По вопросам поступления:
Бакалавриат (доб. 709, 704, 715, 710)
Магистратура (доб. 703)
Онлайн-бакалавриат (доб. 709, 711)
Дополнительное образование (Москва — доб. 705, 706, 712, Санкт-Петербург — доб. 701)
Детская школа (доб. 707)
С понедельника по пятницу
с 10:00 до 18:00
По общим вопросам
Екатерина Забило рассказывает как одна ваза в трех своих воплощениях стала прекрасной иллюстрацией технических революций, которые пережило человечество на протяжении своей истории: от шедевра декоративно-прикладного искусства, через объект промышленного производства, к 3D-модели, задающей онтологический вопрос.
Примерно в 8 тысячелетии до нашей эры человечество устроило первую техническую революцию. Обычно ее называют Неолитической — тогда наши предки перешли от собирательства к производящему хозяйству. С этого времени активно развивались земледелие, ремесла и торговля, что в итоге привело к появлению первых цивилизаций, оставивших нам в наследство прекрасные произведения декоративно-прикладного искусства.
Например, Античность, от нее дошло огромное количество артефактов невероятного уровня исполнения. Целый пласт материальной культуры, который может много рассказать о жизни и способе мировосприятия людей той эпохи. Кроме того, античное искусство стало недосягаемым идеалом эстетики и гармонии пропорций для европейской культуры. Существует одна ваза, чья судьба и перевоплощения являются прекрасной иллюстрацией общего развития человеческой цивилизации и способов производства материальных благ.
Портлендская ваза. Римский оригинал 1-25 гг. н.э. Место хранения — Британский музей
Знакомьтесь — Портлендская ваза. Относительно небольшой (24,5 см в высоту, максимальный диаметр — 17,7 см) стеклянный сосуд, который сейчас хранится в Британском музее. Считается, что эта амфора была изготовлена в Риме примерно в 1–25 гг н. э. На полупрозрачном темно-кобальтовом теле вазы — тонкий резной рельеф из белого, почти непрозрачного стекла. Специалисты долго выясняли технологию ее производства: была ли она изначально выдута двух- или трехслойной, и сколько потом слоев срезали, чтобы получить невысокий белый рельеф. В 1854 году ваза была случайно (по одной из версий — специально) разбита, но даже по осколкам точно выяснить способ ее изготовления тогда не удалось. Затем вазу неоднократно реставрировали, тщательно соединяя все 200+ осколков. Титанический труд! Сейчас, учитывая последние исследования похожих изделий в томографе, выдвигается версия, что измельченное белое стекло было сперва уложено в специальную форму, а потом внутрь был помещен расплавленный пузырь синего стекла и прижат к стенкам, спекшись с белой массой. После чего художник вырезал из белого внешнего стекла нужный рельеф.
Римское искусство, начиная с I в до н. э. славилось искусной резьбой по стеклу. Эта техника напоминала знаменитые каменные камеи, но изделия из стекла были гораздо более хрупкими, а поэтому до наших дней их дошло не так много (около 15 целых изделий и около 200 осколков). Портлендская ваза — одна из этих редкостей. Ее нашли в XVI в. в гробнице Монте-дель-Грано, недалеко от стены Сервия Туллия в Риме. Она сменила несколько владельцев, прежде чем в конце XVII в. попасть в Англию, став собственностью герцогов Портлендских и получить свое нынешнее название.
Во второй половине XVIII века в Англии широкое распространение получил стиль Неоклассицизм, спрос на античные предметы интерьера был огромным. А с 1740-х годов в стране началась Промышленная революция и выпуск товаров массового производства. Эти два обстоятельства сделали Портлендскую вазу объектом пристального внимания одного английского промышленника. Впервые ее увидел художник Джон Флаксман, который в то время сотрудничал с Джозайей Веджвудом (1730-1795), владельцем фабрики «Этрурия» — передовым для своего времени производством керамики в графстве Стаффордшир, Англия. Флаксман выполнял для Веджвуда рисунки изделий в духе Неоклассицизма, по которым на фабрике затем выпускалась посуда и предметы интерьера.
Ваза с Пегасом. 1790
Кувшин посвящение Нептуну. Около. 1840 (изготовлено), 1776 (смоделировано)
Ваза с крышкой. Изготовлена в 1870 по дизайну Джона Флаксмана
Портлендская ваза оказалась отличным эталоном для копирования. Начиная с 1770-х годов Веджвуд ставил многочисленные эксперименты, конечным итогом которых стало изобретение уникального материала — «яшмового» фарфора или джаспера (от англ. — jasperware). Именно из этого сорта неглазурованной керамики Веджвуд решил сделать копию вазы. Он смог одолжить у герцога Портлендского оригинал на 12 месяцев для внимательного изучения декора и формы. В процессе он продолжал эксперименты с джаспером, чтобы сделать массу более стабильной при обжиге. При этом копирование превратилось для Веджвуда в настоящую обсессию. Особенно сложно было добиться эффекта теней на рельефе, который давала полупрозрачность стеклянной массы, и что было крайне сложно повторить, используя фарфор.
В итоге, в 1790 году, после четырех лет упорной работы, Веджвуд был готов представить свою копию публике. Всего за следующие 5 лет (до смерти Джозайи Веджвуда) было сделано около 30 копий, каждая стоила 30 гиней, 2 фунта и 10 шиллингов. И хотя продажи были достаточно низкими и не окупили вложенных сил и денег, копия Портлендской вазы стала настоящим символом качества Веджвудской керамики. Надо отметить, что копии вазы продолжали делать на фабрике и после смерти Джозайи, но без должного контроля результат был уже не таким впечатляющим (копия 1840 г.).
Еще одно свое перевоплощение Портлендская ваза пережила уже после Научно-технической революции, в эпоху 3D-принтеров и станков с ЧПУ. В 2012 году художник Майкл Иден создал свою Пртлндскую вазу (Prtlnd Vase) из нейлона методом выборочного лазерного спекания и с использованием конечного мягкого минерального покрытия. Все гласные из названия исчезли, как и плавные линии самой вазы. Это, по словам автора, намеренное упрощение формы, увиденное через интернет, которое поднимает проблему взаимодействия реального и виртуального. Если у Веджвуда была возможность в течении 12 месяцев рассматривать оригинал и сделать почти точную копию, Майкл изучал римскую вазу исключительно по визуальному материалу, доступному в сети Интернет.
«Интернет — это место, где мы проводим все больше времени. <...> Зачем стоять в очереди в Уффици, когда вы можете прогуляться по пустым галереям, не вставая со своего кресла? Это выдающееся техническое достижение, очень полезный инструмент, но это ненастоящая вещь, вы не чувствуете запаха масляной краски и не можете обойти вокруг скульптуры. Ваза Prtlnd была создана для изучения этих проблем. <...> Она намеренно сделана граненой, а часть оригинального декора отсутствует, потому что я не смог „разглядеть“ его достаточно подробно. Так что, ваза Prtlnd представляет собой следующую главу истории Портлендской вазы, но увиденную через фильтр Интернета. Она была создана для того, чтобы привлечь зрителя и изучить взаимосвязь между реальным и виртуальным».
Таким образом, мы видим три воплощения Портлендской вазы. Изделие кропотливой работы римского художника декоративно-прикладного искусства, которую, как считают исследователи, он вырезал в течении двух лет. Копию, производимую на фабрике времен Промышленной революции, для создания которой Веджвуд четыре года экспериментировал, добиваясь идеального воплощения. И версию XXI века: упрощенную 3D-форму, смоделированную на компьютере и изготовленную посредством компьютерного производства (при этом сознательно упрощенную) — напечатать такую можно в любом количестве в достаточно короткое время. Наша жизнь относительно древних греков, с одной стороны, стала гораздо проще, а с другой — гораздо сложнее.
Екатерина Забило
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.