По вопросам поступления:
Бакалавриат (доб. 710)
Магистратура (доб. 703)
Онлайн-бакалавриат (доб. 709, 711)
Дополнительное образование (Москва — доб. 705, 706, 712, Санкт-Петербург — доб. 701)
Детская школа (доб. 707)
С понедельника по пятницу
с 10:00 до 18:00
По общим вопросам
Путешествия стали неотъемлемой частью нашей жизни. О том, как меняется туристический рынок сегодня и каким изменениям он будет подвержен в перспективе, рассказывает куратор профиля «Управление в индустрии путешествий» программы «Управление в креативных индустриях», профессор Факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ, доктор экономических наук Наталья Алексеевна Платонова.
По оценкам Минэкономразвития по итогам 2022 года количество поездок по России с размещением в гостиницах составило более 62 млн., что на 8% больше, чем в 2021 году (57 млн. поездок). На развитие туризма влияет множество факторов, в том числе и современные тренды потребления:
Для зумеров (2005+) умение беречь природу стало таким же признаком статусности и успеха, как мобильный телефон последней модели или иномарка у предыдущих поколений. Пока туристический рынок не акцентирует внимание на «зеленом» тренде в составляющих своего турпродукта.
Но примеры в смежных отраслях есть, в частности: сеть экологичных кофеен Flip&Co (Москва), придерживающаяся политики zero waste, галерея «Краснохолмская» (Москва), проект от Школы дизайна НИУ ВШЭ «Завод» — концепция независимой некоммерческой инициативы в городе Владимире, действующей в рамках принципов ESG
Мир стремительно стареет, но в путешествия отправляются люди самых разных возрастов, соответственно, с очень разными ожиданиями от отдыха. Это и путешественники в возрасте 50+, которые предпочитают новые форматы; семьи с разновозрастными детьми (эта категория туристов отмечает сложности с обслуживанием и предоставлением информации); молодежь — компании и одиночки, — предпочитающие новейшие форматы, у которых возникает потребность в удешевлении путешествия за счет транспорта и размещения.
Все чаще россияне воспринимают домашнего питомца как члена семьи (44% владельцев кошек и 34% хозяев собак), друга (24% и 36%, соответственно) или ребенка (19% и 15%). Путешествие с животными уже не редкость, а почти норма, но возможности для этого есть далеко не везде.
Кейс: Проект «Это моя земля» — городские легенды, мифы, притчи, путевые заметки и житейские истории, собранные под девизом «Такое могло произойти только здесь».
Охота за скидками — новая модель поведения. При этом наблюдается рост количества запланированных покупок при сокращении доли импульсных.
Кейс: Музей — навигатор в Коломне Приобретая в Музее-Навигаторе единый билет на экскурсию по городу и в музеи, турист получает скидки.
Пока туроператоры не практикуют предоставление путешественникам возможности получить питание в соответствии с запросами, однако наблюдается рост заботы о здоровье, усиление внимания к питанию детей, рост рынка продуктов с пониженным содержанием жиров, соли, сахара, искусственных компонентов (товаров free from...) и с добавлением полезных элементов (кислот «омега-3», пребиотиков и т.п.), введение в ресторанах здорового меню, интерес к местным продуктам.
Кейс от Школы дизайна НИУ ВШЭ Проект «здорового» ресторана быстрого питания
Кейс от Школы дизайна НИУ ВШЭ: выставка «Нереальная Тула» в павильоне тульского индустриального творческого кластера Октава. Проект создан кураторами и студентами в партнерстве с Агентством развития туризма Тульской области. Совместно с жителями Тулы созданы инсталляции, посвящённые знаковым городам и ремеслам Тульской области. Каждая зона выставки — это самобытное художественное высказывание, вдохновлённое одним из городов региона, его архитектурой, ландшафтом, ремёслами и людьми. Перемещаясь между инсталляциями, зритель совершит метафорическое путешествие по пяти городам Тульской области, исследуя их культурную идентичность.
Туристы хотят получить путешествие, максимально сформированное в соответствии с их графиком и интересами, в места, куда они не смогут попасть самостоятельно и где им не только что-то расскажут экскурсоводы, но и непосредственно познакомят с интересными людьми, создадут необычную обстановку и атмосферу.
Кейс от Путешествия в глухомань. Согревающие душу авторские поездки из Москвы в Россию
Перемещение становится значимой частью опыта путешественника, в котором дорога рассматривается как цель, а не средство. Slow-Mo вместо FOMO. FOMO — fear of missing out, синдром упущенной выгоды — феномен современной культуры, заключающийся в боязни упустить важные вещи и события, высоком темпе жизни, перенасыщенности информационного поля и желании посетить как можно больше мест за короткое время меняется на осмысленный туризм, туризм — отдых, перемена, туризм без спешки. Все это в полной мере присуще малым городам России.
Кейс: Светлогорск стал первым городом России, включенным в международную ассоциацию городов Cittaslow («Медленный город»). Города Ассоциации поддерживают местную кухню, создание новых зеленых и пешеходных зон, «чистые» технологии, производство товаров ручной работы, создают атмосферу добрососедства и гостеприимства.
Учет принципов инклюзии при разработке туристических продуктов и маркетинговых кампаний чрезвычайно важен. Он может существенно повысить лояльность клиентов, укрепить конкурентоспособность услуг и открыть путь к новым потребительским сегментам.
Кейс: Музей для всех, образовательная программа Политехнического музея
Аналитический центр НАФИ и Общенациональная ассоциация Автомототуризма и караванинга провели совместное исследование. Согласно ему, летом 2022 года в автопутешествие по стране отправились 67% россиян, при этом 12% из них впервые.
Целью поездок, которые совершали россияне на авто, чаще всего являлись:
Подавляющее большинство путешественников выбирали маршруты, протяженностью не более 1000 км в одну сторону.
Некоторые тренды бизнеса
Туроператоры постепенно становятся консультантами по путешествиям (тревел-консультантами) и будут помогать составлять индивидуальные туры, знакомиться с местной культурой (активностями, мероприятиями, заведениями) и получать аутентичный опыт.
Активно будут развиваться отечественные агрегаторы, причем не только в гостиничной сфере. Уже сейчас появляются новые сервисы, такие как МТС Трэвел, Check In, «Отелло» или тревел-маркетплейс WeGoTrip, специализирующийся на продаже билетов на аудио-экскурсии.
Продолжится формирование новой культуры отдыха — глэм-отдых, ближе к природе, но с городскими удобствами.
Фото: Egor Myznik, Aleksandra Sapozhnikova, Unsplash
1 марта в Атриуме на Покровском бульваре Дирекция по интернационализации ВШЭ проводит мероприятие Russian Culture Day (День русской культуры).
Подошёл к концу третий набор конкурса «Креативная лаборатория», в котором приняли участие 400 конкурсантов. По итогам голосования были отобраны финалисты, представившие свои работы на онлайн-защите 14 ноября. Победителей выбрали в брифах: «Визуальный стиль программы „Друзья ВДНХ“», «Новая линейка сувенирной продукции „МОСКВА. ВДНХ“», «Мерч программы „Играй в Москву“» и «Разработка позиционирования сервиса „RUSSPASS“».
Направление обучения
Креативные индустрии занимают огромный сектор современной экономики, поэтому профессионалы, способные создавать и управлять эффективными проектами и обладающие творческим потенциалом для наполнения их оригинальным содержанием, становятся самым востребованным ресурсом. Новая программа «Управление к креативных индустриях» спроектирована как ответ на запрос рынка, нуждающегося в специалистах, эффективно сочетающих креативное мышление, авторские, управленческие, проектные компетенции и бизнес-подход.
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.