По вопросам поступления:
Бакалавриат (доб. 709, 704, 715, 710)
Магистратура (доб. 703)
Онлайн-бакалавриат (доб. 709, 711)
Дополнительное образование (Москва — доб. 705, 706, 712, Санкт-Петербург — доб. 701)
Детская школа (доб. 707)
С понедельника по пятницу
с 10:00 до 18:00
По общим вопросам
Материал журнала «Проектор»
Текст: Федор Гейко
Иллюстрации: из архива автора
Адриан Фрутигер по праву считается одной из величайших фигур среди художников шрифта ХХ века. В числе разработанных им шрифтов — Univers, Frutiger, OCR-B, Avenir, Serifa и Meridien, ставшие своеобразными вехами в истории развития шрифтового искусства. Нельзя представить современный графический дизайн без шрифтов Фрутигера: их применяют в книгах, плакатах, навигации и айдентике.
Адриан Фрутигер по праву считается одной из величайших фигур среди художников шрифта ХХ века. В числе шрифтов, разработанных Фрутигером, такие тяжеловесы, как Univers, Frutiger, OCR-B, Avenir, Serifa и Meridien, ставшие своеобразными вехами в истории развития шрифтового искусства. Каждый из созданных им шрифтов заслуживает особого внимания или как минимум отдельной объемной статьи. Именно поэтому в 2008 году в издательстве Birkhaeuser вышла очень серьезная книга под названием «Schriften — das Gesamtwerk» («Шрифты — полное собрание»), включающая в себя весь шрифтовой арсенал Фрутигера с обширным количеством информации о каждой отдельной работе — от первых рукописных набросков до примеров последующего применения. Сегодняшний графический дизайн немыслим без шрифтов, разработанных Фрутигером. Его работы можно увидеть практически во всех областях и сферах, где требуется визуализировать информацию: книги, плакаты, машиночитаемые тексты, навигация и айдентика.
Адриан Фрутигер родился в 1928 году в маленьком местечке под названием Унтерзеен недалеко от столицы Швейцарии Берна. После обучения на наборщика в типографии он отправляется в Школу прикладных искусств в Цюрих и в период между 1949 и 1951 годами учится у таких мастеров, как Вальтер Кэх и Альфред Виллиманн. Оба преподавателя, к сожалению, до сих пор остающиеся в тени своих знаменитых учеников, производят на Фрутигера неизгладимое впечатление. Свои первые эскизы пока неизвестного гротескного шрифта Фрутигер делает под непосредственным влиянием Кэха, в книге которого «Шрифты» 1949 года уже присутствуют разработки к нейтральному гротескному шрифту, имеющему определенное сходство с тем, что впоследствии станет Универсом. В 1952 году Фрутигер становится сотрудником парижской словолитни Deberny & Peignot, и в 1962 году он открывает собственную студию в Париже вместе с Бруно Пфэффли и Андрэ Гюртлером. Параллельно со своей профессиональной деятельностью он занимается и преподаванием семиотики, основ теории и конструирования шрифта в Высшей школе искусств и полиграфической промышленности и Национальной школе декоративно-прикладного искусства.
Фрутигер берет на вооружение теоретическую базу Кэха и доводит ее до своего логического предела — проектирования целой гарнитуры с параметрами современного и уравновешенного гротеска. Фрутигер и Кэх — противники конструирования знаков и разрабатывают их в первую очередь как органические рисунки, что, по их мнению, является более легким для человеческого восприятия. При всех сходствах подходов к тому, каким должен быть шрифт, есть у них и принципиальные разногласия по важному вопросу шрифтостроения — достижение удобочитаемости. Кэх придерживается мнения, что человек видит слово целиком и расстояния между вертикальными элементами шрифта не настолько важны. Фрутигер считает, что равномерное расстояние между вертикальными элементами шрифта создает гармоничный ритм и глаз пролетает строки, не замедляясь и не спотыкаясь на сбивчивом ритме. Этого принципа он старается придерживаться практически всю свою карьеру и при разработке других шрифтов.
Особое признание Фрутигер получает благодаря одному из первых своих шрифтов, получившему название Универс. Из названия можно легко догадаться, что новый шрифт должен стать универсальным и одновременно нейтральным для восприятия и подходить для всех возможных задач, таких как набор акциденций и объемных текстовых блоков. По сути, на тот момент существуют лишь несколько шрифтов с подобными характеристиками (Futura, Gill Sans, Franklin Gothic и Akzidenz Grotesk), но их закостенелые формы и скудность гарнитур не совсем соответствуют духу времени и легкому восприятию текста. Еще в начальной стадии эта работа задумывается как цельная шрифтовая программа, состоящая из 21 начертания по ширине, толщине и с курсивными вариантами, в которой все начертания гармонично друг с другом сочетаются и выглядят как единое целое. Хотя и ранее уже существовали шрифты в разных начертаниях, но именно такой подход, когда вся программа разрабатывается параллельно, был впервые применен Фрутигером при конструировании Универса. Для обозначения каждого начертания шрифта в гарнитуре он впервые использует двузначное цифровое обозначение, которое становится довольно революционным решением и впоследствии получает широкое применение в маркировке шрифтов другими дизайнерами. Универс получает высокую оценку в дизайнерской среде за свою нейтральность, свежесть и грациозность. Этот шрифт можно увидеть в работах таких мастеров, как Эмиль Рудер, Ханс Рудольф Луц, Отл Айхер и Хельмут Шмид. Эмиль Рудер становится основным популяризатором Универса на его начальной стадии, и не в последнюю очередь благодаря ему этот шрифт впоследствии становится известным во всем мире. Тонкая градация между разными начертаниями, не имеющая на тот момент аналогов в мире, становится прекрасным стимулом для дизайнерских экспериментов с типографикой. Отшлифовка и работа над шрифтом продолжается и спустя десятилетия. В 1997 году Фрутигер совместно с Linotype расширяет линейку Универса до 63 начертаний и дает новой гарнитуре название Univers Next и новую трехзначную маркировку для всех начертаний.
Чтобы проще можно было понять, чего добивается Фрутигер в своей работе над шрифтом, достаточно привести одно его очень известное высказывание о том, что шрифт, как и ложка, — это в первую очередь инструменты, и если вечером он вспомнит ложку, которой в обед ел суп, то это значит, что форма ложки была плохой. Таких же взглядов он придерживается при проектировании многочисленных шрифтов. Шрифт — это инструмент для чтения, а не творческого самовыражения и созерцания изощренных знаков алфавита. Интересны в данном контексте его поиски идеального скелета букв, который он находит при помощи накладывания знаков разных шрифтов друг на друга — таким образом вырисовывается нейтральная форма для восприятия. Фрутигер в своих высказываниях считает себя ремесленником — он создает новые идеальные шрифты для дизайнера, так же как производитель кирпича делает материал для архитектора.
В работе Фрутигера очень важную роль играет органическая форма. Стоит особо выделить его графические работы, в которых он при помощи свободных и абстрактных иллюстраций, близких творчеству Ханса Арпа, визуализирует содержание стихов, отображает аморфные и органические образы с ярко выраженными формами и контрформами. Иллюстрации Фрутигера — своего рода эмоциональные наброски, абстрактные визуализации, иероглифы несуществующего языка, которые становятся ясными только при взаимоотношении с текстом.
Важной считается и работа над машиночитаемым шрифтом OCR-B, который приходит на смену своему американскому предшественнику OCR-A, который в Европе принимается прохладно из-за своего слишком техничного вида. Задачей Фрутигера было создать шрифт, который может быть легко считываемым оптико-электронными приборами и тем не менее быть удобочитаемым и приятным для человеческого глаза. Модульная сетка для скелета шрифта, на которой базируется технология распознавания знаков электронными приборами, становится значительно мельче, и благодаря этому Фрутигеру удается создать шрифт, который легко воспринимается как человеком, так и техническими средствами. В 1973 году OCR-B становится стандартным по параметрам Международной организации по стандартизации (ISO).
В 1978 году Фрутигер пытается обосновать и трактовать все свои знания относительно системы знаков и шрифта, развития и применения письменности во всем мире и возможного дальнейшего развития в поистине титанической теоретической работе, которая вышла трехтомным изданием под названием «Человек и его знаки».
Адриан Фрутигер является свидетелем и непосредственным соучастником технического прогресса производства печатной продукции в XX веке — от работы с наборным шрифтом до цифрового набора с промежуточной стадией фотонабора. Каждая из этих стадий имеет свои особенности и правила конструирования шрифтовых знаков.
Адриана Фрутигера не стало в сентябре 2015 года, но его имя навсегда вписано в историю мирового дизайна, и сегодняшний шрифтовой дизайн практически немыслим без его метода системного подхода при конструировании шрифтов и целых гарнитур. Он оказывает огромное влияние как на разработчиков и художников шрифта, так и на целые поколения дизайнеров, работающих с типографикой и шрифтами. Чтобы понять масштаб проделанной работы и его влияние в мире, достаточно упомянуть лишь несколько названий из огромного списка международных компаний, использующих разработанные им шрифты в своей айдентике: ERCO, Swiss International Air Lines, Deutsche Bank, General Electric. И особо стоит выделить Олимпийские игры 1972 года в Мюнхене, айдентику для которой создал Отл Айхер. Шрифт Avenir находит широкое применение в коммуникационном и навигационном дизайне Амстердама, является основным шрифтом Евровидения, предвыборной кампании французского президента Франсуа Олланда. Шрифт Frutiger, изначально разработанный как удобочитаемый при больших расстояниях, является неотъемлемой частью коммуникационного дизайна многочисленных компаний и учреждений по всему миру, используется для дорожных знаков в Швейцарии, вывесок и навигационного дизайна в аэропортах Парижа, Лондона, Амстердама, Сеула и многих других городов.
Примечания
Неравнодушным, кого заинтересовали личность Фрутигера, его творческое наследие и его подход к созданию шрифтов, стоит ознакомиться с его теоретическими работами и книгами, посвященными Фрутигеру и его шрифтам. Некоторые из них остаются доступными, переиздаются и выпущены на нескольких языках. К сожалению, в России до сих пор нет должных публикаций о его наследии или переводов его книг на русский язык.
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.