Наблюдая за образами будущего. Представители Вышки на «Культуре»

Способен ли человек прозреть грядущее? Увидеть, каким будет мир через пятьдесят, сто лет или несколько столетий? Или мы обречены смотреть в будущее «сквозь тусклое стекло, гадательно» и лишь строить догадки, основываясь на экономических прогнозах и долгосрочных тенденциях? В студии программы «Наблюдатель», которая выходит на телеканале «Культура», эти и другие важные вопросы фантастики и футурологии обсудили эксперты. В беседе приняли участие руководитель Школы дизайна НИУ ВШЭ Арсений Мещеряков, футурист, руководитель программы «Концепт-дизайн» и курса «Дизайн: сценарии будущего», Сергей Жигарев, промышленный дизайнер и футуролог Владимир Пирожков и директор Центра научно-технологического прогнозирования НИУ ВШЭ Александр Чулок. 

Разнообразные варианты будущего — от космической экспансии до вхождения в технологическую сингулярность — описали участники дискуссии по просьбе ведущей Анны Аппалоновой.

Одним из ключевых вопросов дискуссии стал вопрос о том, кто точнее предскажет будущее — вооруженные аналитическими отчетами экономисты и футурологи или ведомые мечтой писатели и художники, дизайнеры. Убедительным доводом в пользу «сотворения будущего» стало творчество известного визуального футуриста Сида Мида. Он начинал как промышленный дизайнер, но сегодня больше известны его концепты будущего к таким фильмам, как «Бегущий по лезвию», «Джонни Мнемоник», «Элизиум» и множеству других фантастических блокбастеров.

Светлые образы будущего, передающие дух эпохи, полной надежд и устремлений, представлены в обложках журналов середины прошлого века (таковы, например, обложки «Техники-молодежи»).

Будущее в журнальных иллюстрациях прошлых лет

Создают собственные истории будущего и студенты Школы дизайна. Эти истории рассказывают об освоении космоса, о постчеловеческой Земле и кибернетических имплантах, о бестиарии постапокалиптического мира и о городских легендах «умных городов», а также о многом другом.

Галерея работ студентов курса «Дизайн: сценарии будущего» 

О том, как использовать наши представления о будущем для работы с настоящим, с творческими проектами сегодня, рассказал руководитель Школы дизайна Арсений Мещеряков. По его словам, особенно важно в предстоящие десятилетия сохранить в человеке возможность мечтать и творить.

Смотреть программу «Наблюдатель. Образы будущего» 

Читайте также

Собака.ru: Леонид Алексеев и Дарья Павленко представят перформанс об ар-деко в «Красном гвоздильщике»

25 октября в новом корпусе Школы дизайна НИУ ВШЭ — Петербург — Канатном цеху завода «Красный гвоздильщик» — завершится 35-й международный кинофестиваль «Послание к человеку». В программе — серия лекций от кураторов и историков искусства, выставка работ студентов Школы дизайна и премьера танцевального перформанса «Поворот времен».

7 тезисов руководителя Школы дизайна НИУ ВШЭ на портале «Цех»

В по­след­ние годы про кре­а­тив­ный сек­тор эко­но­ми­ки и под­го­тов­ку но­вых спе­ци­а­ли­стов для него го­во­рят мно­го. Но в чём во­об­ще смысл кре­а­тив­но­го об­ра­зо­ва­ния, кому оно нуж­но и в чём за­клю­ча­ет­ся? От­ве­ты на эти ба­зо­вые во­про­сы «Цеху» дал Ар­се­ний Ме­ще­ря­ков — со­зда­тель и ру­ко­во­ди­тель од­но­го из луч­ших кре­а­тив­ных об­ра­зо­ва­тель­ных учре­жде­ний стра­ны, Шко­лы ди­зай­на НИУ ВШЭ.

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.