По вопросам поступления:
Бакалавриат (доб. 709, 704, 715, 710)
Магистратура (доб. 703)
Онлайн-бакалавриат (доб. 709, 711)
Дополнительное образование (Москва — доб. 705, 706, 712, Санкт-Петербург — доб. 701)
Детская школа (доб. 707)
С понедельника по пятницу
с 10:00 до 18:00
По общим вопросам
Художница, кураторка, академический руководитель программы «Дизайн» в Школе дизайна НИУ ВШЭ Александра Кузнецова рассказала нам о выставке своих студентов в галерее «На Песчаной», о магистерской программе «Практики современного искусства» и о том, кому эта программа точно подойдёт.
14 мая в московской галерее «На Песчаной» открывается выставка «Как дальше жить», на которой будет представлено пять дипломных работ студентов магистратуры «Практики современного искусства» Школы дизайна НИУ ВШЭ. В выставленных проектах студенты исследуют свои отношения с действительностью и разными аспектами современной жизни. Кураторы выставки — Александра Кузнецова и Александр Журавлёв.
Выставка состоит из пяти дипломных проектов, собранных в пространстве галереи. Каждый проект — это своя индивидуальная проблематика, своя тема, свой набор инструментов. Но они объединены интересом и даже беспокойством относительно каких-то аспектов нашей жизни. Художники, участвующие в выставке «Как дальше жить», пытаются через свои проекты выстроить картину современного мира, со всеми его перипетиями, текучестью и изменчивостью.
За два года студенты магистратуры «Практики современного искусства» вышли на понимание себя и того, о чём они хотят говорить в поле современного искусства, так что каждый дипломный проект — квинтэссенция опыта, полученного во время обучения.
Все выставленные работы масштабные, и каждая из них могла бы быть персональной выставкой.
Ксения выясняет отношения с симулятивной природой реальности. Основная мысль её проекта заключается в том, что сегодняшняя реальность не совсем то, чем кажется — она больше напоминает компьютерную игру. Это связано с цифровизацией всего вокруг, с нашим восприятием, которое в связи с этим меняется. И в своей инсталляции Ксения показывает, как реальность мутирует в игру и превращается обратно в реальность, но мы никогда не можем уловить эту границу.
Анна также исследует границу между физической реальностью и цифровой, которая стирается в связи с нашим постоянным погружением в интернет. Это происходит спонтанно, неосознанно, даже неожиданно. Аня как раз фиксируется на этом моменте перехода, «соскальзывания» из физической реальности в виртуальную, исследует то, как это работает и как это осознавать. Её проект состоит из большой серии живописных работ с элементами AR (дополненной реальности).
Проект Алёны — о феномене праздника. Ему предшествовало большое исследование праздничной культуры в нашей стране, что вылилось в сложный многочастный проект, состоящий из инсталляции, серии объектов и книги художника. Студентка исследует эстетику официальных учреждений и мероприятий, превращая актуальную для них форму политического театра в карнавал.
Юлия изучает отношения современного человека со временем. Время как некая унифицированная модель не учитывает человеческой индивидуальности, она очень жесткая. Но человек может от этой жесткой регламентации и рамок ускользать. Художница исследует идею индивидуального времени и отношений с ним, работает со временем, визуальным ландшафтом, городской средой и предметами повседневного быта. Её работа состоит из серии видео, коллажной графики и объектов — это большой мультимедийный проект.
Ксения представляет видеодокументацию перформанса-спектакля с большим количеством участников, состоявшегося на отдельной площадке. Спектакль посвящен женской дружбе, её ценности для каждой женщины и обесцениванию в обществе. Ксения берёт понятие женской дружбы как отправную точку и через серию коллективных перформативных и партиципативных практик наполняет его содержанием.
Поскольку художницы размышляют на такие темы, как природа времени, дружба, отношения с цифровым и виртуальным, — это может подтолкнуть зрителя к более внимательному отношению к данным вещам. И позволит задуматься о том, что ускользает от нашей осознанности. Проект Анны Знаменской посвящен «соскальзыванию» в цифровую реальность: например, мы стоим на остановке, а в это время через интернет записываемся в поликлинику или покупаем продукты. Физически мы здесь, а ментально нас носит по самым разным местам. Эти процессы, как правило, протекают неосознанно. И каждый из проектов предлагает ситуацию для размышления — отношения с подругами, со временем, с виртуальностью, с празднованием чего-либо. Каждый проект даёт пищу для размышлений и рефлексии, переноса этих идей на свою жизнь.
Эта выставка — для современного человека, живущего в большом городе, ведь все мы так или иначе сталкиваемся с вещами, о которых говорят художницы в своих проектах.
Конечно же, она будет интересна тем, кто собирается поступать в магистратуру «Практики современного искусства» — можно будет мысленно выстроить путь от точки, в которой ты находишься сейчас, до точки, к которой ты можешь прийти через два года. Так что для абитуриентов она будет очень показательна и любопытна.
В магистратуре «Практики современного искусства» студент выбирает для себя основную программу: «Фотография», «Видеоарт», Art & Science, «Печатная графика» или «Керамика и текстиль». Часть времени студенты ходят в свою мастерскую, а часть времени — делают со мной разнообразные проекты, не привязанные к выбранному медиуму. Мы создаем самые разные работы: видео, анимацию, 3D-пространства, инсталляции, объекты, живопись, графику. Проекты у нас, как правило, парные, совмещающие цифровой и «аналоговый» медиумы — через это мы учимся создавать концептуально связанные вещи, выстраивать сложные связи внутри проекта. Помимо этого, безусловно, мы изучаем историю искусства, в том числе современного.
За два года мы даём все, чтобы студенты смогли ориентироваться в современном искусстве, понимать основные тренды и тенденции. Но упор делается, конечно, на создание своих проектов — эксперименты с различными художественными средствами, поиск собственных тем. Это наша принципиальная позиция — она логически понятна и объяснима: чтобы быть художником, надо делать работы. В процессе обучения студенты делают большое количество законченных проектов, которые наполняют портфолио и позволяют художнику освоить различные медиумы и инструменты, чтобы потом — на подходе к диплому — понять, что для него ближе, и выбрать для итогового проекта подходящие темы и средства.
Для поступления нет никаких противопоказаний. К нам приходят очень разные люди. Может прийти человек, который закончил бакалавриат не по художественной специальности, но по какой-то причине решил, что ему интересно погрузиться в непростую сферу современного искусства.
На вступительном экзамене нужно показать портфолио — это может быть как реализованный проект, так и идеи проектов — то, что хотелось бы сделать. Если вы занимаетесь чем-то, что, по вашему мнению, можно обозначить как проект, это нужно показать.
В нашем случае прогресс — это переход от полного непонимания или обобщенного понимания того, что такое практика современного художника, до наполненного хорошими и интересными работами портфолио, которое пригодится и при подаче заявок на выставку или конкурс, и для старта карьеры в качестве самостоятельного художника.
Стоит отметить, что работать придется интенсивно. Тогда за два года портфолио станет качественным и репрезентативным, и будет понятно, куда двигаться по окончании учебы.
Мы сотрудничаем с этим пространством около четырёх лет. Там делают выставки и наши студенты, и кураторы. Изначально галерея была открыта нашим предложениям, и мы активно это используем, у нас постоянное партнерство.
Конечно, нужно сказать про нашу галерею HSE ART Gallery, где регулярно выставляются как работы студентов, так и проекты тех, кто уже закончил Школу дизайна. Мы включаем студентов в выставочную деятельность галереи, даём им возможность курировать и оформлять наши выставки, а также способствуем участию студентов в выставках на внешних площадках и совместных со Школой дизайна аукционах.
Среди наших друзей и партнеров много площадок: Музей Москвы, Всероссийский музей декоративного искусства, «Винзавод», «Флакон», Artplay, Центр творческих индустрий «Фабрика». И это бесконечный список, потому что молодым и активным студентам всегда хочется показать свои работы и порой они сами находят новые площадки.
Современное искусство — это ежедневные интенсивные размышления о самых разнообразных насущных вещах, пробы, ошибки, неудачи. Это процесс.
Это тот, кто понял, что хочет развиваться в данном направлении, и твёрдо для себя это решил. Важно понимать, что обучение в Школе дизайна — это не факультатив, а обстоятельная и активно захватывающая людей работа, требующая большой вовлеченности и мотивации, потому что задач и проектов очень много, и их все надо делать в сжатые сроки. Классный студент — тот, кто понимает, зачем ему это нужно, и хочет нырнуть в процесс с головой.
Некоторые, представляя себе современное искусство, думают только о лицевой его стороне, обращенной к зрителю: художник приходит на выставку, к нему обращены все взгляды, он интересен, он блистает. Но это маленький процент от жизни художника. Современное искусство — это ежедневные интенсивные размышления о самых разнообразных насущных вещах, пробы, ошибки, неудачи. Это процесс. Кто хочет процесса, кто понимает, что это стиль жизни, — тем легко и приятно заниматься художественной деятельностью. В нашей магистратуре мы даём базу для этой работы — у нас структурированная теоретическая составляющая по истории и философии искусства.
Хорошо работает тот, кто включен в процесс. А включенность — это мотивация. В нашу специальность, то есть в современное искусство, на мой взгляд, приходят по осознанной необходимости: «Не могу не делать!».
Эта программа предназначена для людей, желающих стать художниками в поле современного искусства. Но в процессе обучения человек может сместиться в этом поле в другие роли. Пройдя курс, он может стать как художником, так и куратором, менеджером арт-проектов, продюсером. Программа даёт понимание того, как устроена система современного искусства, как она функционирует, позволяет завязать связи и знакомства через своих преподавателей, через участие в выставках. Основная наша аудитория — это те, кто хочет стать художником, но если в процессе окажется, что это не ваше, то вы сможете найти себя в другой роли в мире современного искусства.
Одна студентка пришла к нам, имея опыт менеджмента и желание быть художником, но поняла, что это не совсем её поле. У неё хороший дипломный проект и исследование в рамках проекта, но ближе ей оказалось продюсирование других художников, их продвижение и поддержка. Наша программа даёт и такие компетенции.
21 мая в 16:00 в рамках выставки «Как дальше жить» состоится кураторская экскурсия, которую проведут Александра Кузнецова и Александр Журавлёв. На экскурсии посетители также смогут задать вопросы о поступлении и обучении в магистратуре «Практики современного искусства».
Выставка «Как дальше жить» будет проходить с 14 мая по 12 июня в галерее «На Песчаной».
Адрес: м. Сокол / м. Полежаевская / МЦК Зорге, ул. Новопесчаная, д. 23, к. 7
Открытие состоится 14 мая 2022 года, с 17:00 до 20:00. Посещение вернисажа возможно строго по регистрации. На вернисаж действует бесплатный вход.
В остальные дни: 100 рублей (полный), 50 рублей (льготный).
Магистерская программа «Практики современного искусства» готовит художников-практиков, которые смогут работать в различных областях современного искусства:
25 мая в 19:00 пройдет День открытых дверей программ магистратуры Школы дизайна НИУ ВШЭ, на котором можно будет подробнее узнать о поступлении и обучении в магистратуре «Практики современного искусства». Адрес: Малая Пионерская ул., 12.
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.