По вопросам поступления:
Бакалавриат (доб. 709, 704, 715, 710)
Магистратура (доб. 703)
Онлайн-бакалавриат (доб. 709, 711)
Дополнительное образование (Москва — доб. 705, 706, 712, Санкт-Петербург — доб. 701)
Детская школа (доб. 707)
С понедельника по пятницу
с 10:00 до 18:00
По общим вопросам
Пространство, где рождаются шедевры или место обучения учеников художника? Мир одинокого гения или территория сотрудничества многих мастеров? Мастерская художника стала неотъемлемой практикой при создании произведений искусства с эпохи древнего Египта, когда невозможно было в одиночестве воплотить идею огромной статуи или сделать росписи стен храма до истории искусства XX века, когда Матисс приглашает зрителей к размышлению о границах искусства и места, где оно создается.
Мастерская отражает индивидуальность художника. Рафаэль стал первым живописцем, который вовлекал своих учеников в создание подготовительных рисунков, тогда как Леонардо да Винчи и Микеланджело считали это обязанностью самого мастера. Через мастерскую Рембрандта прошли десятки художников, благодаря чему манера Рембрандта стала узнаваемой на художественном рынке Нидерландов XVII века. В мастерской, где рождался кубизм, Пикассо и Брак одновременно были партнерами и соперниками, реализуя новые идеи.
Тема мастерской зачастую являлась и одним из сюжетов творчества художников. Вермеер и Веласкес, Курбе и Гоген изобразили себя и своих коллег в мастерской в процессе создания художественных произведений и оставили нам больше вопросов, чем ответов о том, что именно мы видим на этих картинах. Модели художников – от натурщиков до заказчиков работ – тоже составляли часть пространства, в котором работала мастерская.
Творчество мастера не может существовать в изоляции. Только в XIX веке появляется миф об одиноком гении, который заставляет долгое время воспринимать мастерскую как второстепенное явление, мало влияющее на искусство мастера. Лишь последние десятилетия мастерские стали предметом изучения, что дает все больше понимания, насколько важной была работа мастерских для живописцев и скульпторов, равно как и для заказчиков и зрителей.
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.