«Не бойтесь меняться». Выпускницы магистратуры «Перформанс» об обучении, творчестве и карьере

Влада Булыгина, Светлана Сулаева и Пелагея Щеглинская — выпускницы первого набора магистерской программы «Перформанс» в Школе дизайна. С момента получения дипломов не прошло и полугода, а художницы уже стали настоящими профессионалами и нашли своё место в ивент-индустрии как креативные продюсеры, постановщики, перформеры и теоретики.

Мы поговорили с девушками о том, какую роль в их творческом пути сыграла Школа дизайна, какими умениями должен владеть ивент-дизайнер и как начать развиваться в индустрии перформанса.

Влада Булыгина

Влада Булыгина

Светлана Сулаева

Светлана Сулаева

Пелагея Щеглинская

Пелагея Щеглинская

Расскажите о своем профессиональном пути — с чего все начиналось, какими проектами вы заняты сейчас?

Влада: Перед поступлением в магистратуру Школы дизайна я успешно окончила Санкт-Петербургский Государственный институт культуры, специализируясь в области хореографического искусства. Однако я осознала, что ограничиваться только одним направлением в карьере достаточно сложно. Быть либо ограниченной в своих творческих возможностях на более высокой должности, либо сталкиваться с конфликтами, когда поставленные задачи не соответствуют ожиданиям.

Если говорить о построении карьеры в сфере театра, особенно в качестве хореографа или педагога, работающего с телесными и перформативными практиками, то networking играет решающую роль. Умение установить связи с другими людьми дает возможность иметь большее влияние в качестве специалиста.

В настоящее время я работаю свободным художником, провожу технические мастер-классы, пишу и редактирую тексты, а также всегда открыта для новых творческих проектов. Меня привлекает междисциплинарный подход, и в качестве хорошего примера я могу порекомендовать работы Роберта Уилсона, представителя театрального авангарда конца ХХ — начала XXI века, и спектакли итальянского режиссера Ромео Кастеллуччи. Они экспериментально сочетают вместе тело, голос, свет и сценографию, создавая завораживающий эффект.

Пелагея: Я закончила бакалавриат и магистратуру в сфере театра и перформанса в Школе дизайна НИУ ВШЭ. Я начинала свой путь как сценограф и художник по костюмам, хотя в театр особо не ходила до начала обучения. В 11 классе увидела по телевизору постановку балета «Щелкунчик» и решила, что готова всю жизнь этому отдать.

Начинать карьеру в театральной сфере очень непросто. Если с внутренней отвагой и бесконечным вдохновением у меня всё в порядке, то со связями, которые многое решают в театре и перформансе, проблемы.

После выпуска из бакалавриата и параллельно с магистратурой я начала заниматься театром в андерграундных кругах. Первый мой спектакль, где я выступала в качестве сценографа, был с бюджетом в ноль рублей. Сейчас у меня, конечно, проекты с бюджетами, но пока что не огромными. Недавно я сделала как художник по костюмам гастро-спектакль в Community Moscow, и грядет еще один в одном из московских ресторанов, где я выступлю в роли сценографа. Готовлю большой перформанс как сценограф и художник по костюмам в Мутаборе.

Мой любимый учебный проект — «Партиципаторный спектакль „Я в домике“» для детей и их родителей, который я сделала в качестве дипломной работы в магистратуре как режиссер и художник. Проект ищет финансирование, я вижу в нем хороший старт для меня как для режиссера театральных и перформативных проектов.

Любимый проект вне учебы — спектакль «Халиф-аист», который вошел в лонг-лист премии «Золотая маска», я там выступила в роли сценографа.

В чем, по-вашему, заключается актуальность программы «Ивент-дизайн. Театр. Перформанс» для отрасли в целом и для вас в частности?

Светлана: Для меня актуальность программы заключается в гармоничном сочетании теории и практики: в том, что во время обучения постоянно создается такая среда, в которой студенты проявляют полученные теоретические знания в деле. Например, при создании событий, перформансов, спектаклей, костюмов или звуковых инсталляций. В процессе создания различных художественных форм, одновременно, мы учились составлять режиссёрские сценарии, сметы, писали заявки в арт-резиденции. И не только в теории изучали, как правильно это делать, мы всегда делали все это, опираясь на собственные, реальные проекты.
Ценность программы заключается и в том, что у нас было много мастеров самых разных областей знаний и форм художественных практик. Все они большие профессионалы. И у нас была возможность взять от каждого педагога уникальные инструменты, которые они используют для создания художественных высказываний.

Обучение в магистратуре «Перформанс» — совершенно особенная возможность собрать разные инструменты, с помощью которых работают профессионалы из индустрии. Собрать их самостоятельно за такой короткий срок и в таком серьезном объеме очень сложно, и думаю, что почти невозможно. О них не прочитаешь, их можно получить только непосредственно общаясь напрямую с практиками.

Фотоперформанс Светланы Сулаевой «Ты что такая довольная, съешь лимон». Фото Ирина Иванникова

Преимущество ещё и в том, что в процессе обучения студентов начинают привлекать в реальные проекты: приглашают создать что-то или представить уже созданную в рамках обучения работу. Поэтому во время учебы студенты набирают много контактов и знакомств, которые сразу начинают на них работать и которые интегрируют, погружают в среду. Это и контакты с преподавателями, и со студентами других направлений. В рамках обучения мы очень много коллаборировались, например, со студентами и педагогами направления саунд-арт и саунд-дизайн, мода, анимация и так далее. Студенты и преподаватели постоянно находятся в общении, в сотворчестве, создают вместе проекты, поэтому формируется серьезная база знакомств и контактов.

Перформанс Светланы Сулаевой «ИсКРА». Куратор Александр Андрияшкин

Ценность и актуальность программы для меня заключается и в том, что программа включала в себя множество разнообразных предметов и давала возможность попробовать себя в роли разных участников производственного процесса: саунд-артиста, сценографа, художника по костюмам, гримёра, продюсера, режиссёра и арт-критика, перформера и драматурга. Это позволило лучше разобраться в тонкостях всего процесса производства. Кроме того, благодаря этому начинаешь понимать, в какой роли тебе комфортнее находиться и что у тебя лучше получается делать.

Также я испытываю большую благодарность за то, что и кураторы, и учебная часть к нашему мнению всегда прислушивались и в течение всего учебного процесса программу адаптировали и трансформировали под наши интересы и потребности.

Лично для меня очень важно и ценно, что эта магистратура открыла во мне художника. Я вообще не могла представить себя в этой роли, а тут я была поставлена в такие обстоятельства, которые раскрыли во мне эту способность, которые дали мне понять, что я все время пряталась за теорией, которые сделали меня смелее и увереннее в себе. Я поняла, что я могу придумывать, что я могу говорить своими работами на актуальные темы. И я счастлива от такого открытия.

Перформанс «Цензоры». Куратор Лиза Морозова. Фото Ирина Иванникова

Пелагея: Театр уже давно перерос сцену-коробку, эти опыты начались не сейчас и не вчера. Ивент-дизайн помогает театру выйти за пределы себя, это еще один из способов интегрировать искусство в жизнь.

Какую роль в вашей карьере сыграла Школа дизайна НИУ ВШЭ? Как вы выбрали направление обучения?

Пелагея: В бакалавриат я пошла довольно спонтанно, я рассказала эту историю в начале интервью. После первой ступени образования мне хотелось расширить свои компетенции и чувствовать себя еще и независимым от режиссера художником. Во время обучения в магистратуре я получила достаточно свободы, чтобы самостоятельно продолжить изучать себя и свои возможности, но рядом всегда была заботливая фигура куратора.

Без Школы дизайна я бы вряд ли решилась заниматься театром и перформансом. Я хорошо рисовала и скорее всего продолжила бы это делать дальше. Здесь меня научили всему с нуля, полностью обучили профессии, большое спасибо Анастасии Нефёдовой, которая вела меня на протяжении всех этих лет. В магистратуре важной встречей стало знакомство с Дарьей Демехиной, исследовательницей и художницей перформанса, а также с Викторией Моторнюк, одной из основательниц ивент-агентства Dazzling.

Обучение в магистратуре «Перформанс» — совершенно особенная возможность собрать разные инструменты, с помощью которых работают профессионалы из индустрии. Собрать их самостоятельно за такой короткий срок и в таком серьезном объеме очень сложно, и думаю, что почти невозможно. О них не прочитаешь, их можно получить только непосредственно общаясь напрямую с практиками.

Светлана Сулаева

Вы работали параллельно с учебой? Может, участвовали в конкурсах? И какими были твои первые шаги в ивент-дизайне?

Светлана: У меня была, в основном, проектная работа, это был не фуллтайм. Я занималась организацией танцевальных классов, читала лекции по теории и истории современного танца, изредка писала рецензии на танцевальные спектакли и продюсировала проекты в поле современного танца. Но если говорить откровенно, часто у меня была не очень большая загруженность по работе, поэтому я могла много времени посвящать учебе.

Мои первые шаги в ивент-дизайне были сделаны ещё до обучения на этой программе. Я работала в продюсерской компании, которая организовывает гастроли для звезд балета. Потом я, как независимый продюсер, делала различные события. Например, в Крокин галерее в рамках выставки Николая Наседкина «Личная история» я придумала и реализовала событие, в котором взаимодействовали, раскрывая смыслы и содержания друг друга, живописные работы Николая Наседкина, танцевальная инсталляция Проекта Онэ Цукер «Красный квадрат» и само пространство галереи.

В процессе обучения мы тоже работали на реальных проектах, например, при поддержке Эммы Васильевой мы возили наш спектакль «Старосветские помещики/ПИР» на несколько фестивалей: в Тарусу и в Тулу. «Старосветские помещики/ПИР» — это коллективный авторский проект всех студентов магистратуры «Театр и перформанс», который мы создали в процессе обучения вместе с Игорем Макаровым и Анастасией Нефёдовой.

Спектакль «Старосветские помещики/ПИР»

И, конечно, серьезным шагом в этом поле я считаю свой дипломный проект лекцию-перформанс «История свободного танца. Basement version», которая является одновременно и образовательным продуктом об истории и теории современного танца, и художественным высказыванием о свободе, который я показала в Электротеатре Станиславский при поддержке руководителя магистратуры Анастасии Нефёдовой. Это проект, в котором я являюсь и автором, и перформером, и лектором, и продюсером. Но это проект, который я собрала вместе с прекрасной, вдохновляющей командой, с командой моей мечты: с основателем и арт-директором Dazzling Creative Studio Викторией Моторнюк в качестве куратора, с танц-художником Александром Андрияшкиным в качестве соавтора и танц-драматурга, с архитектором и сет-дизайнером Марией Рожневой в качестве сценографа, с основателем бренда одежды YULIA YADRYSHNIKOVA и профессором EID Madrid Юлией Ядрышниковой в качестве художника по костюмам, с преподавателем направления Sound Art & Sound Design Школы дизайна Тимофеем Кайгородовым в качестве звукорежиссера и с очень профессиональной и приятной командой Электротеатра. Проект, в немного измененном формате, я показала ещё и в библиотеке ММОМА. Эта работа каждый раз трансформируется концептуально, в зависимости от пространства, в котором демонстрируется. Я планирую развивать и показывать ее дальше.

Расскажите о дипломной работе. Что это был за проект, чему был посвящен?

Влада: В качестве дипломного проекта я осуществила постановку пластического спектакля «земля/the ground». Концептуальная рамка работы создавалась на основе отголосков темы забвения из произведения «Лиомпа» советского писателя Юрия Олеши. Область постпамяти, возможность для разговора не про старое и новое, а про актуальное: могут ли зрители увидеть себя в этой истории? Возможно ли через игру с собственными воспоминаниями, смешивание их в пространстве мифа, озвучить то, что замалчивается, что было не прожито, и тем самым наладить эмоциональные связи между людьми и встретиться с самим собой?

В работе я создала пространство мифа, который апеллировал к зрительскому восприятию не напрямую, а через интерпретацию каждого смотрящего. Созданное пространство не учило правильно смотреть и думать, тело показывало и рассказывало истории через метафоры и систему образов, через свободные ассоциации. Пластическая лексика выстраивается по методу задач, которые во время репетиций я как хореограф предложила артистам: выполняли практики на распределение веса и сопротивление, следили за постоянством звука и работой резонаторов, искали действие, которое может исчерпать само себя. Ясность намерений впоследствии рождала ясность формы, то есть правильно поставленные задачи помогли впоследствии верно выстроить хореографическую лексику.

Перформанс «земля/the ground»

Что планируете делать дальше, какие пути видите перед собой?

Светлана: Я планирую развивать свой дипломный проект: лекцию-перформанс «История современного танца. Basement version», показывать его в разных пространствах, уточнять, улучшать и шлифовать. Сейчас подбираются даты для повторных показов в Электротеатре Станиславский. Предполагалось, что премьерный показ будет камерным, и учитывая это обстоятельство, на него пришло почти 50 человек. Зрители активно участвовали в процессе. Работу хорошо приняли, я получила большое количество отзывов от зрителей, большое количество запросов на повторные показы и от тех, кто был, и от тех, кто не смог на показ попасть. Это, безусловно, очень приятно.

После обучения преподаватели блока Аrt event и основатели Dazzling Creative Studio Виктория Моторнюк и Мирослава Байда пригласили меня в качестве креативного продюсера в проект, где мы сейчас вместе с командой создаем постановку для презентации новой коллекции французского ювелирно-часового дома класса люкс. Для меня — это работа мечты, которая связана с моими профессиональными интересами и в которой раскрываются и совершенствуются навыки, полученные в рамках обучения в магистратуре.

Что посоветуете поступающим в Школу дизайна? Что вы сами поняли после выпуска?

Влада: Могу посоветовать одно — не бойтесь меняться. У меня был страх, что после знакомства с чем-то новым я вновь потеряю ориентиры и буду страшиться возникшей неопределенности, но все мои страхи оказались ложными. Стиль не может оставаться одинаковым всю жизнь, он гибриден, и это позволяет не уставать от самой себя. Поэтому рискуйте своим комфортом, ваш стиль/метод от вас никуда не уйдет, а только раскроет ранее неизвестные стороны личности.

Светлана: Если бы у меня спросили совета, я бы посоветовала быть открытым новым знаниям и процессам, которые предлагают в магистратуре. Иногда на занятиях предлагают практики, которые совсем не хочется делать, которые кажутся странными, вызывают внутреннее сопротивление, могут казаться непонятными и ненужными. Но ты идёшь в них и спустя время начинаешь понимать ценность этой практики, то, какую трансформацию она в тебе запустила. В конце обучения вдруг вспоминаешь какое-то упражнение, которое тебе давали в начале курса и которое изначально казалось совершенно дурацким и непонятным, может быть, не пугало, но вызывало отторжение, и начинаешь понимать его важность и актуальность. Вообще, довольно часто открытия и понимания приходили не в процессе реализации этих практик, а только спустя время. Поэтому я посоветовала бы «тренировать попытку». Не бояться пробовать делать то, что делать не умеешь, и не бояться делать то, что делать страшно.
Во время обучения стало совершенно очевидно, что художник или креативный продюсер — это не тот человек, на которого неожиданно снисходит вдохновение, а тот, кто очень усердно и много работает. Все вдохновения, все открытия и все идеи не нисходят неожиданно, а приходят во время работы. Чтобы что-то придумать, чтобы создать художественное высказывание, нужно просто сесть и начать думать, изучать тему, собирать информацию. Поэтому, если бы меня спросили совета, я бы посоветовала много времени и внимания инвестировать в свои проекты. Мозг — это мускул, он отлично поддается тренировке. И умение придумывать, создавать идеи можно и нужно тренировать и прокачивать. А как это сделать, этому отлично учат в магистратуре «Театр и перформанс».

Читайте также

Премьера теневого спектакля «Не ищи лета зимой» в Школе дизайна

16 марта в 18:00 пройдет премьеры показ теневого спектакля «Не ищи лета зимой» от I курса профиля «Ивент-дизайн. Театр. Перформанс».

Осенний набор на короткие курсы дополнительного образования в Школе дизайна НИУ ВШЭ

В конце октября в Школе дизайна НИУ ВШЭ стартует более 10 курсов дополнительного образования, где за короткое время вы сможете овладеть новыми навыками или углубить знания в креативных профессиях. Иллюстрация, промышленный дизайн, видеоблогинг, инфографика, ивент-дизайн — выберите интересную для вас сферу.

Направление обучения

Ивент-дизайн. Театр. Перформанс

Сегодняшняя ивент-индустрия, как вектор экономики впечатлений, соединяет дизайн, театр, кино, перформанс, музыку, питание, здоровье, туризм и другие сферы человеческой жизни. Профессиональное проектирование арт- и лайфстайл-событий — главный тренд будущего, а инженер впечатлений — возможно, главная творческая профессия нашего завтра, в котором под ивентом будет пониматься проектирование и получение нового опыта, а не услуга, независимо от масштаба и формата события.

Направление «Ивент-дизайн. Театр. Перформанс» готовит профессионалов в сфере индустрии впечатлений на стыке режиссуры, сценографии, работы с пространством, светом, видео, телом, костюмом, гримом и перформативных практик во всех их смысловых, концептуальных и художественных соединениях.

Как поступить

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.