По общим вопросам
Открылась выставка «Советский спорт», объединившая художников разных взглядов и направлений, нашедших вдохновение в спорте. Около 60 картин, фотографий и скульптур, начиная с 1930ых и оканчивая 2000ым годом, представлены в Институте русского реалистического искусства. Ранее выставка с успехом прошла в Лондоне.
Спорт — это не просто физическая выносливость, сила и ловкость, триумфальные победы и драматичные поражения. Все, независимо от пола и возраста, знают поименно сборную по футболу, все с замиранием сердца смотрят олимпиадные соревнования. Чем более массовым и популярным стал спорт, тем легче он превращается в один из инструментов пропаганды. Поэтому большинство представленных работ — солнечные, позитивные, оптимистичные и в чем-то героические. Мы идем вперед — к светлому будущему быстрее всех, сильнее всех, выше всех.
Спорт — одна из визитных карточек советского периода: улыбающиеся крепкие советские женщины на фоне больших красных флагов под лучами летнего солнца. Одна из центральных работ выставки — как раз такая женщина — «Спортсменка, завязывающая ленту» Александра Дейнека. Она сильная и красивая, она смотрит прямо, а на поднятых руках видны внушительные мышцы. Хотя спортивный купальник почти не оставляет простора для фантазии, на спортсменку смотришь не как на женщину, а как на «товарища» — на такую можно положиться, такая не предаст, не будет играть грязно, а если надо — и защитит. Или «Парад на стадионе Динамо» Сергея Лучишкина: мотоциклисты везут девушек-акробаток с флагами в руках, на заднем фоне — огромные заполненные под завязку трибуны. Яркие и чистые оттенки, уверенность движений спортсменов создают ощущение радостной победы, солнечного будущего. В углу выставочного зала скромно притаился «Гений дзюдо» Дмитрия Врубеля и Александры Тимофеевой. На картине, конечно, сидящий в белоснежном дзюдоги Владимир Путин: он, конечно, улыбается. Он, конечно, победитель. По признанию самих художников, они рисовали с фотографии, но над лицом приходилось много работать — из-за того, что нет заметных ярких черт, а выражения часто меняются, то каждый раз Путин не похож сам на себя.
Проходя по выставке, становится очевидным то, что спортивная пропаганда работает не только через утрированное ощущение праздника, но и через демонстрацию новейших достижений. Например, «Бегущая по волнам» Владимира Кутилина показывает зрителю достаточно экзотичный для 1959 года водно-лыжный спорт. Художник делает акцент уже не на массовой фестивальности спорта, а выводит его на территорию личных побед. Солнце, отражающееся в брызгах волн, и молодость, стремящаяся вперед к еще непокоренным стихиям.
Кроме «парадно-выходного» спорта, на выставке представлен спорт как отдых, как спокойный и приятный быт. Например, «Каток» Виктора Попкова — вид на каток, скрывающийся между голых деревьев в фиолетовых зимних сумерках. Видно, что несколько людей не соревнуются между собой, а спокойно катаются, поэтому ощущение от картины не истерически-оптимистичное, а домашнее и приятно-меланхоличное. Особенно интересной кажется небольшая акварель Юрия Юркуна, на которой изображены 2 девушки — в красном и желтом купальниках. Такая легкая, светлая, игривая и женственная работа заставляет надолго застыть перед собой, когда видишь год ее исполнения — 1937, заслуженно считающийся годом самых страшных сталинских репрессий.
Скульптуры представлены как пластичными и точными работами Елены Янсон-Манизер, уделявшей внимание каждому мускулу спортсменов, так и комичными бронзовыми фигурами авторства Дмитрия Тугаринова.
В отдельном зале — работы Льва Бородулина, лидера спортивной фотографии 1960ых годов. Бородулин — авангардист во всем: его технике и умению найти неизбитый ракурс позавидовали бы и современные фотографы. Кроме того, он один из немногих, кто пользовался цветной пленкой в советские годы и первый, кто использовал «рыбий глаз». Одинаково эффектно у него получаются и памятники культу утрированного советского единения — «Пирамида» (невообразимое сооружение из людей) или «Парад», и стильные фотографии, передающие спортивные ощущения — собранность, усталость, предвосхищение победы. Тяжелоатлет, устало привалившийся к стенке, девушка, целящаяся в мишень из лука, прыгуньи в воду во время полета — такое чутье на кадры помогает понять спорт гораздо лучше, чем бесконечное подсчитывание олимпийских медалей.
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.