Конференция «ADC Community Meetup: человекоцентричный дизайн в цифровой среде»

Конференция «ADC Community Meetup: человекоцентричный дизайн в цифровой среде»

18 июля прошел Public Talk о человекоцентричном подходе к проектированию продуктов. Почему сегодня о нём говорят меньше, чем следовало бы? На площадке Creative Hub Школы дизайна НИУ ВШЭ собрались эксперты из академической, корпоративной и государственной среды, чтобы обсудить, как учет потребностей и комфорт пользователя позволяет проектировать продукты, которые меняют жизнь людей.

Человекоцентричность — это подход в управлении и проектировании продуктов, основанный на изучении процесса принятия решений и учета не только рациональных факторов, но и эмоций, контекста, когнитивных ошибок восприятия и многое другие аспекты человеческого мышления.

Вводная дискуссия о применении понятия «человекоцентричный дизайн» в индустрии

Началась встреча с вводной дискуссии о применении понятия «человекоцентричный дизайн» в индустрии, где коснулись темы возникновения дискурса human-centered design, его современной интерпретации. Поговорили о Манифесте «First things first» и о фокусировке на решении злостных проблем человечества, о том как студенты Школы дизайна НИУ ВШЭ выявляют и решают реальные проблемы за 2 месяца применения дизайн-мышления. В открытой дискуссии поучаствовали Мария Сташенко, директор «Центра дизайн-мышления», основатель и партнер лаборатории Wonderfull, эксперт в области сервис-дизайна и человекоориентированной разработки, Александр Алексеев и Александр Бару.

Мария Сташенко рассказала, что понятие human centred design появилось в академической американской среде в 70-80х годах. Тема человекоцентричного проектирования возникла, когда стало понятно, что насыщение индустриального рынка и вообще экономики технологий, экономики крупной промышленности очень близко или уже наступило, и это значит, что конкуренция тех компаний, которые выходят на рынок, должна проходить по принципиально другим параллелям. Что будет следующим шагом развития индустрии и интерфейсов?

Всё, что связано с анализом поведения человека, — универсальные знания. Роберт Макки и Герберт Саймон одними из первых развивали это направление.

«Если вы не умеете влюбить в себя своего пользователя, он вряд ли вернется к вам когда-либо».

Александр Алексеев начал свое выступление с вопроса о том, что мы будем развивать? Бороться с злостными проблемами человечества или по чуть-чуть улучшать жизнь фолловерам? Это дилемма, перед которой мы сейчас стоим.

Александр предлагает сфокусировать внимание на маркетинге продуктов, разворачивающих новые типы смыслов (гипотеза «Перво-наперво», 2023).

Александр Бару рассказал о своих студентах и о том, как студенты решают свои задачи с помощью своих же проектов.

TED с экспертами

В TED-сессии с экспертами: Захар День рассказал, какую роль дизайн занимает в производстве продуктов и какой подход реализуется в обучении цифровых дизайнеров сегодня. Александр Алексеев вместе с Инной Дудниковой поговорили о том, как выстраивается стратегия выхода и развития продукта на рынке с учетом запросов аудитории. Олег Пащенко выступил с короткой лекцией о человекоцентричности и Human-centered Design. Приглашенный эксперт Алина Ермакова, UX-лид SberDevices, рассказала о тестировании в процессе создания дизайн-решений: от поиска продуктовых инсайтов до быстрого прототипирования.

Захар День: «Мы мало исследуем и много делаем. Мы сами спрашиваем у себя, что нам нужно, потому что сами являемся целевой аудиторией своего продукта».

Захар привел в пример несколько кейсов своих студентов:

  • кейс с плагином для фигмы Soroka. Это было исследование на уровне прототипирования, в ходе которого они отказались от изначальной задумки, потому что его невозможно было реализовать, и выбрали другой путь решения задачи.
  • кейс с генеративной графикой: настройки, цветовая схема, весь дизайн генерируется из них и формирует айдентику брендов. ally.design скоро будет доступен в фигме.
  • кейс с хайер: соединяет людей для проектов, работает только для Вышки haierapp.ru

Инна Дудникова задалась вопросом, как доносить ценность продукта для целевой аудитории, как ее определять и нужно ли здесь придумывать что-то новое?

«Маркетинг развился до такой степени, что люди не хотят, чтобы им продавали. Они хотят узнавать новое».

Customer development Инна заменяет customer discovery. Инна призывает не изобретать новый мир, а приходить в уже существующий. Для этого необходимо:

  1. понять, что нужно клиенту
  2. сделать что-то полезное для клиента (а не для разработчиков)

В своей практике Инна со студентами проводят проблемные исследования, составляют таблицы с интервью, где собирают наиболее частые ответы. От этого анализа зависит, что предлагать потенциальным клиентам: кому-то важно время, кому-то услуга, кому-то удобство мобильного приложения.

Олега Пащенко увлекает гуманитаристика и рефлексия в ходе исследований. Суть человеко-ориентированного дизайна, по его мнению, заключается в том, что вещи должны быть такими, какими их хотят видеть люди. В связи с этим Олег поднял вопрос критического осмысления Human-Centered Design.

«Современный дизайн фундируется ценностями философии гуманизма: удовольствие от использования вещей является главным мерилом качества и высшей целью. Отсюда и ключевые принципы: иммерсия, эмпатия, партиципаторное (совместное с пользователем) проектирование».

Далее Олег приводит примеры размышлений философов в разрезе интерфейсов и человеко-ориентированного дизайна:

  • Дон Норман (идея о том, что мир состоит не только из людей, но и из не человеческих объектов),
  • Грэм Харман (идея о том, что у объектов есть замкнутая внутренняя реальность, которая не зависит от человеческого восприятия и принципиально изъята из нашего доступа),
  • Мартин Хайдеггер (идея о том, что мы понимаем вещи с точки зрения их функциональности, а нужно еще и с точки зрения их объектности),
  • Дилан Тригг (идея о том, что привычное становится «иным» в силу условий восприятия, демонстрируя «не/человеческий» аспект нашей субъектности),
  • Ник Ланд (идея о том, что дизайн — это ответ не только на потребности человека, но и на совокупное сетевое влияние множества техномических сил).

Подводя итог, Олег предположил, что модификацией принципов человеко-ориентированного дизайна может стать разработка, холистичной, инклюзивной, свободной от антропоцентрической аррогантности парадигмы, которая будет учитывать четыре принципа:

1. Признание двойственной природы объектов

2. Признание автономной реальности не-человеческих объектов

3. Признание инаковости

4. Признание техномических сил

В качестве возможной реализации такого подхода Олег предлагает гипотетическую социальная сеть PESN (Pan-Entity Social Network), в которой на равных участвуют не только люди, но и ИИ, машины, процессы, природные явления, флора и фауна, а также другие нечеловеческие объекты.

С подробной текстовой версией презентации Олега можно ознакомиться здесь.

Алина Ермакова изучает, как предоставить мультимодальный опыт для пользователя. В команде SberDevices много экспериментируют с формами и цветом, анализируют привычки и поведение пользователей, текущий опыт человека:

  • его потребности в том продукте, который изучаете,
  • что его действительно заботит или тревожит,
  • что его отпугнет, что ему не нужно,
  • чего ему очень не хватает,
  • о чем он даже сам не подозревает.

В Салюте есть 3 виртуальных ассистента: Сбер, Джой и Афина. У каждого из них есть библия персонажа, там есть зашитые архетипы, свой тембр, свой голос, характеры, фразы. Как правило, люди одушевляют ИИ-помощника и для них общение с персонажем что-то значит.

«Самое большое отличие дизайна физических объектов от виртуальных в том, что в случае с дизайном предмета мы ведем пользователя по своей навигации, давая ему кнопки для действия, мы показываем, как и что делать. В случае с голосовым помощником мы не знаем точку входа, что скажет человек и куда пойдет диалог, исход диалога тоже не всегда предсказуем».

Круглый стол «Как же на самом деле работает человекоцентричный дизайн»

Завершил конференцию Круглый стол «Как же на самом деле работает человекоцентричный дизайн», в котором поучаствовали: Алина Ермакова, Олег Пащенко, Захар День, Дудникова Инна, Александр Бару, Александр Алексеев.

В ходе обсуждения участники митапа пытались ответить на такие вопросы:

  • почему дизайн-студии, предлагая продукт/услугу клиенту (бизнесу), говорят о том, что получит клиент, но не говорят о том, что получит пользователь продукта?
  • насколько важно доносить людям, что продукт решает их проблемы?
  • насколько бренд/продукт должен образовывать человека?

HCD — подход к разработке интерактивных систем, система должна сосредотачивать внимание на пользователях.

Алина Ермакова рассказала, что через исследования и общение с пользователями они в SberDevices пишут гайды, где описаны практики, как хорошо создавать голосовые и мультимодальные интерфейсы. Другой взгляд на human interaction — это когда ты не можешь не учитывать особенности человеческого мозга и восприятия при проектировании дизайна любых интерфейсов. Это постоянно меняющаяся область.

«Когда ты делаешь что-то, где нет правильных ответов, ты создаешь эти практики сам».

Александр Алексеев: «В нашей стране удивительно культурным образом сочетаются не то что бы противоположности, а я бы сказал, зияющие высоты. Посмотрите на гиперреализм Плюшкина с его очень полезными веревочками, вспомните абсолютную беспредметность Андрея Платонова — ровная альтернатива Гоголю, а с третьей стороны — отчуждение бессмысленных предметов и развитие темы „Это не трубка“ Ильи Кабакова. Его предметы коммунальной квартиры — это же удивительный феномен, это и не предметы вовсе. Такое трепетное отношение к дизайну возможно только у нас».

Основным организатором конференции выступил ADС HUB Школы дизайна НИУ ВШЭ — команда мультидисциплинарных дизайнеров, разработчиков, маркетологов и менеджеров, которых объединяют страсть к дизайну на основе современных технологий и любовь к образованию.

Встреча предоставляет возможность обменяться опытом и знаниями с коллегами из индустрии и расширить профессиональный кругозор. Присоединяйтесь к нам на ADC Community Meetup и станьте частью сообщества, которое стремится создавать продукты, которые действительно меняют жизнь людей!

18:00-18:10 || Регистрация, сбор гостей
18:10-18:40 || Вводная дискуссия о применении понятия «человекоцентричный дизайн» в индустрии

Возникновение дискурса human-centered design, его современная интерпретация и применение. Манифест «First things first» и фокусировка на решении злостных проблем человечества. Как студенты Школы дизайна НИУ ВШЭ выявляют и решают реальные проблемы за 2 месяца применения дизайн мышления. Эти темы обсудят в открытой дискуссии Мария Сташенко, директор «Центра дизайн-мышления», основатель и партнер лаборатории Wonderfull, эксперт в области сервис-дизайна и человекоориентированной разработки, Александр Алексеев и Александр Бару.

18:40-20:00 || TED с экспертами

18:40 — 19:00 Захар День рассказал какую роль дизайн занимает в производстве продуктов и какой подход реализуется в обучении цифровых дизайнеров сегодня.

19:00 — 19:20 Александр Алексеев вместе с Инной Дудниковой поговорили о том, как выстраивается стратегия выхода и развития продукта на рынке с учетом запросов аудитории.

19:20 — 19:40 Олег Пащенко, с лекцией о человекоцентричности и Human-centered Design.

19:40 — 20:00 Алина Ермакова, SberDevices, UX-лид, рассказала о тестировании в процессе создания дизайн-решений, от поиска продуктовых инсайтов до быстрого прототипирования.

20:00-22:00 ||Круглый стол «Как же на самом деле работает человекоцентричный дизайн»

Спикеры: Алина Ермакова, Олег Пащенко, Захар День, Александр Бару, Дудникова Инна

О спикерах

  • Захар День, руководитель направлений «Дизайн и программирование», «Дизайн и продвижение цифрового продукта» Школы дизайна НИУ ВШЭ.
  • Александр Алексеев, президент Клуба арт-директоров России (ADCR) и руководитель направления «Искусство рекламы», куратор направления «Дизайн и продвижение цифрового продукта».
  • Инна Дудникова, преподаватель и куратор направления «Дизайн и продвижение цифрового продукта».
  • Олег Пащенко, медиа-художник, дизайнер и иллюстратор, преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ.
  • Александр Бару, руководитель направления «Искусство рекламы» в Школе дизайна НИУ ВШЭ. Маркетолог с более чем 30-летним практическим опытом работы, основатель маркетингового агентства BaruProCreative, почётный профессор Банковско-финансовой академии (Ташкент). Трижды признавался лучшим директором по маркетингу в финансовой сфере по опросу издательства «КоммерсантЪ» и Ассоциации менеджеров России.
  • Мария Сташенко, директор «Центра дизайн-мышления», основатель и партнер лаборатории Wonderfull, эксперт в области сервис-дизайна и человекоориентированной разработки.
  • Алина Ермакова, UX&innovation-лид, SberDevices
    Евангелист клиентоцентричного подхода к созданию продуктов в России, сокуратор курсов ux/ui и дизайн цифрового продукта в Британской Высшей Школе Дизайна, преподаватель в ВШЭ, Сколково, СберУниверситет, BBE School.
    Нейрокоуч, фасилитатор сессий дизайн-мышления.

Конференция «ADC Community Meetup: человекоцентричный дизайн в цифровой среде» прошла 18 июля с 18:00 до 22:00 в пространстве Creative Hub по адресу: ул. Пантелеевская, 53.

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.