Юлия Евстратова

Необратимость — фильм, принёсший Гаспару Ноэ мировую известность. Премьера состоялась на 55 Канском кинофестивале в 2002 году. Тогда картина настолько шокировала зрителей, что 250 человек вышло из кинозала во время показа. Некоторым из них понадобилась медицинская помощь.

Такой эффект произвели на них правдоподобные сцены убийства и изнасилования: двадцать ударов по голове огнетушителем и 9-минутные зверства над героиней Моникой Беллуччи.

Хотя именно эти эпизоды запоминаются ярче всего большинству зрителей, фильм Ноэ — это не кино о насилии и жестокости. Они составляют меньшую часть киноленты: всего 2 из 13 смонтированных в обратном порядке эпизодов. Без них вряд ли бы картина получила такую сандальную известность. Да и Гаспар Ноэ не
был собой, если бы не включил в фильм элемент провокацию.

В одном из интервью режиссёр сказал: «Когда снимаешь фильм, то желаешь видимыми свои фантазии, свои сны. А сны часто бывают и страшными, и непристойными. Так же и мое кино. Эту сноведческую часть порой ошибочно принимают за провокацию. Что же касается жестокости в моих фильмах, то что ж, жестокость — это часть нашей жизни, нам приходится быть жестокими (или подвергаться определенной жестокости) даже в обычном споре».

Искусство вышло из зоны комфорта: художники показывают действительность, не украшая ее. Пусть реальность жестокая, отталкивающая, отвратительная, искусство больше не выбирает, какой ей быть.

На момент создания «Необратимости» режиссёр показывал радикальные, даже революционные сцены. Взрослые 30-летние люди прожигают жизнь на тусовках под электронные биты и наркотики. Это сейчас может показаться, если не нормальным, то неудивительным. С этой точки зрения, Гаспар Ноэ оказался пророком.

В фильме нет положительных героев. Никто из них не может быть симпатичен зрителю кроме как внешне. Алекс, которую играет Моника Белуччи, живёт в угоду своим капризам. Ей быстро всё надоедает: и муж, и новый любовник, и тусовки. Она живет моментом, не думая о будущем. Её судьба решается трагически — она будет изнасилована в убогом подземном переходе. Причём изнасилована и
избита до смерти гомосексуалистом, что особенно омерзительно: он ненавидит женщин, презирает их. Он буквально уничтожает красоту, женственность, которые воплощает героиня Беллуччи. Конечно, в таком финале виновата не столько сама Алекс, сколько весь ход событий.

Виноваты также Маркюс, Пьер, и, как-будто, всё течение жизни. Неизбежность финала подчёркивают и выбранное название, и обратный хронологический порядок фильма, и проходящая красной нитью фраза «время уничтожает все». В совокупности все эти приемы нацелены на то, чтобы донести мысль о том, что альтернативного развития событий нет.

В «Необратимости» Ноэ показывает озверевших людей. Они словно
разлучились думать. Разум, абсолют, принцип по которому вершится
судьба — тема фильма Ноэ, и то, что роднит его с фильмом Стенли
Кубрика «космическая Одиссея 2001 года».

Отсылки к творению Кубрика пронизывают «Необратимость». Не случайно героиня Моники Беллуччи Алекс в заключительной сцене фильма сидит под плакатом к фильму «Космическая Одиссея 2001». Причём в кадр он попадает
дважды и камера замедляется, показывая его.

Итак, скандально известный фильм Гаспара Ноэ «Необратимость» — это не фильм об изнасиловании Моники Белуччи или убийстве в гей-клубе. Это фильм о современности, о пороках общества.

Несмотря на то, что Ноэ аргентинец по происхождению, сознательную
жизнь он провёл во Франции. Поэтому он прежде всего французский
режиссёр и поднимает самые острые темы французского общества:
наркотики, сексуальная распущенность, эмигранты.

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.