Обмен веществ, или Плагиат без криминала

Обмен веществ, или Плагиат без криминала

В жизни человечества бывают целые эпохи, когда идеи и образы перестают быть оседлыми и курсируют из головы в голову, из страны в страну, из года в год. Они превращаются то в пророчества, то в необъяснимые воспоминания, то в общие сны. Рассматривая сотни работ, которые писали во Франции, в Бельгии, в Австрии, в России с 1890 по 1928, положим, год, обнаруживаешь, что лучшие художники в самых разных углах ловили общие волны этого необыкновенного эфира и думали одни и те же мысли, что вылилось в потрясающий и при этом симфонический взлет искусства на рубеже позапрошлого и прошлого веков.
Но случается метемпсихоз и поинтереснее. Видя микенские глиняные фигурки, созданные, скажем, в XIV веке до н.э., а потом переводя взгляд на традиционные романовские или старооскольские игрушки, вздрагиваешь от изумления, наталкиваясь на поразительные рифмы и повторы.
А еще есть каноны, вариации на тему, пародии и парафразы. Да и плагиат в точном смысле слова — вовсе не такое простое явление. В итоге многомесячных размышлений и догадок автор убедился, что традиционная периодизация истории искусства, границы признанных стилей могут быть сдвинуты, пересмотрены, обновлены.

Преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ. Писатель, редактор, менеджер крупных книжных проектов (Л. Парфёнов. «Намедни. Наша эра. 1946–2010», «Гражданин поэт» и др.).

Подробнее

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.