Дизайнер Ян ван Тоорн

Материал журнала «Проектор»
Текст: Владимир Кричевский
Иллюстрации: из архива автора

Около 100 лет назад Виктор Шкловский ввел в оборот термин «остранение» для обозначения приема «затрудненной формы, увеличивающей трудность и долготу восприятия, так как воспринимательный процесс в искусстве самоцелен и должен быть продлен» (Шкловский). Ян ван Тоорн перенес этот принцип с чистого искусства на тиражный дизайн и отстраняет свои вещи (делает странными) как в части их оформления, так и иллюстрирования.

Почтовая марка, посвященная пятидесятилетию со дня Февральской стачки 1941 года (массового выступления жителей Амстердама против депортации евреев). 25×36 мм. 1991. Из документальной фотографии вычленен критически малый участок. Жутковатая «R» (под  номерами годов) — знак расизма. Случай употребления антиквы (в слове februaristaking) для  ван  Тоорна крайне редок. Легко предположить, что  изображенная рука принадлежит самому дизайнеру.
Почтовая марка, посвященная пятидесятилетию со дня Февральской стачки 1941 года (массового выступления жителей Амстердама против депортации евреев). 25×36 мм. 1991. Из документальной фотографии вычленен критически малый участок. Жутковатая «R» (под  номерами годов) — знак расизма. Случай употребления антиквы (в слове februaristaking) для  ван  Тоорна крайне редок. Легко предположить, что  изображенная рука принадлежит самому дизайнеру.

Влиятельный амстердамский дизайнер (родился в 1932 году) на протяжении карьеры проявлял себя многогранно: оформлял и иллюстрировал любого рода печатные издания, проектировал выставки, не занимался логотипами и  вообще противился всякой identity, выступал в роли художественного редактора, читал лекции в университетах разных стран, писал статьи и сочинял визуальные книги (выходившие, разумеется, в авторском оформлении), наконец, директорствовал (в 90-е прошлого века) в Академии Яна ван Эйка в Мастрихте.

Среди голландских дизайнеров немало ярких и прогрессивных личностей, но случай ван Тоорна вызывающе особый и головоломно непростой. Всем своим практическим и педагогическим опытом мастер отстаивал принцип активного участия в содержании печатного сообщения, подтверждал тезис «medium is a message», убеждал в необходимости осознания дизайнером своей социальной роли. Идея нейтрального, объективного, незаметного дизайна ему претила. «Дизайн субъективный, открытый, изменчивый» — его кредо.

Ян ван Тоорн пользовался так им называемым «диалогическим методом», при котором создается напряжение между заданным сообщением и дизайном, основанным на непременной критической рефлексии. Дизайнер включается в диалог с автором или информодателем и вовлекает в него читателя-зрителя. Не только в чужие, но и в свои сообщения Ян ван Тоорн вводил дополнительный слой содержания, создавал своего рода смысловой контрапункт. Дизайнер посредничает между манипулятором общественным сознанием и, извините за латынь, реципиентом, занимая сторону последнего. И действует весьма рискованным, если не «запрещенным» рутинной практикой, способом.

В первый раз быстро пролистывая большую книгу о ван Тоорне, я наткнулся на закурсивленное русское слово «оstranenie», введенное Виктором Шкловским в 1917 году для обозначения важнейшего приема искусства — приема «затрудненной формы, увеличивающей трудность и долготу восприятия, так как воспринимательный процесс в искусстве самоцелен и должен быть продлен» (Шкловский).

Заголовок с обложки книги Яна ван Торна «Посади свой сад» (высказывание Вольтера). Мастрихт, типография Росбейк, 1999. Значение буквы «p» (или «d»?) мне  приятно неведомо.
Заголовок с обложки книги Яна ван Торна «Посади свой сад» (высказывание Вольтера). Мастрихт, типография Росбейк, 1999. Значение буквы «p» (или «d»?) мне  приятно неведомо.

Ян ван Тоорн перенес этот принцип с чистого искусства на тиражный дизайн и отстранял свои вещи (делал странными) как в части их оформления, так и иллюстрирования.

Начну с оформления. Как ван Тоорн обрабатывает текст?

​​​​​​​— Акцентирует по смыслу? Подбирает шрифт, созвучный стилю оформляемого произведения? Добивается функциональных и декоративных эффектов? Варит аппетитную «кашу» в духе «Typography now»? Всюду — нет.

Почтовая марка, посвященная юбилею политика Виллема Дрейса. 36×25 мм. 1986. Выразительность коренится в дерзком отсечении части пешей фигуры.
Почтовая марка, посвященная юбилею политика Виллема Дрейса. 36×25 мм. 1986. Выразительность коренится в дерзком отсечении части пешей фигуры.

Свою типографику он лишает изящества в привычном понимании, засоряет ее всяческими «совершенными несовершенствами» (Крис Фермас):

— независимо от темы отдает предпочтение староватым, отнюдь не модным гротескам, а также сугубо утилитарным гарнитурам (машинопись, шрифты дорожных указателей, plan-schrift и др.);

— в некрупном наборе без какого-либо узкосмыслового повода сочетает едва различимые гарнитуры — обожает вялые контрасты;

— пользуется архаическими приемами выделения (например, прописными среди строчных), совершенно, казалось бы, неуместными в модернистском контексте;

— вводит шальные выделения собственной скорописью или акцидентными шрифтами;

— невзначай насаждает какие-то мелкие детали, будь то одинокая черточка посреди большого белого поля или загадочная полоска, примыкающая к оси разворота;

— выказывает выверенную небрежность в назначении отбивок, подчинении композиции опорным линиям, соблюдении принципов верстки, им самим вроде бы заданных;

— то ли вынужденно, то ли демонстративно наслаивает одно на другое, когда чему-то на странице тесно.

Плакат Академии Яна ван Эйка. Диаметр 70 см. 1994. Структура плаката задана его круглой формой и числом отделений академии. На  обороте  — то же самое на  голландском языке. Здесь тоже налицо тонкие несовершенства кегельно-гарнитурных сочетаний. Жалобы на неудобство развески и  чтения круглого листа совершенно неуместны по  отношению к  работе директора академии Яна  ван Торна.
Плакат Академии Яна ван Эйка. Диаметр 70 см. 1994. Структура плаката задана его круглой формой и числом отделений академии. На  обороте  — то же самое на  голландском языке. Здесь тоже налицо тонкие несовершенства кегельно-гарнитурных сочетаний. Жалобы на неудобство развески и  чтения круглого листа совершенно неуместны по  отношению к  работе директора академии Яна  ван Торна.

Опустив многие другие приемы, отмечу три общих момента.

Дизайнер не стремится к внешнему лоску, не заботится о стройности композиции, а скорее формирует сложную (вполне гармоничную!) фактуру. От всякой странной штучки, как от камешка, брошенного в воду, расходятся круги, и от сложения «волновых полей» возникает неповторимый, всегда узнаваемый типографический образ. К тому же, дизайнер прекрасно владеет цветом. Так я объясняю чисто зрительную (несмотря ни на что) привлекательность работ ван Торна. О его неформальном стиле скажет маленький клочок любой оформленной им страницы!

При этом со всей очевидностью мастер остается в русле послевоенного типографического модернизма и своими странными нарушениями норм выказывает неплохое владение дисциплиной.

И наконец, подчеркиваю особенно жирно, ванторновские штучки, как dirty notes в джазе, насаждаются дозированно, ситуативно и настолько тонко, что заметны, наверное, только дизайнеру с «растянутым» видением и установкой на особый случай. Как увязать все это с общественным предназначением печати? Расспросить ван Тоорна о парадоксе мне не довелось.

Он легко обходится без типографической и вещественной изобретательности. Но все же ван Тоорн горазд на придумки. Вот двуязычный текст — перевод дан подстрочником на обороте тонкого листочка, работающего на просвет. Вот прецедент альтернативной верстки репродукций: дизайнер просто двигал и компоновал на столе реальные графические объекты, после чего весь «натюрморт» переснимался целиком. Книга об  авангардистском театре упакована в плоскую жестянку (вроде банки от растительного масла). Ян ван Тоорн претендует на изобретение необрезанных и лишенных обложки кодексов, а также книг с картинками, скрытыми в сдвоенном книжном листе (при сохраненном сверху фальце). Разглядывать такие картинки крайне неудобно, что, однако, и требуется. Когда я, например, обнаруживаю между страницами портреты медиамагнатов, мне передается известная неприязнь дизайнера к этим всесильным персонажам. В любом случае подобные изобретения не обслуживают функциональную структуру книги, но лишь пополняют арсенал все тех же остранительных жестов.

Разворот буклета, выпущенного в  рамках симпозиума «Дизайн вне дизайна: Критическая рефлексия и  практика визуальной коммуникации». Мастрихт, 1997. 21,2×16,8 см. Медиамонстры неприятно выглядывают из щелей между спаренными листами. На  легкодоступных черно-белых страницах — полезные цитаты и тексты ван Торна. Буклет «обезобложен». Оставить книжку неразрезанной или все-таки разрезать — никаких инструкций на сей счет нет.
Разворот буклета, выпущенного в  рамках симпозиума «Дизайн вне дизайна: Критическая рефлексия и  практика визуальной коммуникации». Мастрихт, 1997. 21,2×16,8 см. Медиамонстры неприятно выглядывают из щелей между спаренными листами. На  легкодоступных черно-белых страницах — полезные цитаты и тексты ван Торна. Буклет «обезобложен». Оставить книжку неразрезанной или все-таки разрезать — никаких инструкций на сей счет нет.

В работе с картинкой дизайнер агрессивнее и заметнее, чем в своей деликатно засоренной типографике. На иллюстрацию он возлагает, надо думать, главную диалогическую роль.

Ян ван Тоорн (неплохой, судя по ранним работам, рисовальщик) пользуется только фотографиями, в том числе и своими, но предпочтение отдает материалам, заимствованным из прессы. Располагая архивом вырезок, он увлечен вторичной переработкой изобразительного (идеологического) сырья, и как тут не подумать об экологии.

Проблема качества оригинала для дизайнера решительно не существует. Его интересуют только изображенная реальность и графическая самость. Отобранный материал (выбор — существенный творческий компонент) подается либо в чистом, либо преобразованном виде: растрированием, странным кадрированием, тонированием, акцентированием деталей, коллажным совмещением. Здесь дизайнер столь же тонок, как и в типографике. В одном корпоративном календаре спорадически возникают обтравленные фотографии простых, внешне заурядных людей, включая тещу дизайнера. И каждый портрет отстранён и поэтизирован введением какой-нибудь локальной штриховочки или подцветки.

Упомянутый — один из большой серии годичных календарей для амстердамской типографии «Март Спрейт». С их появлением (1970-е годы) сложился заостренный профиль дизайнера. Календари построены исключительно на фотографиях, в том числе и документальных. Ни один не кичится безграничными полиграфическими возможностями типографии. Вы только подумайте, чем очаровывали ее клиентов! В одном календаре — лица простых людей, в другом — бельгийские коттеджи, снятые строго в фас (лишенные объемных характеристик), в третьих (таких несколько) — политические мотивы (иранский шах, Ленин на трибуне, Моше Даян, председатель Мао, Брежнев с Брандтом и др.), а также красотки на конкурсе красоты, жертвы какой-то аварии, подводная ракета, Беломорканал и т. п. И каждый фотосюжет обработан интригующими, но все же зрительно неброскими цветографическими приемами. Магия чужой, значимо незначащей детали. И еще один пример для характеристики стойкого своенравия дизайнера: обложки «Музейного журнала» (журнала по искусству) трактованы в таком же агрессивно-политизированном (отнюдь не гламурном) духе!

Страница календаря для типографии «Март Спрейт». 1973. 22,2×30,2 см. В типографике без расчета на внешний эффект задействованы шесть гарнитуроначертаний. Тройная рамочка численника выпадает из типографического стиля, но пребывает в полной гармонии с собственным стилем дизайнера.
Страница календаря для типографии «Март Спрейт». 1973. 22,2×30,2 см. В типографике без расчета на внешний эффект задействованы шесть гарнитуроначертаний. Тройная рамочка численника выпадает из типографического стиля, но пребывает в полной гармонии с собственным стилем дизайнера.

«В каком странном мире мы живем!» — сказал мне однажды Ян ван Тоорн. Он погружен в социологию, политику, историю, и зачастую его
иллюстративные ряды (для собственных сочинений или, скажем, сторонних годовых отчетов) наполнены политическими сюжетами, сценами обывательского благополучия (почему так многозначительна фотография заурядного пикника?), картинами нищеты, свидетельствами пошлости в разных ее проявлениях, фотодокументами о катастрофах и военных кошмарах, изобразительными знаками человеческой деятельности. Так, в корешковую зону отчета нидерландского ведомства связи (ПТТ) дизайнер внедрил нечто вроде иллюстрированного конспекта по всей новой истории, включая историю связи.

Шмуцтитульный разворот годового отчета ПТТ за 1987 год. Формат А4
Шмуцтитульный разворот годового отчета ПТТ за 1987 год. Формат А4

Изобразительным рядам обычно сопутствуют словесные: сухие газетные факты, краткие комментарии дизайнера, высказывания выдающихся людей. Дизайнер склонен цитировать — как изображения, так и литературные тексты.

В реализации своих творческих установок ван Тоорн на зависть удачлив, непредсказуем, последователен. Его странная рука одинаково отчетливо видна как в печатных изданиях, так и оформленных им выставках. Дизайнер отстраняет независимо от особенностей контекста, будь он позитивным или скептическим, невзирая на то, от чьего лица — своего или чужого — исходит сообщение. Каким бы неожиданным ни показалось сравнение, по характеру выразительных средств ван Торн напоминает мне... Михаила Зощенко.

Как работает необычная система отстранительных жестов?

В публикациях о дизайнере и самого дизайнера нет недостатка в семиотических и культурологических трактовках выразительности посылаемых им сигналов. Версии интересны, но мне они расшифровку не облегчают. Интерпретировать эти сигналы словами невыгодно — нужно смотреть и воспринимать непосредственно. В одних случаях они задают ироническую или язвительную интонацию, снижают пафос, в других — подчеркивают значительность событий или персон, в любом случае — способствуют возникновению доверительных отношений между читателем и информодателем. В одних случаях отстраненные картинки шокируют, в других — вызывают теплые чувства. Ну как тут не подобреть, если, скажем, на марке, посвященной семисотлетию Амстердама (1975), вместо атрибутов истории дано фотоизображение толпы идущих горожан, иные из которых, по моде 1970-х, — в брюках-клеш!

Выходки ван Тоорна, зачастую зрительно потаенные, выглядят деликатнее и основательнее, чем визуальные трюки многих других голландских дизайнеров, которым всем укладом национальной культуры позволено бунтовать и relativeren (непереводимый голландский глагол я бы все-таки неуклюже перевел: «относительнствовать»).

Как дитя межвоенной эпохи, как генетический модернист (отнюдь не post-), Ян ван Тоорн верен принципам правды материала и технологии, ценит реальность, заботится о целеосознанности творчества, не чужд здравого смысла и далек от самодовлеющего артистизма. Природа его жестов — скорее этическая, нежели эстетическая. Впрочем, от одного голландского эксперта, уставшего от социальных теорий ван Тоорна, мне довелось услышать нечто знаменательное: «Но какой художник!»

Внешний вид и этикетка (самоклеящаяся) с картонной обложки журнала «Государственное ведомство изобразительного искусства», 1987. Формат издания 25×21 см. По решению дизайнера журналы, зашитые скрепками со стороны бокового обреза, рассылались без конверта. Таким образом, подписчик получал уникальный (именной!) экземпляр — сдобренный атрибутами почтового отправления. Кажется, только на одном этом номере рамка этикетки утроилась.
Внешний вид и этикетка (самоклеящаяся) с картонной обложки журнала «Государственное ведомство изобразительного искусства», 1987. Формат издания 25×21 см. По решению дизайнера журналы, зашитые скрепками со стороны бокового обреза, рассылались без конверта. Таким образом, подписчик получал уникальный (именной!) экземпляр — сдобренный атрибутами почтового отправления. Кажется, только на одном этом номере рамка этикетки утроилась.

Сегодня работы ван Тоорна свежи, как и десять, двадцать, тридцать лет назад. Не устаревают по той простой причине, что с момента, когда вызрел самовитый авторский стиль, они никогда не вписывались в русло графической моды.

В своем творчестве Ян ван Тоорн в меру продуктивен и крайне избирателен. Ироничный интеллектуал, он сотрудничает только с продвинутыми заказчиками и выбирает (если не сама культура выбирает его) только созвучные своей профессиональной миссии заказы. Среди таковых, например, оформление и подбор иллюстраций (image editing) для монографии об одной светлой и яркой личности: как не взяться за книгу о дизайнере и музейщике Виллеме Сандберге, который однажды, узнав от парикмахера о недоступности для простого человека возглавляемого им музея, в срочном порядке распорядился соорудить вдоль тротуара у стены музейного здания временную платформу, дабы любопытные прохожие могли разглядывать новую экспозицию через окна.

Всем, кому нужен праздник, я бы заочно порекомендовал книгу о ван Тоорне, вышедшую в 2008 году. Оформил ее почему-то не наш герой, а написал британец (нет пророка в отечестве своем): Rick Poynor. Jan van Toorn: Critical practice. Rotterdam, 010 publishers, 2008. Вы узнаете о теоретических подоплеках диалогического метода, о творческом пути дизайнера, о его разногласиях с «функционалистом» Вимом Краувелом, а главное, увидите почти все работы, включая и выставочные экспозиции.

Работая над статьей, я принципиально отложил в сторону вышеназванную и другие, коих немало, публикации о дизайнере. Чтобы не впасть в компиляцию, уложиться в объем журнальной статьи, выгадать побольше места для картинок и подладиться под девиз «Проектора»: «Субъективное...».

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.