По вопросам поступления:
Бакалавриат (доб. 709, 704, 715, 710)
Магистратура (доб. 703)
Онлайн-бакалавриат (доб. 709, 711)
Дополнительное образование (Москва — доб. 705, 706, 712, Санкт-Петербург — доб. 701)
Детская школа (доб. 707)
С понедельника по пятницу
с 10:00 до 18:00
По общим вопросам
Материал журнала «Проектор»
Текст: Федор Гейко
Иллюстрации: из архива автора
Армин Хофманн — визионер, не придерживающийся догматов и ломающий стереотипы того, что понимается под интернациональным швейцарским стилем. Он с самого начала ищет в дизайне и типографике новые подходы и не останавливается на достигнутом. Хофманн создает многочисленные логотипы, плакаты, обложки книг и каталогов, оформления пространства и даже скульптурные и архитектурные работы.
Произведения Хофманна — это симбиоз неимоверного поиска новых идей, открытости в творческом процессе и в то же время сбалансированности и редукции. Он с удовольствием работает на смысловых контрастах, на контрастах черного и белого, печатного и рисованного, эмоционального и нейтрального, современного и античного. Большое количество его работ — это контекстный дизайн: он намеренно противопоставляет смыслы и виртуозно создает неожиданные плакаты с многоуровневым содержанием. Наглядным примером такого подхода может быть плакат с изображением уха и глаза, выполненный при помощи мела одной-единственной линией для Городского театра в Базеле. В методе его работы есть определенные предпосылки к постмодернизму, в котором все возможные визуальные элементы смешиваются и создают новые неожиданные контексты. Неслучайно в начале 1960-х годов он с ходу распознает в молодом Вайнгарте задатки большого дизайнера и вместо обучения в школе прикладных искусств Базеля предлагает ему преподавательскую деятельность.
Армин Хофманн родился в 1920 году в небольшом швейцарском городке Винтертур и обучался литографии с 1937 до 1943 год в Школе прикладных искусств Цюриха под началом таких учителей, как Вальтер Кэх и Альфред Виллиманн. Впоследствии он работает литографом в ателье Фрица Бюллера в Базеле. В 1947 году он становится преподавателем графики в Базельской школе прикладных искусств. На пару с Рудером они создают в Базеле бастион современного дизайна, который становится пунктом притяжения для молодых дизайнеров со всего мира. С начала 1950-х годов в Базеле собирается мощнейший преподавательский состав, состоящий из мастеров своего дела, пытающихся создать современный визуальный язык в графическом дизайне: Курт Хауерт, Роберт Бюхлер, Вольфганг Вайнгарт, Петер фон Аркс, Манфред Майер, Петер Ольпе.
Хофманн является одним из основных антагонистов Цюрихской школы прикладных искусств, и неудивительно, что он вместе с Рудером был довольно прохладно принят журналом Neue Grafik во главе с Рихардом Паулом Лозе, Йозефом Мюллер-Брокманном и Карло Виварели. Хофманн и Рудер были слишком свободны в своем подходе к дизайну и к типографике в частности. В то время как пропагандисты Новой Графики требовали нейтральной стерильности, представители Базеля казались вулканами фантазии и вольнодумства. Хофманн намеренно отказывается от зацикливания на одном приеме и видит в этом определенную опасность для профессии дизайнера и умышленное торможение творческого процесса. Свои основные тезисы представители Базеля публиковали в журнале Typographische Monatsblätter, который отличался от Новой Графики своей открытостью и эклектичностью. Журнал настолько визуально свободен и открыт для всего нового, что не имеет ни логотипа, ни определенных строгих правил в оформлении. Оформление журнала, как живой организм, меняется из года в год и от номера к номеру.
В период с 1950-х до 1980-х годов Хофманн активно сотрудничает с Городским театром Базеля и музеями города, для которых он создает бесчисленное количество логотипов, плакатов, обложек книг и каталогов. Плакаты, созданные для базельских учреждений, признаны классикой мирового графического дизайна. Хофманн использует огромное количество приемов для того, чтобы плакат врезался в окружающее пространство и не оставался незамеченным. При этом плакаты Хофманна не крикливы, а заставляют зрителя задуматься, и каждая его работа — это интеллектуальный акт, как для самого художника, так и для зрителя. Многие его работы требуют внимательного анализа содержания и формы, так как они сначала сбивают зрителя с толку, и только со второго взгляда становится ясным, что хотел сказать и показать мастер. В своих работах Хофманн виртуозно смешивает типографику и фотографию, рисунок и технику печати, деформирует знаки и создает, таким образом, отсылки к определенным темам и эпохам.
В его плакатах, выполненных с применением техники фотоколлажа, безусловно, чувствуется влияние киноплакатов советского конструктивизма 1920–1930-х годов — он также использует шероховатые фотографии с крупным зерном и высокой контрастностью изображения. Цветовые решения практически всех его работ нарочито сдержанные. В любой работе Хофманна можно обнаружить максимум три цвета без градиентов. Цвет несет смысловую нагрузку и должен быть осязаем, а не просто приятным сопровождением при оформлении. Исключениями можно считать окрашенные многоцветные архитектурные рельефы, в которых чувствуется поиск гармоничного сочетания разных цветов и оттенков и их взаимоотношения с окружающей средой.
Логотипы, созданные Хофманном, как и другие его работы, отличает игра со смыслами, формой и содержанием. Он деформирует знаки так, что достаточно одного взгляда, чтобы можно было понять, о какой отрасли идет речь. Особая лаконичность его логотипов позволяет им оставаться актуальными и современными даже по прошествии десятилетий после их создания. Отдельно стоит выделить работу Хофманна для выставки Expo в Лозанне в 1964 году. Знак, который по праву можно назвать концентратом фантазии и редукции, совмещает в себе первые буквы Ex, швейцарский крест и открытость, красовался не только на всей печатной продукции выставки, но и на специально выпущенных к этому событию наборе почтовых марок и памятных монетах.
В 1965 году в издательстве Niggli выходит его основная книга о дизайне «Методика изобразительного оформления», в которой он рассказывает о методах своей работы и на примерах своей преподавательской деятельности иллюстрирует возможные пути развития типографики и дизайна. Книга издается в оригинале на немецком, английском и французском языках и становится своего рода катализатором признания Армина Хофманна. Она находит благодарный отклик у огромного числа дизайнеров по всему миру и только в Швейцарии выдерживает пять переизданий. С середины 1960-х годов Хофманн начинает преподавать графику по своей методике в многочисленных учебных учреждениях по всему миру, преимущественно в США.
Армин Хофманн безостановочно и последовательно расширяет рамки дозволенного в графике и не пытается держаться стереотипов того, что на данный момент считалось актуальным и современным.
Примечания:
Заинтересованным личностью Хофманна и его работами стоит ознакомиться с книгами как самого Хофманна, так и посвященными его творчеству. «Методика изобразительного оформления» (Methodik der Form- und Bildgestaltung/Manuel de creation graphique/ Graphic Design manual, 1965–2004), на английском, немецком и французском языках «Работа, исследование, учение» (His work, Quest and Philosophy / Werk, Erkundung, Lehre, 1989), на английском и немецком языках.
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.