Армин Хофманн

Материал журнала «Проектор»
Текст: Федор Гейко
Иллюстрации: из архива автора

Армин Хофманн — визионер, не придерживающийся догматов и ломающий стереотипы того, что понимается под интернациональным швейцарским стилем. Он с самого начала ищет в дизайне и типографике новые подходы и не останавливается на достигнутом. Хофманн создает многочисленные логотипы, плакаты, обложки книг и каталогов, оформления пространства и даже скульптурные и архитектурные работы.

Плакат для театра Базеля. Ohr Auge. 1955 год
Плакат для театра Базеля. Ohr Auge. 1955 год

Произведения Хофманна — это симбиоз неимоверного поиска новых идей, открытости в творческом процессе и в то же время сбалансированности и редукции. Он с удовольствием работает на смысловых контрастах, на контрастах черного и белого, печатного и рисованного, эмоционального и нейтрального, современного и античного. Большое количество его работ — это контекстный дизайн: он намеренно противопоставляет смыслы и виртуозно создает неожиданные плакаты с многоуровневым содержанием. Наглядным примером такого подхода может быть плакат с изображением уха и глаза, выполненный при помощи мела одной-единственной линией для Городского театра в Базеле. В методе его работы есть определенные предпосылки к постмодернизму, в котором все возможные визуальные элементы смешиваются и создают новые неожиданные контексты. Неслучайно в начале 1960-х годов он с ходу распознает в молодом Вайнгарте задатки большого дизайнера и вместо обучения в школе прикладных искусств Базеля предлагает ему преподавательскую деятельность.

Tempel und Teehaus in Japan (Храмы и чайные дома в Японии). Обложка, 1955 год
Tempel und Teehaus in Japan (Храмы и чайные дома в Японии). Обложка, 1955 год

Армин Хофманн родился в 1920 году в небольшом швейцарском городке Винтертур и обучался литографии с 1937 до 1943 год в Школе прикладных искусств Цюриха под началом таких учителей, как Вальтер Кэх и Альфред Виллиманн. Впоследствии он работает литографом в ателье Фрица Бюллера в Базеле. В 1947 году он становится преподавателем графики в Базельской школе прикладных искусств. На пару с Рудером они создают в Базеле бастион современного дизайна, который становится пунктом притяжения для молодых дизайнеров со всего мира. С начала 1950-х годов в Базеле собирается мощнейший преподавательский состав, состоящий из мастеров своего дела, пытающихся создать современный визуальный язык в графическом дизайне: Курт Хауерт, Роберт Бюхлер, Вольфганг Вайнгарт, Петер фон Аркс, Манфред Майер, Петер Ольпе.

Плакат для театра Базеля. 1961 год
Плакат для театра Базеля. 1961 год

Хофманн является одним из основных антагонистов Цюрихской школы прикладных искусств, и неудивительно, что он вместе с Рудером был довольно прохладно принят журналом Neue Grafik во главе с Рихардом Паулом Лозе, Йозефом Мюллер-Брокманном и Карло Виварели. Хофманн и Рудер были слишком свободны в своем подходе к дизайну и к типографике в частности. В то время как пропагандисты Новой Графики требовали нейтральной стерильности, представители Базеля казались вулканами фантазии и вольнодумства. Хофманн намеренно отказывается от зацикливания на одном приеме и видит в этом определенную опасность для профессии дизайнера и умышленное торможение творческого процесса. Свои основные тезисы представители Базеля публиковали в журнале Typographische Monatsblätter, который отличался от Новой Графики своей открытостью и эклектичностью. Журнал настолько визуально свободен и открыт для всего нового, что не имеет ни логотипа, ни определенных строгих правил в оформлении. Оформление журнала, как живой организм, меняется из года в год и от номера к номеру.

Плакат хора Баха. 1981 год
Плакат хора Баха. 1981 год

В период с 1950-х до 1980-х годов Хофманн активно сотрудничает с Городским театром Базеля и музеями города, для которых он создает бесчисленное количество логотипов, плакатов, обложек книг и каталогов. Плакаты, созданные для базельских учреждений, признаны классикой мирового графического дизайна. Хофманн использует огромное количество приемов для того, чтобы плакат врезался в окружающее пространство и не оставался незамеченным. При этом плакаты Хофманна не крикливы, а заставляют зрителя задуматься, и каждая его работа — это интеллектуальный акт, как для самого художника, так и для зрителя. Многие его работы требуют внимательного анализа содержания и формы, так как они сначала сбивают зрителя с толку, и только со второго взгляда становится ясным, что хотел сказать и показать мастер. В своих работах Хофманн виртуозно смешивает типографику и фотографию, рисунок и технику печати, деформирует знаки и создает, таким образом, отсылки к определенным темам и эпохам.

В его плакатах, выполненных с применением техники фотоколлажа, безусловно, чувствуется влияние киноплакатов советского конструктивизма 1920–1930-х годов — он также использует шероховатые фотографии с крупным зерном и высокой контрастностью изображения. Цветовые решения практически всех его работ нарочито сдержанные. В любой работе Хофманна можно обнаружить максимум три цвета без градиентов. Цвет несет смысловую нагрузку и должен быть осязаем, а не просто приятным сопровождением при оформлении. Исключениями можно считать окрашенные многоцветные архитектурные рельефы, в которых чувствуется поиск гармоничного сочетания разных цветов и оттенков и их взаимоотношения с окружающей средой.

Плакат выставки Hermann Baur. 1977 год
Плакат выставки Hermann Baur. 1977 год

Логотипы, созданные Хофманном, как и другие его работы, отличает игра со смыслами, формой и содержанием. Он деформирует знаки так, что достаточно одного взгляда, чтобы можно было понять, о какой отрасли идет речь. Особая лаконичность его логотипов позволяет им оставаться актуальными и современными даже по прошествии десятилетий после их создания. Отдельно стоит выделить работу Хофманна для выставки Expo в Лозанне в 1964 году. Знак, который по праву можно назвать концентратом фантазии и редукции, совмещает в себе первые буквы Ex, швейцарский крест и открытость, красовался не только на всей печатной продукции выставки, но и на специально выпущенных к этому событию наборе почтовых марок и памятных монетах.

В 1965 году в издательстве Niggli выходит его основная книга о дизайне «Методика изобразительного оформления», в которой он рассказывает о методах своей работы и на примерах своей преподавательской деятельности иллюстрирует возможные пути развития типографики и дизайна. Книга издается в оригинале на немецком, английском и французском языках и становится своего рода катализатором признания Армина Хофманна. Она находит благодарный отклик у огромного числа дизайнеров по всему миру и только в Швейцарии выдерживает пять переизданий. С середины 1960-х годов Хофманн начинает преподавать графику по своей методике в многочисленных учебных учреждениях по всему миру, преимущественно в США.

Армин Хофманн безостановочно и последовательно расширяет рамки дозволенного в графике и не пытается держаться стереотипов того, что на данный момент считалось актуальным и современным.

Плакат мебельной компании Hermann Miller. 1962 год
Плакат мебельной компании Hermann Miller. 1962 год

Примечания:

Заинтересованным личностью Хофманна и его работами стоит ознакомиться с книгами как самого Хофманна, так и посвященными его творчеству. «Методика изобразительного оформления» (Methodik der Form- und Bildgestaltung/Manuel de creation graphique/ Graphic Design manual, 1965–2004), на английском, немецком и французском языках «Работа, исследование, учение» (His work, Quest and Philosophy / Werk, Erkundung, Lehre, 1989), на английском и немецком языках.

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.