рефлексия: беспристрастный, но не равнодушный ман рэй

рефлексия: беспристрастный, но не равнодушный ман рэй

В ГМИИ им А.С.Пушкина проходит выставка «Ман Рэй. Портреты». Более 100 черно-белых фотографий из мировых музеев, центров искусства и частных коллекций впервые представлены на суд московских зрителей. Здесь можно посмотреть в глаза Дали, Пикассо и Катрин Денев, встретиться с богемой 20 века лицом к лицу. Ман Рэй — один из немногих счастливчиков, кому удалось добиться прижизненного академического и коммерческого успеха. Несмотря на то, что его творчество никогда не ограничивалось исключительно фотографией, именно его называют тем, кто сумел вдохнуть жизнь, импровизацию и острый психологизм в вид искусства, традиционно считавшийся лишь плоским отражением действительности. Его снимки печатали Vogue, Vanity Fair и Harper’s Bazaar, а сам он был признан одним из самых влиятельных художников 20 века.

Разглядывать портреты интересно всегда. Разглядывать портреты знаменитостей — вдвойне. Рэй видит в своих моделях не великих писателей и художников, не безупречных глянцевых актрис, а просто людей — со своими победами и поражениями, неидеальных, но неповторимых. Игорь Стравинский, непринужденно закинув ногу на ногу и слегка приоткрыв рот, как будто отвлекся на что-то посередине фразы. Вирджиния Вулф смотрит в сторону, рука замерла в полужесте, и кажется, что она лишь на секунду замолчала, подбирая подходящее слово. Гертруда Стайн — наоборот, спокойная и задумчивая, она не позирует — мысли ее где-то далеко. Сергей Эйзенштейн напористо смотрит исподлобья, прижав к уху телефонную трубку. И только Сальвадор Дали, с фирменными тонкими усиками, капризными губами и сбившимся на бок галстуком, уверен в своей гениальности и делится этой уверенностью со зрителем. Интересно посмотреть портреты Пабло Пикассо: снятые в разные годы они демонстрируют путь от молодого художника с оценивающим и немного остерегающимся взглядом, еще не осознавшего свою роль в мировой культуре, до расслабленного пожилого человека с соломенной шляпой в руках, убеленного сединой, все уже знающего.

Последователь дадаизма, плавно переходящего в сюрреализм, Рэй с увлечением ищет новые формы и смыслы в фотографии. Представлен его знаменитый кадр «Скрипка Энгра», изображающий модель и любовницу Кики с Монпарнаса с нарисованными скрипичными завитками-эфами на обнаженной спине. Женщина-инструмент или женщина-музыка, на которой или с которой можно играть. А «Женщина с сигаретой» своей выразительностью может обнулить все усилия антитабачных кампаний. Одной из любимых моделей Рэя была Ли Миллер — то в образе чистого ангела, то грешницы, совершающей самоубийство, она прекрасна и везде прекрасна по-разному. Миллер была не только натурщицей и любовницей, но еще и восторженной ученицей фотографа. Вместе они работали над эффектом соляризации: передерживание негатива при проявлении приводит к тому, что темный и светлый на снимке частично меняются местами, и создается мистическое, сказочное впечатление. Кроме того, Рэй создавал фотографии без фотоаппарата — «рейографии»: для этого он клал на фотобумагу разные предметы и затем засвечивал ее. Также он экспериментировал с движениями камеры или, например, делал несколько снимков на одну фотопластину.

Конечно, искушенному современному зрителю может сначала показаться, что заслуги и новаторская слава Ман Рэя преувеличены, но для начала 20го века творчество фотографа — прорыв, сенсация как в стилистическом, так и в тематическом плане.

Иллюстрация: lana_farfalla

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.