Куратор профиля «Анимация и иллюстрация» Елена Китаева

«В нашем деле все решает портфолио»

Художница и главный дизайнер телеканала «Культура» Елена Китаева преподает на профиле «Анимация и иллюстрация» в Школе дизайна. Она рассказала о своей работе, о специфике телевизионного дизайна и о том, чему учит своих студентов.

Вы известный дизайнер, художник, у вас огромное количество проектов, но вы нашли время и на преподавание. Зачем вам это нужно?

На самом деле, я столкнулась с проблемой: найти грамотных специалистов, которые работают в сфере телевизионного дизайна и анимации, крайне сложно. Так что мое решение преподавать кажется несколько меркантильным, я хочу видеть молодых людей, наблюдать за их становлением как художников, и, возможно, воспитать дизайнеров, которые смогут работать и отвечать на задачи, которые я ставлю в работе.

Каких качеств не хватает дизайнерам, которые сейчас приходят на телевидение? И приходят ли они в принципе?

Телевизионный дизайн в градации всех видов дизайна — самый сложный. Вот, например, в сфере полиграфического дизайна человек садится и просто выполняет свою работу, над ним ничего не давлеет, он сам выстраивает свой график, или та же анимация в кино — она только локально охватывает какую-то идею, в то время как телевидение — синтетическое искусство, в котором все соединено: это и СМИ с диким прессингом, это бесконечные задачи, много оперативного дизайна, это решения, которые нужно принимать быстро и качественно, какие-то вещи должны существовать уже на автопилоте. Этот прессинг воспринимается многими тяжело: и психологически, и физически, так как это ежедневный труд, который тебя перебрасывает от эскиза к студии, потом к решению большой задачи с нуля, к съемкам, к графике, к анимации. Но я убеждена, что любой дизайнер, который получил соответствующее образование, справится даже с такими сложными задачами, быстро во всем освоится, сможет адаптировать полученные по дизайну знания к подобной работе. Просто одним людям интересно постоянно жить в состоянии перемен, когда тебя бросает то в жар, то в холод, а другим нет. Подобного чувства экстрима не бывает в размеренном дизайне, например, в дизайне книги или фирменного стиля.

На телевидении вы работаете уже давно. Что за это время изменилось в самом дизайне и как это отражается на профессии?

Как все мы видим, технологии развиваются в невероятном темпе, вместе с этим меняются и задачи на телевидении, появилось много новых возможностей и инструментов. Я думаю, что так мало дизайнеров идет на ТВ, потому что им кажется, что это какие-то особые знания. Но адаптация происходит за несколько недель, нужно просто разрушить стену боязни.

Как стать не только исполнителем, но и разработчиком новых идей?

Для этого необходимо понимать, что дизайн — это преобразование, взрыв среды, нужно осознавать, что все тебе подвластно, нельзя бояться экстремальных решений, невозможных решений. Когда грани невозможного отсутствуют, все получается.

Есть мнение, что в телевизионном дизайне свержение старого происходит медленно. Дизайн на современном телевидении кажется чрезмерно пестрым и провинциальным. Все ли в формировании конечного результата зависит от дизайнера?

На телеканале «Культура», где я работаю, мы далеко не все можем контролировать. Когда вы видите что-то не очень хорошее, это не всегда вина дизайнера. На телевидении все очень зависит от аудитории: например, если вам говорят, что ваш зритель — «65+», то вы не будете делать молодежную концепцию видения. Такова наша профессия, мы все должны соизмерять. Но во всех этих вещах, в оппозиции заказчик-дизайнер, есть баланс того, что ты хочешь сделать и того, что от тебя требуют, который грамотный дизайнер способен найти. Это такие хитрости, для которых нужны и какие-то менеджерские качества.

Расскажите поподробнее о концепции телеканала «Культура» на каких-то конкретных примерах?

Кстати, пример о соответствии того, что ты хочешь сделать, и того, что тебе разрешают: погода телеканала «Культура» (с живописью), которой все восхищаются, не могла стать такой три года. Я предлагала это решение, а мне говорили: «Забудьте, это не канал живописи». В итоге, вариант с живописью сработал, и теперь, когда я предлагаю его обновить, сдвинуть в сторону, все против — ведь это «наше сокровище». Путем методичного навязывания можно чего-то добиться. Вообще у телеканала «Культура» тяжелая ситуация: у нас нет рекламы, это естественно уменьшает бюджет, здесь нельзя разбежаться. Так что к дизайну мы подходим с хитрецой, делаем так, чтобы выглядело дорого, но скупыми средствами. В нашей стране это распространенный метод действия.

Ориентируется ли телевизионный дизайн на западные образцы?

Конечно. Все медиа теперь открыты, у нас есть доступ к огромного количеству информации, какие-то вещи невозможно игнорировать. Иногда мы видим, как у нас творчески осваиваются чужие достижения, но я считаю, что путь компилирования, копирования возможен. Но есть у нас и самостоятельные шаги. Например, при подготовке Олимпийских игр в Сочи был сделан невероятный прорыв.

Но ведь сколько денег на это было потрачено!

Это да. И еще нужно учитывать, что все было сделано так качественно потому, что шло на экспорт. Но вообще сейчас я замечаю много хороших, выверенных, правильных вещей, но в общей массе это увидеть сложно.

Есть ли в мире телевизионного дизайна сформированная творческая среда, дискуссионная, а не созерцательная?

Телевидение — это джунгли, там идет очень жестокое соперничество, и среды там нет. При этом мы все и друзья. Арт-директора каналов — люди, которые знают друг друга с юности.

Молодой дизайнер может надеяться на то, что его заметят?

Конечно, в нашем деле все решает портфолио.

Необходимо ли дизайнеру детальное понимание истории искусств, включающее знание контекстов, внутренних смыслов? Или достаточно знать основные имена и картины, чтобы потом, скорее на интуитивном уровне, уметь их использовать?

Художественный уровень поднимает человека на десять ступеней вверх. Основная масса людей, которая работает в медиа, осваивает профессию как технический инструмент. Но знание истории искусств дает массу бонусов. Нужно стремиться узнать искусства в полном их многообразии, а не выборочно, нужно осваивать те бурные процессы, которые происходят и в современном искусстве, нужно бесконечно читать, смотреть, слушать, а также заниматься самообразованием. Никто тебе ничего насильно в голову не вложит, только ты сам, цепляя интересующие тебя вещи, можешь прорвать собственный уровень.

Я с детства мечтала дойти до самой сути, меня интересовало все: и года, и сопутствующие истории, и архитектура, и театр. Тогда это закладывается в память и появляется осознанность, а не формальное умение считывать картинки. Качество обязательно должно дополняться фундаментальными знаниями. Если вы знаете не только живопись импрессионизма, но и музыку, знаете Дебюсси, то в будущем вам это очень поможет. Тем более, что сейчас корни того, что создают дизайнеры, далеко не всегда таятся в визуальном искусстве. Градус зрения всегда должен быть 360, нужно обязательно иметь еще один глаз — на затылке.

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.