Художник, иллюстратор, плакатист Таданори Йокоо

Когда б вы знали, из какого сора растет плакат, не ведая стыда... В случае с Таданори Йокоо мы это знаем — весь сор массовой культуры, весь графический мусор, визуальный шум и гам, абсурд и хаос современной жизни остаются на поверхности, выносятся на авансцену, предъявляются зрителю.

Материал журнала «Проектор»
Текст: Сергей Серов
Иллюстрации: Таданори Йокоо

Плакат к персональной выставке: «Я умер, достигнув вершины в 29 лет». 1965
Плакат к персональной выставке: «Я умер, достигнув вершины в 29 лет». 1965

«Страна восходящего солнца» — и вот оно, солнце, восходящее над водной гладью, а вот и японский флаг, ветки сакуры, гора Фудзи, сам Будда, самураи, борцы сумо, актеры театра Кабуки, исполняющие женские роли, изящные веера и тугие волны Хокусая. А вот розовые девочки, обрывки пошлой рекламы, персонажи фэнтези, герои манги и аниме. Все штампы и трафареты, традиционные и благоприобретенные символы Японии. Но не только Японии. Вот президент США Линдон Джонсон со статуей Свободы на голове, Мэрилин Монро и «Святой Себастьян», «Мона Лиза» и тициановская «Венера», Сикстинская капелла и пирамида Хеопса. Девушка в бикини и мальчик на пальме, розовые лотосы, выскакивающие из воды рыбы, разноцветные обезьяны и слоны в ярких попонах, персонажи индийского кино, языки пламени, изображения Земли, небесных тел и галактик, самолеты, НЛО и поезда, несущиеся на зрителя... Реальное и ирреальное, сны и воспоминания, исторические фигуры и образы массовой культуры. Где они — тишина, простота, метафизика? Плакатная вавилонская башня.

Плакат для театра «Такаразука». 1966
Плакат для театра «Такаразука». 1966

Но это тоже она — Япония в современном мире. Такой она предстает в работах Таданори Йокоо, которого называли enfant terrible японского дизайна. Вступительную статью в альбоме о нем, изданном культовой токийской галереей «ggg» — Ginza Graphic Gallery, написал не кто-нибудь, а сам Юсаки Камекура, «отец японского графического дизайна», который вообще назвал Таданори Йокоо «гением в своем роде».

Плакат «Дизайн и город. Чудеса жизни на земле». 1966
Плакат «Дизайн и город. Чудеса жизни на земле». 1966

Есть люди, которым на роду написано быть знаменитыми. Мне кажется, Таданори Йокоо — один из них. Он делал гравюры в технике традиционной японской печати укиё-э, был художником комиксов манги, делал упаковку, оформлял пластинки и диски, работал в штате одной из самых крупных и солидных дизайнерских компаний — Nippon Design Center, играл в художественных фильмах, рисовал эпатажные театральные, концертные и политические плакаты, загорался сценографией, потом бросал все это, сосредотачивался на живописи, увлекался индуизмом и мистицизмом, снова возвращался в дизайн. Но чем бы ни занимался Таданори Йокоо, он был в эпицентре творческой жизни Японии. Его окружали самые талантливые и известные писатели, артисты, режиссеры, музыканты, художники, фотографы, которых он притягивал как магнит.

Плакат выставки «Юкио Мисима. Эстетика конца». 1966
Плакат выставки «Юкио Мисима. Эстетика конца». 1966

И сам он был всегда невероятно популярен. В 1972 году Таданори Йокоо стал первым японским художником, получившим приглашение провести персональную выставку в Музее современного искусства МоМА в Нью-Йорке. Он оформлял афиши и обложки альбомов для Beatles, Emerson, Santana, Miles Davis и многих других. Я встречался с ним на биеннале графического дизайна в Брно в начале двухтысячных, был на его выступлении на научном симпозиуме, традиционно сопровождающем биеннале, и видел, с каким восторгом принимало его самое звездное дизайнерское сообщество. А этой зимой я был в Нью-Йорке и встречался с Милтоном Глейзером, Стивом Хеллером, Мирко Иличем, был в дизайнерских студиях, в готовящемся к открытию Музее плаката — и везде, на каждом столе, не на полке, — толстый свежий журнал, целиком посвященный Таданори Йокоо с его портретом на ярко-желтой обложке.

Плакат для театральной труппы «Косимаки Осен». 1966
Плакат для театральной труппы «Косимаки Осен». 1966

Таданори Йокоо многие годы сотрудничал с несколькими авангардными японскими театрами, создавая для них не только афиши, но и декорации. Более того, он был учредителем экстравагантного театра «Тэндз Садзики», в котором национальные художественные традиции совмещались с элементами цирковых представлений, джазовая и электронная музыка перемежалась чтением буддийских мантр. К спектаклям театра он создавал такие же эксцентричные, фантасмагорические плакаты. А может быть, наоборот — это постановки становились ожившими плакатами Таданори Йокоо, как и жизнь вокруг него.

Плакат «Послевоенное японское кино». 1968
Плакат «Послевоенное японское кино». 1968

Свобода и раскрепощенность, брутальность и многослойность, живописность и особая экспрессия порождаются у Таданори Йокоо скрещиванием возвышенного с низкопробным, уникального с банальным, элитарного с массовым, американского поп-арта с классической японской гравюрой, высокопрофессионального с графическим фольклором. Когда б вы знали, из какого сора растет плакат, не ведая стыда... В случае с Таданори Йокоо мы это знаем — весь сор массовой культуры, весь графический мусор, визуальный шум и гам, абсурд и хаос современной жизни остаются на поверхности, выносятся на авансцену, предъявляются зрителю.

Плакат к хэппенингу. 1968
Плакат к хэппенингу. 1968

Но от этого его плакаты не становятся более понятными. Они оказываются не менее загадочными и таинственными, чем трансцендентальная пустота и чистота изысканных композиций других японских мастеров. При этом работы Таданори Йокоо не выглядят случайным набором узнаваемых образов, знаков и символов. Они завораживают притягательной силой скрытых смыслов, воплощая «измененное состояние сознания» современного человека и визуальной картины Японии в контексте нынешней постмодернистской цивилизации.

Плакат «Это Америка». 1968
Плакат «Это Америка». 1968

В 2012 году в Кобе, в его родных краях, открылся префектурный музей современного искусства Таданори Йокоо. В 2015 году он получил Императорскую премию имени принца Такамацу за вклад в японскую живопись. Работы Таданори Йокоо находятся в собраниях всех крупнейших музеев мира. Живой классик неклассического искусства и дизайна.

Плакат к спектаклю Тераямы Судзи «Преступление Дебуко Оямы». 1968
Плакат к спектаклю Тераямы Судзи «Преступление Дебуко Оямы». 1968
Плакат Международной биеннале печатной графики в национальном музее современного искусства, Токио. 1968
Плакат Международной биеннале печатной графики в национальном музее современного искусства, Токио. 1968
лакат для телешоу Wednesday’s Downtown. 1971
лакат для телешоу Wednesday’s Downtown. 1971
Плакат Chisetsu Yumiharizuki «Странные лунные сказки» (книга, проиллюстрированная Кацусико Хокусаем в середине XIX века). 1971
Плакат Chisetsu Yumiharizuki «Странные лунные сказки» (книга, проиллюстрированная Кацусико Хокусаем в середине XIX века). 1971
Плакат для Национального театра бунраку. 1971
Плакат для Национального театра бунраку. 1971
Плакат акции помощи Камбодже. 1993
Плакат акции помощи Камбодже. 1993
Плакат «Японская культура послевоенных лет 1945–1995». 1996
Плакат «Японская культура послевоенных лет 1945–1995». 1996
Hino Moto no Keko. 1997
Hino Moto no Keko. 1997
Плакат к персональной выставке «Сделано в Японии». 1998
Плакат к персональной выставке «Сделано в Японии». 1998
Плакат «Вдохновение укиё-э». 2007
Плакат «Вдохновение укиё-э». 2007

Читайте также

«Баухаус / ВХУТЕМАС. Двадцатые — двадцатым»: мастерские плаката

Столетний юбилей двух легендарных проектных школ XX столетия — Баухаус и ВХУТЕМАС — дал еще один лишний повод поговорить об их художественных открытиях и стратегиях, влияниях на современность и взаимных пересечениях. Одним из крупнейших событий в связи с этим состоялось в Третьяковской галерее — программа «Баухаус / ВХУТЕМАС. Двадцатые — двадцатым». О результатах работы мастерских, приуроченных к проекту пишет Елена Рымшина.

«Винни-Пух и все-все-все». Выставка плакатов выпускниц Школы дизайна

До 15 марта в Детско-юношеском отделе центральной городской молодёжной библиотеки им. М.А. Светлова пройдет выставка «Винни-Пух и все-все-все». Выпускницы программы дополнительного образования «Иллюстрация. Базовый курс» решили по-новому взглянуть на любимую с детства сказку А. А. Милна и нарисовали невероятно красочные плакаты.

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.