Экспериментальная музыкальная композиция: от авангарда к настоящему

Экспериментальная музыкальная композиция: от авангарда к настоящему

Этот курс — погружение в мир звука, где традиционные границы между композицией, технологией и восприятием стираются. Мы начнем с истоков — с пионеров, открывших двери в новую звуковую реальность: Льва Термена, создателя одного из первых электронных инструментов — терменвокса, и Арсения Аврамова, чья "Симфония гудков" стала радикальным жестом индустриального музыкального мышления.

Далее мы проследим развитие идей в Европе, изучая деятельность Groupe de Recherches Musicales (GRM) во Франции и становление музыки конкрет и электроакустической композиции. Будут рассмотрены ключевые фигуры, такие как Пьер Шеффер, Люк Феррари и Бернард Парменьжиани, а также методы работы со звуком вне привычной нотной системы.

Особое внимание будет уделено переходу от студийных экспериментов 50–70-х годов к DIY-подходам конца XX века и современной сцене. Мы рассмотрим, как идея экспериментального звучания трансформировалась в цифровую эпоху, и как лейблы вроде Shelter Press, PAN и Room40 продолжают традицию звукового авангарда, работая на стыке инсталляции, перформанса и аудиодокумента.

Завершающий блок курса посвящен лоу-файной электронике, текучим границам между шумом и мелодией, аналогом и цифрой, а также современным практикам композиции, использующим полевые записи, глитч, кассетную эстетику и отказ от структурной иерархии.

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.