По вопросам поступления:
Бакалавриат (доб. 709, 704, 715, 710)
Магистратура (доб. 703)
Онлайн-бакалавриат (доб. 709, 711)
Дополнительное образование (Москва — доб. 705, 706, 712, Санкт-Петербург — доб. 701)
Детская школа (доб. 707)
С понедельника по пятницу
с 10:00 до 18:00
По общим вопросам
18 июля прошел Public Talk о человекоцентричном подходе к проектированию продуктов. Почему сегодня о нём говорят меньше, чем следовало бы? На площадке Creative Hub Школы дизайна НИУ ВШЭ собрались эксперты из академической, корпоративной и государственной среды, чтобы обсудить, как учет потребностей и комфорт пользователя позволяет проектировать продукты, которые меняют жизнь людей.
Человекоцентричность — это подход в управлении и проектировании продуктов, основанный на изучении процесса принятия решений и учета не только рациональных факторов, но и эмоций, контекста, когнитивных ошибок восприятия и многое другие аспекты человеческого мышления.
Началась встреча с вводной дискуссии о применении понятия «человекоцентричный дизайн» в индустрии, где коснулись темы возникновения дискурса human-centered design, его современной интерпретации. Поговорили о Манифесте «First things first» и о фокусировке на решении злостных проблем человечества, о том как студенты Школы дизайна НИУ ВШЭ выявляют и решают реальные проблемы за 2 месяца применения дизайн-мышления. В открытой дискуссии поучаствовали Мария Сташенко, директор «Центра дизайн-мышления», основатель и партнер лаборатории Wonderfull, эксперт в области сервис-дизайна и человекоориентированной разработки, Александр Алексеев и Александр Бару.
Мария Сташенко рассказала, что понятие human centred design появилось в академической американской среде в 70-80х годах. Тема человекоцентричного проектирования возникла, когда стало понятно, что насыщение индустриального рынка и вообще экономики технологий, экономики крупной промышленности очень близко или уже наступило, и это значит, что конкуренция тех компаний, которые выходят на рынок, должна проходить по принципиально другим параллелям. Что будет следующим шагом развития индустрии и интерфейсов?
Всё, что связано с анализом поведения человека, — универсальные знания. Роберт Макки и Герберт Саймон одними из первых развивали это направление.
«Если вы не умеете влюбить в себя своего пользователя, он вряд ли вернется к вам когда-либо».
Александр Алексеев начал свое выступление с вопроса о том, что мы будем развивать? Бороться с злостными проблемами человечества или по чуть-чуть улучшать жизнь фолловерам? Это дилемма, перед которой мы сейчас стоим.
Александр предлагает сфокусировать внимание на маркетинге продуктов, разворачивающих новые типы смыслов (гипотеза «Перво-наперво», 2023).
Александр Бару рассказал о своих студентах и о том, как студенты решают свои задачи с помощью своих же проектов.
В TED-сессии с экспертами: Захар День рассказал, какую роль дизайн занимает в производстве продуктов и какой подход реализуется в обучении цифровых дизайнеров сегодня. Александр Алексеев вместе с Инной Дудниковой поговорили о том, как выстраивается стратегия выхода и развития продукта на рынке с учетом запросов аудитории. Олег Пащенко выступил с короткой лекцией о человекоцентричности и Human-centered Design. Приглашенный эксперт Алина Ермакова, UX-лид SberDevices, рассказала о тестировании в процессе создания дизайн-решений: от поиска продуктовых инсайтов до быстрого прототипирования.
Захар День: «Мы мало исследуем и много делаем. Мы сами спрашиваем у себя, что нам нужно, потому что сами являемся целевой аудиторией своего продукта».
Захар привел в пример несколько кейсов своих студентов:
Инна Дудникова задалась вопросом, как доносить ценность продукта для целевой аудитории, как ее определять и нужно ли здесь придумывать что-то новое?
«Маркетинг развился до такой степени, что люди не хотят, чтобы им продавали. Они хотят узнавать новое».
Customer development Инна заменяет customer discovery. Инна призывает не изобретать новый мир, а приходить в уже существующий. Для этого необходимо:
В своей практике Инна со студентами проводят проблемные исследования, составляют таблицы с интервью, где собирают наиболее частые ответы. От этого анализа зависит, что предлагать потенциальным клиентам: кому-то важно время, кому-то услуга, кому-то удобство мобильного приложения.
Олега Пащенко увлекает гуманитаристика и рефлексия в ходе исследований. Суть человеко-ориентированного дизайна, по его мнению, заключается в том, что вещи должны быть такими, какими их хотят видеть люди. В связи с этим Олег поднял вопрос критического осмысления Human-Centered Design.
«Современный дизайн фундируется ценностями философии гуманизма: удовольствие от использования вещей является главным мерилом качества и высшей целью. Отсюда и ключевые принципы: иммерсия, эмпатия, партиципаторное (совместное с пользователем) проектирование».
Далее Олег приводит примеры размышлений философов в разрезе интерфейсов и человеко-ориентированного дизайна:
Подводя итог, Олег предположил, что модификацией принципов человеко-ориентированного дизайна может стать разработка, холистичной, инклюзивной, свободной от антропоцентрической аррогантности парадигмы, которая будет учитывать четыре принципа:
1. Признание двойственной природы объектов
2. Признание автономной реальности не-человеческих объектов
3. Признание инаковости
4. Признание техномических сил
В качестве возможной реализации такого подхода Олег предлагает гипотетическую социальная сеть PESN (Pan-Entity Social Network), в которой на равных участвуют не только люди, но и ИИ, машины, процессы, природные явления, флора и фауна, а также другие нечеловеческие объекты.
С подробной текстовой версией презентации Олега можно ознакомиться здесь.
Алина Ермакова изучает, как предоставить мультимодальный опыт для пользователя. В команде SberDevices много экспериментируют с формами и цветом, анализируют привычки и поведение пользователей, текущий опыт человека:
В Салюте есть 3 виртуальных ассистента: Сбер, Джой и Афина. У каждого из них есть библия персонажа, там есть зашитые архетипы, свой тембр, свой голос, характеры, фразы. Как правило, люди одушевляют ИИ-помощника и для них общение с персонажем что-то значит.
«Самое большое отличие дизайна физических объектов от виртуальных в том, что в случае с дизайном предмета мы ведем пользователя по своей навигации, давая ему кнопки для действия, мы показываем, как и что делать. В случае с голосовым помощником мы не знаем точку входа, что скажет человек и куда пойдет диалог, исход диалога тоже не всегда предсказуем».
Завершил конференцию Круглый стол «Как же на самом деле работает человекоцентричный дизайн», в котором поучаствовали: Алина Ермакова, Олег Пащенко, Захар День, Дудникова Инна, Александр Бару, Александр Алексеев.
В ходе обсуждения участники митапа пытались ответить на такие вопросы:
HCD — подход к разработке интерактивных систем, система должна сосредотачивать внимание на пользователях.
Алина Ермакова рассказала, что через исследования и общение с пользователями они в SberDevices пишут гайды, где описаны практики, как хорошо создавать голосовые и мультимодальные интерфейсы. Другой взгляд на human interaction — это когда ты не можешь не учитывать особенности человеческого мозга и восприятия при проектировании дизайна любых интерфейсов. Это постоянно меняющаяся область.
«Когда ты делаешь что-то, где нет правильных ответов, ты создаешь эти практики сам».
Александр Алексеев: «В нашей стране удивительно культурным образом сочетаются не то что бы противоположности, а я бы сказал, зияющие высоты. Посмотрите на гиперреализм Плюшкина с его очень полезными веревочками, вспомните абсолютную беспредметность Андрея Платонова — ровная альтернатива Гоголю, а с третьей стороны — отчуждение бессмысленных предметов и развитие темы „Это не трубка“ Ильи Кабакова. Его предметы коммунальной квартиры — это же удивительный феномен, это и не предметы вовсе. Такое трепетное отношение к дизайну возможно только у нас».
Основным организатором конференции выступил ADС HUB Школы дизайна НИУ ВШЭ — команда мультидисциплинарных дизайнеров, разработчиков, маркетологов и менеджеров, которых объединяют страсть к дизайну на основе современных технологий и любовь к образованию.
Встреча предоставляет возможность обменяться опытом и знаниями с коллегами из индустрии и расширить профессиональный кругозор. Присоединяйтесь к нам на ADC Community Meetup и станьте частью сообщества, которое стремится создавать продукты, которые действительно меняют жизнь людей!
Возникновение дискурса human-centered design, его современная интерпретация и применение. Манифест «First things first» и фокусировка на решении злостных проблем человечества. Как студенты Школы дизайна НИУ ВШЭ выявляют и решают реальные проблемы за 2 месяца применения дизайн мышления. Эти темы обсудят в открытой дискуссии Мария Сташенко, директор «Центра дизайн-мышления», основатель и партнер лаборатории Wonderfull, эксперт в области сервис-дизайна и человекоориентированной разработки, Александр Алексеев и Александр Бару.
18:40 — 19:00 Захар День рассказал какую роль дизайн занимает в производстве продуктов и какой подход реализуется в обучении цифровых дизайнеров сегодня.
19:00 — 19:20 Александр Алексеев вместе с Инной Дудниковой поговорили о том, как выстраивается стратегия выхода и развития продукта на рынке с учетом запросов аудитории.
19:20 — 19:40 Олег Пащенко, с лекцией о человекоцентричности и Human-centered Design.
19:40 — 20:00 Алина Ермакова, SberDevices, UX-лид, рассказала о тестировании в процессе создания дизайн-решений, от поиска продуктовых инсайтов до быстрого прототипирования.
Спикеры: Алина Ермакова, Олег Пащенко, Захар День, Александр Бару, Дудникова Инна
Конференция «ADC Community Meetup: человекоцентричный дизайн в цифровой среде» прошла 18 июля с 18:00 до 22:00 в пространстве Creative Hub по адресу: ул. Пантелеевская, 53.
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.