы вы этот курс коллегам? Почему?

Зависит от того, какие цели ставят коллеги на курс. При нулевом опыте фестивальную дизайнерскую инфографику они делать не научатся — потребуется больше тренировок, проб и ошибок, наработки собственных кейсов. Но подход к визуализации, данным и коммуникации изменится. А еще повысится насмотренность. Вы не всегда сможете самостоятельно делать идеальный профессиональный дизайн, но зато сможете объяснить другим, что не так или чётко составить ТЗ.

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.