Иллюстрация: от графики до нейросетей

Иллюстрация: от графики до нейросетей — курс Детской школы дизайна НИУ ВШЭ для учащихся 5–9 классов

4

модуля

Начало занятий — 1 февраля 2026

8

месяцев

Занятия по воскресеньям: 15.00–18.15. Адрес: ул. Малая Пионерская, 12, метро «Павелецкая»

44 800

₽ / МОДУЛЬ

В каждом модуле 8 занятий
по 4 академических часа

Курс иллюстрации от Детской школы дизайна НИУ ВШЭ для подростков 12–15 лет. За 8 месяцев научим грамотно рисовать человеческую фигуру, создавать персонажей, рисовать пространство и фон, работать с цветом и разными печатными техниками.

Иллюстрация: от графики до нейросетей — курс Детской школы дизайна НИУ ВШЭ для учащихся 5–9 классов

О КУРСЕ

Изучение иллюстрации — это не только удивительный процесс, но и возможность погрузиться в уникальный мир красок и форм. Курс иллюстрации откроет для учащихся новые грани творческого процесса и пополнит арсенал приёмов и техник. Кроме того, слушатели получат возможность развить творческий потенциал и раскрыть свой талант, чтобы создавать иллюстрации, которые будут радовать глаз. Курс состоит из 4 модулей.

В итоговый проект войдут: линейка персонажей в собственной стилистике, не менее трёх иллюстраций в едином стиле с персонажами в фоновом пространстве, серия печатных гравюр в едином стиле, графическая история с разработанными персонажами в формате книжки-картинки. 

КОМУ ПОДХОДИТ КУРС

Программа предназначена для подростков 12–15 лет, желающих углубить знания анатомии человека, научиться создавать персонажей и размещать их в фоновом пространстве, работать с графической серийностью и создавать истории, овладеть печатными техниками и правильно применять колористику в своих работах.

Иллюстрация: от графики до нейросетей — курс Детской школы дизайна НИУ ВШЭ для учащихся 5–9 классов

ЧЕМУ НАУЧИМ

Курс направлен на развитие творческих навыков, необходимых для создания стилистически единой графической серии иллюстраций.

В течение четырех модулей, каждый из которых фокусируется на конкретном аспекте создания иллюстраций, дети разработают антропоморфных персонажей, поместят их в специально разработанное пространство и создадут свою собственную книжку-картинку. Также предусмотрена возможность записаться на каждый модуль отдельно, чтобы получить навыки в определенной выбранной области. 

В результате обучения на курсе ребята смогут:

  • уверенно применять полученные знания в рисовании фигуры человека;
  • правильно анализировать и стилизовать особенности человеческого строения;
  • с помощью пластики передавать персональные черты характера и портрета героя;
  • строить достоверное пространство;
  • подбирать и применять разнообразные ракурсы в зависимости от задач конкретной иллюстрации;
  • передавать впечатление от пространства в иллюстрации;
  • использовать 7 печатных техник;
  • выбирать технику под иллюстрацию;
  • совмещать несколько техник в одной иллюстрации;
  • создавать различные продукты с использованием изученных техник;
  • работать с цветовым кругом;
  • создавать ограниченную палитру для иллюстраций;
  • работать с различными видами контрастов, насыщенностью и тонами;
  • выделять главное и второстепенное в иллюстрации с помощью цветов.

ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ

Модуль I
  • Начинаем с силуэта. Из каких частей состоит человеческая фигура? Упрощение частей тела до геометрических фигур. Создание двух марионеток из скульптурного пластилина с противоположными характерами.
  • Выстраиваем анатомию: тело. Общие пропорции тела и особенности рисования человека в разных позах. Рисование персонажей по референсам.
  • Выстраиваем анатомию: голова. Общие пропорции и части лица. Создание карты эмоций персонажей.
  • Выстраиваем анатомию: детали. Важные детали: кисть, стопа и части лица. Создание трафаретных композиций изученных частей тела по референсам.
  • Придаем характер. Отображение характера и идентичности с помощью массы и контрастов внутри фигуры. Изменение персонажа при эволюции его характера в сюжете.
  • Ломаем анатомию. Как применить стилизацию и гротеск в портрете персонажа для лучшего отображения характера. Этапы стилистического упрощения портрета.
  • «‎Женим» персонажей. Персонаж в группе. Взаимодействие двух и нескольких персонажей на уровне пластики, силуэта и массы.
  • Оформляем проект. Работа над завершением модульного проекта: доработки и поправки.
Модуль II
  • Разбиваем границы пространства. Что такое пространство, как оно используется, что важно в его изображении. Упражнение на рисование пространства от абстракции. 
  • Задаем ритм нашему миру. Ритмы и контрасты в рисовании пространства (пустое — пестрое, большое-маленькое, светлое-темное и тд). Создание иллюстраций с использованием каждого из разбираемых контрастов и ритмов.
  • Углубляем пространство. Глубокое пространство с математикой и без: воздушная перспектива, ракурс, три плана. Создание иллюстраций с использованием каждого из разобранных видов глубокого пространства.
  • Искажаем пространство. Работа с плановостью, сочетанием разных ракурсов и размеров, обратной перспективой. Пробы быстрых иллюстраций.
  • Сплющиваем пространство. Способы уплощения пространства: египетское пространство, поднятый пол, ковровая композиция, использование цвета и паттерна для уплощения.
  • Задаем атмосферу. Использование света, цвета, пустоты и заполненности, текстуры для передачи ощущения от пространства. Создание полярных иллюстраций по каждой из разобранных тем.
  • Насыщаем наш мир деталями. Рисование по впечатлению (плэнер или натурное рисование кабинета): внимательное рисование, быстрое рисование, выделение главного.
  • Оформляем проект. Работа над завершением модульного проекта: доработки и поправки.
Модуль III
  • Исследуем разнообразие печатных техник. Какие бывают печатные техники? Как выбрать технику для иллюстрации. Свойства и характер пятна и линии.
  • Трафарет: искусство формы и пространства. Трафарет: что это такое и как он используется. Технические пробы и создание иллюстраций с помощью трафаретов.
  • Штамп: от простоты к выразительности. Разбираемся в штампах: их природа и применение в искусстве. Технические пробы и создание иллюстраций с использованием штампов.
  • Линогравюра: рисуем текстуру и глубину. Открываем для себя линогравюру: что это такое и как она применяется. Технические пробы и создание иллюстраций в технике линогравюры.
  • Гравюра на картоне: творим с текстурой. Исследуем гравюру на картоне: ее особенности и применение. Технические пробы и создание иллюстраций с использованием этой техники.
  • Диатипия: игра света и тени. Погружаемся в диатипию: что это такое и как она используется. Технические пробы и создание иллюстраций в технике диатипии.
  • Сухая игла: эксперименты с линией и пятном. Исследуем сухую иглу и монотипию: их природа и применение. Технические пробы и создание иллюстраций с использованием этих техник.
  • Переплетение стилей и техник. Открываем мир смешанной графики: как сочетать различные техники для создания уникальных работ. Технические пробы и иллюстрации в смешанной графике.
Модуль IV
  • Погружаемся в мир книжной иллюстрации. Теоретическое введение — что такое книжка-картинка и как работать с сюжетной серией иллюстраций. Как рассказать историю цветом. Пятновая раскадровка.
  • Исследуем цветовой круг. Цветовой круг и светлотное свойство цвета. Создание цветовых растяжек для формирования выразительных композиций. Анализ тональности для создания иллюстрации.
  • Выделяем главное. Хроматический контраст и тёпло-холодный контраст. Выделение главного хроматическим или тёпло-холодным контрастом.
  • Добавляем эмоции в цвет. Исследуем контраст насыщенности и его влияние на восприятие. Создание иллюстраций с одинаковой светлотой и выделение главного с помощью насыщенности.
  • У тени есть цвет! Изучаем то, как цвета работают на объемных объектах. Разбираем то, как работает цвет в светотени.
  • Ограничиваем палитру. Подбираем палитру для нашей истории.
  • Собираем все вместе. Применяем весь пройденный материал — от палитры до композиции и цветовых переходов — в собственной иллюстрированной раскадровке.
  • Оформляем проект. Работа над завершением модульного проекта: доработки и поправки.

ПРИМЕРЫ РАБОТ СТУДЕНТОВ

Мария Хлебникова
Мария Хлебникова
Дарья Шоленинова
Дарья Шоленинова
Дарья Шоленинова
Дарья Шоленинова
Иванна Першеева
Иванна Першеева
Мария Борисова
Мария Борисова
Софья Мартынова
Софья Мартынова

Кураторы

Комиксист, художница. Выпускница профиля «Комикс» Школы дизайна НИУ ВШЭ.

Мультипликатор, комиксист, художница. Выпускница профиля «Комикс» Школы дизайна НИУ ВШЭ. Участник групповой выставки в Галерее на Песчаной «Любовь и слёзы» (2022). Автор комикса «Два мира Байкала», вошедшего в шорт-лист фестиваля МОРС «Волшебная Бурятия» (2022), участвовавшего в выставке от издательства «Самокат» «Книжная иллюстрация: мифы, сказки и этническое фэнтези» (2024) и вошедшего в лонг-лист платформы dPICTUS.

ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ

Что делать, если не получилось подобрать курс?

Посетите День открытых дверей — там ребёнок поучаствует в мастер-классах, а вы познакомитесь с кураторами программ и узнаете больше о курсах.

По вопросам поступления пишите и звоните Наргизе Мирзакаримовой, менеджеру по работе со слушателями:
​​​​​​​
Тел.: 499 877-44-24, добавочный 707
WhatsApp: +7 (925) 655-83-00
E-mail: nmirzakarimova@hse.ru
Понедельник — пятница, 10:30–18:30

Можно ли записать ребёнка на курс, если он старше или младше нужного возраста?

Если ребёнок старше или младше нужного возраста на несколько месяцев, будем рады видеть его на курсе, однако лучше дополнительно проконсультироваться с преподавателем.

А если возраст отличается на год или более, лучше выбрать другую программу или подождать. Иногда для учёбы ребёнку нужен багаж школьных и житейских знаний — без него будет некомфортно, и это отобьёт интерес к занятиям.

Сколько учащихся в группах?

8–12 человек — это помогает уделить внимание каждому ребёнку и его проекту.

Нужно ли докупать материалы для занятий или устанавливать программы на домашний компьютер?

Если выбрали онлайн-курс, то преподаватели или администратор пришлют список программ, которые нужно установить на компьютер.

А если планируете учиться в кампусах Школы на «Павелецкой», «Рижской» или «Семёновской», докупать ничего не нужно.

Что делать, если пропустили занятие?

Ничего страшного — все ссылки, конспекты, задания и прочие материалы можно будет получить либо напрямую от преподавателя, либо непосредственно в чате курса, в котором происходит общение группы. В некоторых случаях преподаватель будет вести трансляцию занятия. Присылайте домашние задания — преподаватель обязательно даст обратную связь по проекту.

Кому можно задать срочный вопрос?
  • Куратору курса или администратору Детской школы дизайна: Анне Шашиной:
    Тел: +7 (916) 640-39-04
    E-mail: ashashina@hse.ru
  • Или пишите и звоните Наргизе Мирзакаримовой, менеджеру по работе со слушателями:
    Тел.: +7 (499) 444-02-84, добавочный 707
    WhatsApp: +7 (925) 655-83-00
    E-mail: nmirzakarimova@hse.ru
    Понедельник — пятница, 10:30-18:30

Какие документы получат выпускники курса?

Сертификат Детской школы дизайна НИУ ВШЭ.

Если закончили курс, куда идти учиться дальше?

Лучше уточнить у куратора программы или администратора Детской школы.

Если ребёнок закончил курсы Детской школы дизайна НИУ ВШЭ, ему будет легче поступить на программы бакалавриата?

Выпускники курсов Детской школы дизайна не получают дополнительных баллов или других формальных преимуществ, когда подают документы в бакалавриат.

Как можно оплатить курс?

Курс можно оплатить онлайн по договору оферты. Также доступна оплата от юридического лица.

Есть ли скидки для детей из многодетных или неполных семей?

К сожалению, в Детской школе дизайна НИУ ВШЭ нет скидок. Если появятся, обязательно сообщим.

Все программы Детской школы дизайна

По вопросам поступления пишите и звоните нашим менеджерам по работе со слушателями:

Наргиза Мирзакаримова

Тел.: +7 (499) 444-02-84, добавочный 707
WhatsApp: +7 (925) 655-83-00
E-mail: nmirzakarimova@hse.ru
Понедельник — пятница, 10:30-18:30

Ольга Барсукова

Тел.: +7 (499) 444-02-84, добавочный 726
WhatsАpp: +7 (937) 010-10-30
Понедельник — пятница, 10:30-18:30

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.