Цикл лекций «Концептуальные выставки»

Курс «Концептуальные выставки» вводит в самую актуальную проблематику современного искусства — в течение ХХ века происходит трансформация художественных практик, расширяющая как само понятие произведения, так и снимающая разделения между видами искусства, делокализующая ситуацию встречи художника и зрителя таким образом, что выставка становится местом создания искусства.

Чему вы научитесь

В рамках этого курса слушатели узнают о «концептуальных» выставках, иногда называемых кураторами «тематическими». В рамках курса внимание будет акцентировано на значение концепции для современного искусства и для выставочных стратегий в частности — от выставки-манифеста, до выставки-произведения. Куратор курса также расскажет о том, как философские концепции вписываются в выставочные практики, и покажет, как изменяются выставочные практики с изменениями в понимании искусства.

Программа лекции

Курc состоит из 4 занятий без разделения на лекции и семинары, каждая тема включает в себя и рассказ и показ, и обсуждение.

Программа лекций:

17 марта
Лекция 1. Место встречи. Между зрителем и художником: как понимать выставку.

Музей и его роль в истории выставок. От настоящего к прошлому: современное искусство в классическом музее. Активация искусства. Роль французских Салонов в истории выставок и в истории взаимоотношения художника и зрителя.
Материал: выставки Микеланджело Пистолетто, Вима Дельвуа в Лувре. «Манифеста» в Эрмитаже, Санкт-Петербург. Выставки французских Салонов. Выставки живописи Марселя Дюшана и витебских художников в Центре Помпиду, экспозиции Стейдлик музея, Центра Помпиду, Тейт Модерн и т.д.

24 марта
Лекция 2. Сценография как концепция. Идея «пространства» и пространство выставок. «Дизайн» и концепция.

Появление концепции «пространства» в искусстве авангарда и новаторство выставочной сценографии Э. Лисицкого. Моделирование пространства в опытах Тео ван Дусбурга, Малевича, Лисицкого. Освоение пространства в выставочных опытах Л. Мохой-Надя, Г. Бауэра, и др. Пространство в выставках 1960-х годов. Выставки В. да Мария: материал и пространство. Л. Фонтана и выставки Арте Повера. Ф. Кисслер и его проекты для галереи П. Гугенхейм. Выставочное пространство А. В. Янссенс и Д. Таррелла. Структурное пространство выставок минималистов. Критика театральности.

31 марта
Лекция 3. Выставка как произведение, выставка как зрелище и выставка как исследование.

От выставки-манифеста к выставке-произведению. Выставка «0,10» и ее роль в истории выставок. Выставка сюрреалистов 1938 г.: выставка как произведение. Роль Марселя Дюшана в создании выставок сюрреалистов. От выставки как произведение к концептуализации выставки. Выставки Э. Уорхола и Д. Кошута. Выставка как исследование: «Трактат о черте». Выставка Ю. Дамиша по концептуальному принципу «языковых игр» Л. Витгенштейна.

7 апреля
Лекция 4. Кураторские стратегии в эпоху смены культурных парадигм.

Процессуальность искусства: появление института кураторства. Г. Зееман, 1969 г. «Когда отношения становятся формой...»
Детерриториализация искусства и выставки художников Ленд Арта. Смена «кадра» и актуализация времени. «Телевизуальная выставка» Герри Шума 1969. Дематериализация искусства и выставка Ж.Ф. Лиотара «Нематериальное» 1985 г., Центр Помпиду. Концептуальный поворот: архивация. «Архивная лихорадка» Окуи Энвейзора, 2008 г.
Перспективы: стратегии деколонизации, устойчивого искусства, перформативности. Перформанс в музее и на выставке.

Спикер

Теоретик современного искусства и авангарда, куратор и художник, руководитель ассоциированной программы исследований Дома Наук о человеке в Париже в 2017 г. PhD Университета Париж 8 , ассоциированный исследователь университета Париж 8 с 2011 г. Руководитель программы Международного Колледжа Философии в Париже (2007-2013).
Приглашенный спикер (keynote) V Конгресса ЕАМ (Европейской сети по авангарду и модернизму в Европе) в г. Ренн. Работала
в качестве приглашенного куратора в ММОМА над выставками «Запрещено запрещать» и «Преодоление искусства».

КУРСЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ ВАМ ИНТЕРЕСНЫ

Актуальный комикс

В 2018 году на соискание Букеровской премии была выдвинута графическая новелла Ника Дрнсао «Сабрина». Для российских СМИ это стало сенсацией. На самом деле, комиксы уже давно признаны серьезным искусством. Комикс Watchmen включен журналом Time в список ста лучших литературных произведений ХХ века. А комикс Арта Шпигельмана Maus отмечен журналистской Пулитцеровской премией.
На сегодняшний день комикс официально включен под девятым номером в список видов искусства наряду с живописью, литературой, театром, кино и другими.
Сценарии для комиксов пишут Алан Мур, Алехандро Ходоровски, Нил Гейман. А уж фильмам и сериалам, снятым по комиксам, уже потерян счет.

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.