«Бежать нельзя остаться». Студенты Школы дизайна проиллюстрировали книгу про детей-беженцев

«Бежать нельзя остаться». Студенты Школы дизайна проиллюстрировали книгу про детей беженцев

Студенты Школы дизайна проиллюстрировали книгу Алексея Олейникова «Бежать нельзя остаться». Было создано 7 графических историй, рассказывающих о судьбах 7 детей-беженцев, приехавших в Россию из Йемена, Афганистана, Южного Судана, ЦАР, Палестины, Сирии и Конго. Книга основана на реальных событиях и даёт представление о том, какие сложности вынуждены преодолевать дети-беженцы и их семьи.

«Бежать нельзя остаться» — сборник графических историй о детях, вынужденных покинуть родину. Книга выпущена издательством «Самокат» совместно с Агентством ООН по делам беженцев. Истории собрал писатель Алексей Олейников, а студенты Школы дизайна Анна Белышева, Роман Бурхович, Женя Ройзман, Анна Колмыкова и Катя Чумаченко проиллюстрировали книгу, нарисовав семь графических историй о семи детях: Марве, Абдуле, Ясмин, Джордже, Пьере, Ибрахиме, Надии — из Йемена, Афганистана, Южного Судана, ЦАР, Палестины, Сирии и Конго. Издание выходит при поддержке Музея современного искусства «Гараж».

Помимо историй о детях, в книге приводится мировая статистика и краткие справки о странах исхода и причинах вынужденной миграции, а также памятка о том, как помочь людям, оказавшимся в подобной ситуации.

История Ясмин
История Ибрахима

Сразу две истории проиллюстрировала Анна Белышева, студентка II курса профиля «Комикс». Первая — о девочке Ясмин из Сирии, которой трудно наладить контакт со сверстниками из-за культурных различий. Вторая — о мальчике Ибрахиме, семье которого пришлось эмигрировать из-за военных действий. Потеря отца, экономические трудности и проблемы с изучением языка оказывают сильное влияние на подростка, которому приходится самостоятельно с этим справляться.

«Осенью прошлого года моя кураторка Мария Скаф предложила мне поучаствовать в создании сборника, посвящённого проблемам эмиграции. Решив, что тема очень важная, я сразу согласилась. Какой вывод я могу сделать по итогам проделанной работы? Достаточно очевидный: никакие цели не стоят войн и человеческих жизней. Вражда и ненависть порождают страдания ни в чём не повинных людей. Мы не можем остановить кровопролитные войны, но мы можем помочь тем, кто от них пострадал. Не нужно бояться тех, кто не похож на нас. Нужно помогать таким людям интегрироваться в наше общество. Ещё один очевидный факт: мы враждебны к тому, чего боимся, а боимся того, чего не понимаем. Поэтому единственный путь к преодолению этих барьеров — просвещение. Очень надеюсь, что наш сборник служит именно этой задаче», — поделилась Анна.

По словам Анны, в процессе работы она очень прониклась судьбой героев. Чтобы сделать повествование более достоверным, студенка читала статьи о беженцах, искала записи военной хроники, фотографии городов, которые ей предстояло изобразить.

История Надии

Екатерина Чумаченко, студентка IV курса профиля «Анимация и иллюстрация», нарисовала историю про девочку-подростка Надию. Надия родилась в России, но её мама — палестинская беженка из Ливана. Несмотря на то, что они давно переехали в Россию, у мамы Надии нет паспорта, а значит, нет хорошей работы и денег.

«Надия ничем не отличается от своих одноклассников: её интересует все на свете — от спорта до экологии, а впереди — целая жизнь, в которой ей нужно найти своё место. Но Надия все время думает про маму и про то, что ждет беженку без документов. Это камерная, поэтическая история — и про самоопределение, и про беспокойство за близких. Я постаралась передать эту атмосферу не только через раскадровку, используя паузы и долгие, „спокойные“ планы, но и через живописность, поэтому было решено использовать компьютерную графику в сочетании с рисунками тушью».

«Я рада, что смогла поработать над этим рассказом, так как считаю, что важно говорить и поднимать такие темы. Это был опыт, который позволил мне узнать новые грани жизни, которые часто остаются вне поля нашей рефлексии», — рассказывает Екатерина.

История Джорджа

Студентка III курса профиля «Комикс» Женя Ройзман создала иллюстрации к истории о мальчике Джордже из Центральноафриканской Республики, живущем в Москве со своим дядей. Папа Джорджа живет в Париже, и Джордж хочет уехать к нему, но у него нет такой возможности. Джордж учится в школе, он хорошо говорит на русском языке и даже пишет на нем рэп.

«История очень динамичная. По дороге домой Джордж сочиняет рэп о своей жизни. В своей работе я старалась передать эту динамику через раскадровку, ракурсы и постепенно опускающуюся на город темноту. Мне кажется это история о молодости и творчестве вопреки сложным жизненным обстоятельствам. Мне было очень приятно поработать над этим проектом, так как, во-первых, мне кажется важной и интересной тема, которая поднимается в книге, а во-вторых, это был мой первый опыт работы с издательством в качестве художника», — поделилась Женя.

История Марвы
История Пьера

Анна Колмыкова, студентка III курса профиля «Комикс», показала истории двоих детей-беженцев — восьмиклассницы Марвы из Афганистана, которую родители хотят отдать замуж за состоятельного мужчину, и мальчика Пьера, рождённого в России, и вынужденного жить без документов. Несмотря на разные жизненные ситуации, оба ребёнка живут надеждой на более светлое будущее — своё и своих семей.

Анна рассказала, что работа над книгой «Бежать нельзя остаться» — один из первых командных проектов, в котором ей пришлось участвовать: «Работать было здорово и интересно, хотя я очень беспокоилась из-за возможных сложностей работы в команде, но оказалось очень увлекательно обмениваться идеями и понимать, насколько разным бывает зрительское восприятие.
В процессе работы мы в первую очередь обсуждали то, как нам скомпоновать все истории в один сборник. Мнения были различные, но в итоге мы объединили все истории единым оформлением баблов и полей, оставив каждому художнику свободу в компоновке фреймов и заполнении листа. У всех участников очень разные стили, так что нашему редактору пришлось постараться».

История Марвы
История Марвы
История Марвы
История Марвы
История Пьера
История Пьера
История Пьера
История Пьера

История Абдула

Роман Бурхович нарисовал иллюстрации к истории о мальчике Южного Судана.

«Помимо того, что я литературно проиллюстрировал текст, я передал непонимание Абдулом русского языка в виде набора букв вместо слов внутри баблов, а также сделал акцент на его улыбке. Ещё мне дали пару разворотов на выражение его сюрреалистических флешбеков. Мне кажется, эта история сложилась», — рассказывает Роман.

Мария Скаф, куратор направления «Иллюстрация и комикс» в Школе дизайна:

«Мне кажется важным, что студенты начинают работать самостоятельно, без присмотра кураторов: выстраивают собственные взаимоотношения с издателями, участвуют в переговорах, обсуждают и техническую сторону работы, и условия заключения договоров. Это очень важный, жизненно необходимый опыт».

Книгу «Бежать нельзя остаться» можно приобрести на сайте издательства «Самокат».

Направление

Комикс

Студенты направления «Комикс» в Школе дизайна с нуля осваивают компьютерные дизайн-программы и технику рисунка, изучают историю искусств, основы режиссуры и сценария. С первого года учёбы начинающие комиксисты и иллюстраторы занимаются собственными творческими проектами. Школа дизайна готовит профессиональных художников комикса, которые не только готовы работать в полиграфии, анимации, веб-иллюстрации, но и способны встроиться в смежные специальности — сценарное дело, анимацию, прикладную графику.

Как поступить

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.