Новые концепции художественной системы

Новые концепции художественной системы

Курс рассказывает о том, как устроена современная арт-система: под системой искусства подразумевается термин, используемый для обозначения совокупности частей жестко обусловленного комплекса, образованного из многочисленных функциональных элементов, связанных между собой таким образом, чтобы сформировать единый организм, обладающий определенной ценностью. Взаимоотношения художника и институции в этой системе, методы построения отношений с художественными школами, галереями, арт-дилерами, музеями, арт-резиденциями и другими участниками процесса — основная цель и задача этого курса. В рамках курса студенты ознакомятся с историей основных мегапроектов (Биеннале, Manifesta, documenta и другие), получат представление о том, как устроен современный арт-рынок в России и в мире, научатся самопродвижению.

Неотъемлемой составляющей курса являются написание artist statement, составление портфолио и project proposal для подачи заявки в институцию, на портфолио-ревю и пр.

Образовательные результаты

Знание и понимание функционирования системы современного искусства
Понимание основ функционирования современной художественной системы
История мегапроектов
Исследование и анализ основных художественных практик и тем в современном искусстве
Основы функционирования арт рынка
Методы самопродвижения

Профессиональные навыки и компетенции
Умение написать artist statement
Умение составления letter of intent в любую институцию
Умение составления портфолио для участия в portfolio review или для отправки порфолио как приложения при подаче заявки на участие в конкурсах, арт-резиденциях, получение грантов и др.
Получение навыков взаимодействия с институциями в России и за рубежом
Опыт составления и подачи заявки в институцию (арт-резиденцию)
Создание project proposal (проект заявки на опен колл, в резиденцию, грантовую программу и др.)

Форма контроля знания
Защита artist statement
Portfolio review
Составление заявки для подачи в арт-резиденцию
Составление project proposal (состоит из: текстовой концепции проекта, визуального эскиза/скетча проекта, сметы проекта)
ВАЖНО: все тексты в рамках заданий пишутся на русском и английском языках.

ПРОГРАММА КУРСА

Лекции
Лекции 1-2: Введение в художественную систему: участники процесса и их деятельность
• художники
• государственные и частные институции (музеи, образовательные учреждения и др.)
• галереи
• коллекционеры
• патроны
• арт-дилеры
• фонды, некоммерческие организации
• самоорганизованные сообщества
• резиденции
• критики
• кураторы
• культурные работники
• публика
Лекции 3-4: Этика взаимоотношений с производителями искусства; конфликт художника и контрагента: кейсы, пути решения проблемы, предотвращение конфликтов и спорных ситуаций, авторское право, составление договора с институцией. Процесс производства произведения; кураторство, продюсирование
Лекция 5: Искусство и творчество: основные различия. Statement, meta statement и дискурcивный анализ
Лекция 6: Публичный показ произведения искусства: групповая выставка, персональная выставка. Экспозиция, работа с куратором, пресс-службой, дизайнерами и архитекторами в рамках институционального проекта. Самоорганизованные сообщества и DIY
Лекция 7: Художественные практики и области исследования: postcolonial/decolonial studies
Лекции 8-9: Основные резиденции Европы, России, США и Азии
Лекции 10-11: Лекция 8: Арт-рынок: история, галереи, ярмарки, аукционы
Лекции 12-13: История мегапроектов Биеннале, Manifesta, documenta и другие
Лекция 14: Создание и продвижение личного бренда: социальные сети, каналы и др.
Лекция 15: Художественные практики и области исследования: арт-феминизм

Семинары
Лекции-семинары 1-4: Artist statement: что это такое и зачем нужно. Учимся писать о себе правильно*
Лекция-семинар 5-7: Портфолио. Показ проектов студентов и оформление портфолио. Типы портфолио для разных кейсов, подробный разбор*
Семинар 8-10: Motivation Letter. Разбор структуры текста, основные моменты, самые распространенные ошибки*
Семинар 11: Разбор artist statement студентов на английском с примерами работ. Разбор портфолио студентов на английском языке*
Семинар 12: Разбор писем в резиденцию по выбору, просмотр заявок*
Лекция-семинар 13: Самопродвижение (Instagram и агрегаторы)*.
Семинар 14-15-16-17: проект проекта: проект выставки (курирование) или произведения, возможно коллективный проект групповой выставки для всей группы*

Зачет модель II портфолио+cv
Зачет модуль III стейтмент, письмо в резиденцию, project proposal

* к занятию студенты должны выполнить домашнее задание

Преподаватель: Вера Трахтенберг — искусствовед, куратор.
Окончила Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова, исторический факультет, кафедру истории отечественного искусства. Куратор выставок, проекта поддержки молодого искусства СТАРТ (ЦСИ «Винзавод») сезона 2017/2018, сокуратор проекта «Турбулентность» (2020, ярмарка современного искусства Cosmoscow), работала с изданиями EastEast, приглашенный преподаватель в School of Advanced Studies (2021, Тюмень).

Преподаватель курса «Новые концепции художественной системы» в Школе дизайна НИУ ВШЭ. Искусствовед, куратор. Работала в московских музеях (Парк искусств МУЗЕОН, МВО «Манеж», ГЦСИ). С 2015 по 2017 год преподавала в Британской Высшей школе дизайна, с 2018 года — приглашённый преподаватель в Школе Дизайна НИУ ВШЭ.

Подробнее

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.