По общим вопросам
Еврейский музей (бывший центр «Гараж») представляет вниманию московского зрителя антологию искусства перфоманса 21 века. На выставке «performance.now» собраны фотографии, инсталляции и видео 18 художников из разных стран, представляющие собой сочную выжимку из того, что было сделано в этом направлении с 2000 года. Раньше перфоманс считался исключительно хипстерским развлечением и поводом поумничать за пластмассовым стаканчиком кофе, однако чем дальше — тем становится все очевиднее, что при определенных политических и общественных условиях, перфоманс может менять настроения тысяч людей, обнажать тщательно спрятанные проблемы и менять ход истории, причем не всегда в самом светлом направлении направлении.
В общем, те, у кого есть одновременно и время, и желание увидеть — те увидят. Причем, каждый — что-то своё. А если не увидят, то могут вспомнить слова Джона Кейджа — композитора, давшего рождение понятию «перфоманс»: «Самая высшая цель — не иметь цели вообще».
В зале громко и пламенно звучит польская речь с прорывающимися пропагандистскими нотками: это видео молодого поляка в красном галстуке, призывающего 3 миллиона евреев вернуться в Польшу. «Давайте будем разными, но не будем обижать друг друга», — с надрывом говорит он, пока ассистирующие ему дети пишут на земле «3,3 миллиона евреев могут спасти 40 миллионов поляков». Пространство экспозиции само по себе очень комфортно. Рядом с каждым экраном небрежно лежат пуфики: можно удобно развалиться, надев наушники. В некоторых случаях это просто необходимая мера, потому что видео могут длиться до 15 минут. Кроме общего зала есть и интимные закутки, отделенные занавесками, где можно посмотреть перфоманс в полной темноте. Совет: воспользоваться тем, что во все дни, кроме субботы и еврейских праздников, музей работает до 22:00. Начиная с 8 часов посетителей совсем мало, поэтому не придется толпиться, ждать, пока освободятся наушники, а при желании можно посмотреть ролики по несколько раз, не чувствуя гневных взглядов ждущих своей очереди. Ведь одновременно и боль, и соль искусства перфоманса состоит в том, что он не всегда понятен с первого раза. Подтекст, контекст, какие-то детали могут стать заметными не с первого и даже не со второго раза. Тем более, что выставка демонстрирует не просто саму акцию, но и последующую работу над формой ее передачи зрителю. То, что когда-то произошло первый раз вживую, мы видим уже определенным образом упакованным автором для зрителя. Например, сюжет о девушке, оставляющей красные следы, для этого через каждые 10 метров наступающей в таз с красной жидкостью, который сама же несет в руках, снят «с руки» на трясущуюся камеру. А съемка и монтаж видео о художнике, который берет интервью у себя самого — явно потребовали серьезных технических усилий.
Обычно перфоманс нельзя потрогать. Необходимыми для его создания условиями являются время, место, сам художник и отношения, возникающие между художником и зрителем. Поэтому, с одной стороны, выставка ограничивает перфоманс, делая его музейным экспонатом, а с другой — наоборот, сохраняет человеческие отношения, удивление и привлекательность первого раза при возможности тиражирования для многих.
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.