Чувствоведение, или Искусство чувств

Чувствоведение, или Искусство чувств

Чувства — наш проводник, связывающий внутренний и внешний мир не только друг с другом, но и с самими собой. Чувства позволяют нам ориентироваться во внешней и внутренней реальности, оберегают от опасностей, служат сохранению жизни и здоровья. Но, что не менее важно, чувства позволяют расширять и даже переступать границы нашего «я», то есть, изменяют меру и полноту самой жизни. «Я мыслю — следовательно существую», — сказал Декарт. «Я чувствую — следовательно живу», — можем прибавить мы. Чувствительность, способность испытывать чувства — это и сила, и слабость человека. Чувства — сфера власти и область уязвимости, это зона социальных возможностей и рисков, это ресурс сплочения и разобщения.

Цикл лекций «Чувствоведение, или Искусство чувств» посвящен чувствам в жизни и в искусстве. Казалось бы, о чем тут говорить? Как-то по-другому горевали сто лет назад? Иначе веселились? Да, по-другому. Изъявление не только выражает, обозначает чувства для других, но оказывается той формой, в которой отливается чувство само по себе. Иначе говоря, в зависимости от культуры проявления чувств люди и чувствуют иначе.
Простейший пример: вспомним, как в литературе XVIII и большой части XIX века героини и даже герои то и дело падали в обморок, так сказать, «без чувств»? А в конце позапрошлого века и особенно после первой мировой войны — как отрезало. Разве это не странно? В голливудских фильмах героев, испытывающих непреодолимое волнение, постоянно тошнит. А в отечественном кинематографе такого нет и в помине.

Согласно платоновской философии и христианской теологии ценность чувства заведомо ниже, чем ценность «идей», «понятий», «рассуждений» и т.д. Автор, со своей стороны, глубоко убежден, что есть такие чувства, пережить и выразить которые равносильно обретению смысла жизни.

Люди

Михаил Нисенбаум

писатель, редактор, менеджер крупных книжных проектов (Л. Парфенов. «Намедни. Наша эра. 1946–2010», «Гражданин поэт» и др.)

Подробнее