По вопросам поступления:
Бакалавриат (доб. 709, 704, 715, 710)
Магистратура (доб. 703)
Онлайн-бакалавриат (доб. 709, 711)
Дополнительное образование (Москва — доб. 705, 706, 712, Санкт-Петербург — доб. 701)
Детская школа (доб. 707)
С понедельника по пятницу
с 10:00 до 18:00
По общим вопросам
Когда б вы знали, из какого сора растет плакат, не ведая стыда... В случае с Таданори Йокоо мы это знаем — весь сор массовой культуры, весь графический мусор, визуальный шум и гам, абсурд и хаос современной жизни остаются на поверхности, выносятся на авансцену, предъявляются зрителю.
Материал журнала «Проектор»
Текст: Сергей Серов
Иллюстрации: Таданори Йокоо
«Страна восходящего солнца» — и вот оно, солнце, восходящее над водной гладью, а вот и японский флаг, ветки сакуры, гора Фудзи, сам Будда, самураи, борцы сумо, актеры театра Кабуки, исполняющие женские роли, изящные веера и тугие волны Хокусая. А вот розовые девочки, обрывки пошлой рекламы, персонажи фэнтези, герои манги и аниме. Все штампы и трафареты, традиционные и благоприобретенные символы Японии. Но не только Японии. Вот президент США Линдон Джонсон со статуей Свободы на голове, Мэрилин Монро и «Святой Себастьян», «Мона Лиза» и тициановская «Венера», Сикстинская капелла и пирамида Хеопса. Девушка в бикини и мальчик на пальме, розовые лотосы, выскакивающие из воды рыбы, разноцветные обезьяны и слоны в ярких попонах, персонажи индийского кино, языки пламени, изображения Земли, небесных тел и галактик, самолеты, НЛО и поезда, несущиеся на зрителя... Реальное и ирреальное, сны и воспоминания, исторические фигуры и образы массовой культуры. Где они — тишина, простота, метафизика? Плакатная вавилонская башня.
Но это тоже она — Япония в современном мире. Такой она предстает в работах Таданори Йокоо, которого называли enfant terrible японского дизайна. Вступительную статью в альбоме о нем, изданном культовой токийской галереей «ggg» — Ginza Graphic Gallery, написал не кто-нибудь, а сам Юсаки Камекура, «отец японского графического дизайна», который вообще назвал Таданори Йокоо «гением в своем роде».
Есть люди, которым на роду написано быть знаменитыми. Мне кажется, Таданори Йокоо — один из них. Он делал гравюры в технике традиционной японской печати укиё-э, был художником комиксов манги, делал упаковку, оформлял пластинки и диски, работал в штате одной из самых крупных и солидных дизайнерских компаний — Nippon Design Center, играл в художественных фильмах, рисовал эпатажные театральные, концертные и политические плакаты, загорался сценографией, потом бросал все это, сосредотачивался на живописи, увлекался индуизмом и мистицизмом, снова возвращался в дизайн. Но чем бы ни занимался Таданори Йокоо, он был в эпицентре творческой жизни Японии. Его окружали самые талантливые и известные писатели, артисты, режиссеры, музыканты, художники, фотографы, которых он притягивал как магнит.
И сам он был всегда невероятно популярен. В 1972 году Таданори Йокоо стал первым японским художником, получившим приглашение провести персональную выставку в Музее современного искусства МоМА в Нью-Йорке. Он оформлял афиши и обложки альбомов для Beatles, Emerson, Santana, Miles Davis и многих других. Я встречался с ним на биеннале графического дизайна в Брно в начале двухтысячных, был на его выступлении на научном симпозиуме, традиционно сопровождающем биеннале, и видел, с каким восторгом принимало его самое звездное дизайнерское сообщество. А этой зимой я был в Нью-Йорке и встречался с Милтоном Глейзером, Стивом Хеллером, Мирко Иличем, был в дизайнерских студиях, в готовящемся к открытию Музее плаката — и везде, на каждом столе, не на полке, — толстый свежий журнал, целиком посвященный Таданори Йокоо с его портретом на ярко-желтой обложке.
Таданори Йокоо многие годы сотрудничал с несколькими авангардными японскими театрами, создавая для них не только афиши, но и декорации. Более того, он был учредителем экстравагантного театра «Тэндз Садзики», в котором национальные художественные традиции совмещались с элементами цирковых представлений, джазовая и электронная музыка перемежалась чтением буддийских мантр. К спектаклям театра он создавал такие же эксцентричные, фантасмагорические плакаты. А может быть, наоборот — это постановки становились ожившими плакатами Таданори Йокоо, как и жизнь вокруг него.
Свобода и раскрепощенность, брутальность и многослойность, живописность и особая экспрессия порождаются у Таданори Йокоо скрещиванием возвышенного с низкопробным, уникального с банальным, элитарного с массовым, американского поп-арта с классической японской гравюрой, высокопрофессионального с графическим фольклором. Когда б вы знали, из какого сора растет плакат, не ведая стыда... В случае с Таданори Йокоо мы это знаем — весь сор массовой культуры, весь графический мусор, визуальный шум и гам, абсурд и хаос современной жизни остаются на поверхности, выносятся на авансцену, предъявляются зрителю.
Но от этого его плакаты не становятся более понятными. Они оказываются не менее загадочными и таинственными, чем трансцендентальная пустота и чистота изысканных композиций других японских мастеров. При этом работы Таданори Йокоо не выглядят случайным набором узнаваемых образов, знаков и символов. Они завораживают притягательной силой скрытых смыслов, воплощая «измененное состояние сознания» современного человека и визуальной картины Японии в контексте нынешней постмодернистской цивилизации.
В 2012 году в Кобе, в его родных краях, открылся префектурный музей современного искусства Таданори Йокоо. В 2015 году он получил Императорскую премию имени принца Такамацу за вклад в японскую живопись. Работы Таданори Йокоо находятся в собраниях всех крупнейших музеев мира. Живой классик неклассического искусства и дизайна.
До 15 марта в Детско-юношеском отделе центральной городской молодёжной библиотеки им. М.А. Светлова пройдет выставка «Винни-Пух и все-все-все». Выпускницы программы дополнительного образования «Иллюстрация. Базовый курс» решили по-новому взглянуть на любимую с детства сказку А. А. Милна и нарисовали невероятно красочные плакаты.
Международный онлайн-конкурс HSE CREATIVE OPEN на базе Школы дизайна НИУ ВШЭ завершил летний сезон с новым набором номинаций: «Визуальные исследования», «Гейм-дизайн», «Моушн-дизайн», «Цифровой продукт», «Плакат». Победители конкурса были объявлены 14 сентября на торжественной церемонии награждения в Конгресс-холле Альфа-Банка.
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.