Графический дизайнер Вольфганг Вайнгарт

«Сама по себе типографика чудовищно скучна. Интересной ее делают интерпретации». Вольфганг Вайнгарт

Материал журнала «Проектор»
Текст: Федор Гейко
Иллюстрации: из архива автора

Монотипии, сделанные с использованием типографских литер. 1990 год
Монотипии, сделанные с использованием типографских литер. 1990 год

Вольфганг Вайнгарт является, пожалуй, одной из самых ярких, противоречивых и загадочных личностей второй волны дизайнеров швейцарского типографского стиля. Он ломает все возможные правила графического оформления и по праву считается, сам того не желая, одним из родоначальников таких постмодернистских направлений в типографике, как «Новая волна» и «Швейцарский панк», которые зародились в начале 1970-х годов в Базеле. Его типографика и преподавательская деятельность оказывают огромное влияние, в частности, на американский графический дизайн 1980-х годов.

При этом Вайнгарт, не желая быть модным, остается последовательно верен швейцарской типографической школе и самому себе. Если сравнивать его работы с работами его последователей, то легко заметить, что при всей своей разухабистости графические результаты Вайнгарта отличают сдержанность и даже определенная строгость. Он остается довольно сдержанным в цветовой палитре, выборе шрифтов и в использовании графических приемов в своих работах. По мнению самого Вайнгарта, для хорошей типографики вполне достаточно пользоваться всего одним шрифтом — фаворитом на протяжении всей его жизни в дизайне остается нейтральный и анонимный Akzidenz-Grotesk.

Монотипии, сделанные с использованием типографских литер. 1990 год
Монотипии, сделанные с использованием типографских литер. 1990 год

Вайнгарт родился в 1941 году в маленьком городке Залемерталь на юге Германии, недалеко от границы со Швейцарией. Он с юности интересуется искусством, и в 1958 году начинает учебу в Академии Мерц в Штутгарте, где обучается ксилографии, линогравюре и типографике. В период с 1960 до 1963 года он изучает ремесло наборщика в небольшой типографии и там же знакомится со швейцарским типографским стилем. По воспоминаниям самого Вайнгарта, в свободное от работы время он экспериментирует с типографским материалом — создает графику при помощи гнутых типографских свинцовых линий, залитых гипсом, и пытается создавать структурные изображения при помощи типографских литер. Так, однажды рассыпав наборную кассу, он, собрав в пучок литеры, случайно приходит к идее сделать оттиск связки букв с той стороны, где литеры не имеют рельефного зеркального изображения букв. Даже на этих ранних стадиях поиска и творчества юного дизайнера видно, что ему очень тесно в рамках стандартного подхода к ремеслу.

Обложка журнала TM № 3. 1973 год
Обложка журнала TM № 3. 1973 год

В 1963 году Вайнгарт собирает свои пробные работы и отправляется с ними в Базель, с тем чтобы показать их преподавателям и начать обучение в Школе прикладных искусств под руководством Эмиля Рудера и Армина Хофманна, которые к этому времени уже становятся очень известными мастерами типографики даже за пределами Швейцарии. Вместо обучения Армин Хофманн, удивленный работами молодого дизайнера, предлагает двадцатидвухлетнему Вайнгарту должность преподавателя типографики и полную свободу для творческого и педагогического эксперимента. Уже в Базеле Вайнгарт начинает создавать абстрактную графику, в которой полностью отказывается от использования наборного материала и работает с собственноручно изготовленными конструкциями для ручного пресса.

В 1960–1970-х годах он экспериментирует со знаками и их читаемостью: создает буквы и типографические композиции при помощи подручного типографского материала, других букв и знаков, растворяет при помощи фототехники графическое изображение знаков и целых текстовых пассажей. В этих работах чувствуется влияние и совершенствование идей голландского и советского конструктивизма начала 1920-х годов. Результатом экспериментов становятся многочисленные черно-белые плакаты, обложки и статьи для журнала Typographische Monatsblätter.

Обложка журнала TM № 11. 1973 год
Обложка журнала TM № 11. 1973 год

Огромную значимость начиная с начала семидесятых годов ХХ века имеет преподавательская деятельность Вайнгарта в новообразованной Школе прикладных искусств Базеля. В это время он вместе со своими студентами неустанно экспериментирует и расширяет возможности работы с графикой и типографикой. Вайнгарт делает сложные коллажи, которые становятся результатом опытов с копировальными машинами и фоточувствительными пленками, используемыми при офсетной печати. Так, по словам самого Вайнгарта, на создание одного плаката уходит огромное количество времени и до пятисот стадий доработок и усовершенствований. При этом результат остается каждый раз непредсказуемым, и цветовая палитра изменяется в зависимости от расположения пленки для печати в цветовом спектре. Таким образом он создает плакаты для выставок Kunstkredit, Schreibkunst, Das Schweizer Plakat и единичные обложки для журналов Typographische Monatsblätter и Idea. Данные работы являются скорее графикой, нежели типографикой в чистом виде. Одной из отличительных черт работ Вайнгарта 1970–1980-х годов служит использование грубых растрированных элементов изображений, из которых он создает абсолютно новые контексты. В данном случае стоит упомянуть его плакат для выставки в Цюрихе Das Schweizer Plakat, в котором он использовал фрагмент фотографии мятого листа бумаги для изображения одного из символов Швейцарии — вершины горы Маттерхорн. Определенные параллели в фотографических экспериментах Вайнгарта можно провести с работами и коллажами советских представителей конструктивизма, таких как Александр Родченко и Эль Лисицкий.

Обложка журнала TM № 12. 1972 год
Обложка журнала TM № 12. 1972 год

Вайнгарт с удовольствием использует грубые контрасты. Его работы часто нарочито черно-белые. Цвет в работах, как правило, используется как контрастный и сигнальный элемент, либо яркие работы — это монохромные изображения в цвете. Классическое понимание цветных изображений и фотографий у Вайнгарта отсутствует.

В 1997 году Вольфганг Вайнгарт выпускает долгожданную автобиографическую книгу о своей жизни в профессии, которую так и называет — «Типографика». Эта книга на английском и немецком языках становится первой освещающей опыт, жизнь, цели и поиски Вайнгарта и очень быстро завоевывает статус обязательного предмета на книжных полках дизайнеров по всему миру.

Типографика. Внутренний разворот, 1997 год
Типографика. Внутренний разворот, 1997 год

Понимая значение своей работы, Вольфганг Вайнгарт лично создает архив собственных работ, который он пытается передать Базелю, но из-за нерешительности и отсутствия интереса со стороны городских чиновников он впоследствии передает его в Цюрих вопреки многолетнему конфликту между этими двумя швейцарскими столицами дизайна. В 2014 году в Цюрихе проходит тщательно спланированная и масштабная ретроспективная и интерактивная выставка работ Вольфганга Вайнгарта, в которой также большое внимание уделяется его преподавательской деятельности. Наряду с работами мастера можно увидеть работы его учеников и последователей.

Типографика. Обложка, 1997 год
Типографика. Обложка, 1997 год

Всем, кто хотел бы больше узнать о работе Вайнгарта, настоятельно рекомендуется ознакомиться с его автобиографической книгой, которая в 2014 году вышла вторым тиражом в мягкой обложке. К сожалению, практически все публикации мастера и публикации, к которым он приложил руку, на данный момент являются большой коллекционной редкостью и, как правило, стоят баснословных денег.

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.