По общим вопросам
В Московском Доме Фотографии проходит выставка Дэмиана Херста, самого дорогого художника и самого богатого коллекционера. Два этажа музея отданы под работы из собрания Херста, которые зритель до этого видел лишь дважды. «Свобода не гениальность» — так называется выставка, и тут каждый решает сам, ведь, по словам самого виновника торжества, гениальность предполагает, что далеко не каждый может быть художником, а свобода возражает на это, что художником может быть любой.
Херста знает даже тот, кто больше никого не знает. Его знаменитый платиновый череп, инкрустированный бриллиантами, ушел с молотка за 50 млн фунтов. Сын механика и художницы-любительницы, в детстве Дэмиан не отличался покладистым характером — в школе его дважды арестовывали за магазинные кражи. Однако он все-таки стал студентом колледжа Голдсмит, считавшегося в то время новаторским — для поступления в него не нужно было уметь рисовать. В качестве студента он нередко посещал местный морг — позже он скажет, что многие его работы берут начало именно там. И действительно, у московской выставки Херста 2 лейтмотива: «memento mori» — работы, так или иначе связанные с ощущением, предвосхищением или духом смерти и пониманием бренности бытия; и «Царство животных» — поставленное на паузу движение, прервавшийся рев, «дешевый и плохо сидящий» костюм обезьяны и чучела животных.
Наравне с работами приятелей Херста на выставке представлен неожиданный натюрморт Пикассо, автопортрет Бэкона и картины неизвестных мастеров 
Чайники из пластика и хрома, 3 баскетбольных мяча в аквариуме с дистиллированной водой и прибитый к стене рот, улыбающийся желтыми зубами с зажатой между ними сигаретой... Собранные Херстом объекты — почти всегда одновременно и шутка, и трагедия — ярко-черный юмор смерти. Работы, кому-то кажущиеся пустым китчем, на самом деле требуют внимания и осмысления зрителя. Разноцветные, яркие, оттого завораживающие «Слон» и «Тити» Джеффа Кунса, сделанные из нержавеющей стали, кажутся воздушными шариками, сколько к ним не присматривайся. А то, что белый холст — на самом деле «мятно-белая дверь», можно увидеть только разглядывая работу под разными углами.
Дополнительный эксклюзив придают подписи самого Херста к работам — он рассказывает о том, что видит в экспонатах или истории приобретения. «Уорхол — настоящая смерть», — комментарий Херста к работе художника «5 смертей», изображающей автокатастрофу. Вообще, несмотря на всемирную и неоднозначную известность, заметно, как Херст дорожит зрителями — как ему хочется поделиться нажитым, показать, что искусство оно не только в национальных галереях под бронированным стеклом, оно вокруг, появляется прямо сейчас, и если ты достаточно свободен, то ты его заметишь.
На 1 этаже у гардероба висят работы самого Херста с его излюбленными героями — бабочками. И в этом, наверное, есть смысл: какой бы трэш не творился, все начинается и заканчивается бабочками.
Иллюстрация: alena_dorokhina

Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.