По вопросам поступления:
Бакалавриат (доб. 709, 704, 715, 710)
Магистратура (доб. 703)
Онлайн-бакалавриат (доб. 709, 711)
Дополнительное образование (Москва — доб. 705, 706, 712, Санкт-Петербург — доб. 701)
Детская школа (доб. 707)
С понедельника по пятницу
с 10:00 до 18:00
По общим вопросам
В рамках Школы дизайна открывается HSE Film School — киношкола, которая объединит в себе все уровни образования: бакалаврский профиль «Кино и видеоарт» программы «Современное искусство», дополнительное образование, аспирантуру и в перспективе — магистратуру. Руководитель HSE Film School — известный режиссер и сценарист Александр Зельдович рассказал о том, почему современное кинообразование требует нового подхода, а также как и чему будут учить в киношколе.
— В рамках Школы дизайна открывается HSE Film School, которая объединит в себе разные уровни образования: бакалавриат, аспирантуру, ДПО, и в перспективе — магистратуру. Какова концепция школы? В чем ее отличие от аналогов?
Александр Зельдович: В нынешней киноиндустрии границы профессий крайне зыбки: режиссер часто сам пишет сценарии, сценарист — становится режиссером, а продюсер самостоятельно ищет и отбирает сценарии. Если раньше режиссер «ходил с мегафоном», был строг и солиден, а продюсер — представлялся с сигарой в зубах и ноги на столе, то сейчас индустрия демократизировалась, роли быстро меняются — часто один человек занят в нескольких проектах в разных ролях. Сегодня в основе образования для режиссеров, сценаристов и продюсеров лежит общее знание, а значит и учить таких профессионалов нужно одинаково. Этот принцип мы воплощаем в рамках бакалаврского обучения на профиле «Кино и видеоарт», который в этом году открывается на программе «Современное искусство» в НИУ ВШЭ.
Актуальное кинообразование помимо специальных профессиональных дисциплин требует немалой общегуманитарной подготовки: осведомленности в современных культурных тенденциях и идеях, которые манифестируются в современном искусстве, формирования культурного бэкграунда, базовых представлений об экономике, социологии, маркетинге, психологии больших групп, развитии гуманитарной аналитической мысли в течение последних ста с лишним лет. Сегодня, начиная любой проект, профессионал должен четко представлять контекст, в котором работает, и средства донесения результата до аудитории. Открытие киношколы именно на базе Вышки дает больше возможностей для развития капитальной общеобразовательной базы для студентов.
— Каких профессионалов вы планируете готовить?
Александр Зельдович: HSE Film School изначально задумывалась как набор возможностей для начала или качественно нового развития карьеры в киноиндустрии для людей разного возраста и различной профессиональной подготовки. Именно поэтому в рамках программы «Современное искусство» мы открыли бакалаврский профиль «Кино и видеоарт» — для выпускников школ. Тем, кто хочет продолжить образование в области кино, мы предложим программу магистратуры. Уже сейчас люди, заинтересованные в серьезном исследовании в области кино и в создании проекта на его основе, могут поступить в Аспирантскую школу по искусству и дизайну, а практикующие профессионалы, которые хотят усовершенствовать свои навыки или значительно расширить набор компетенций, могут выбрать из пула программ дополнительного образования.
— Расскажите подробнее о разных уровнях образования?
Александр Зельдович: В рамках бакалавриата мы предлагаем студентам полный набор технических знаний, необходимых для того, чтобы уверенно себя чувствовать в современной киноиндустрии. Основной принцип — это проектный подход. Когда человек делает полноценный проект, то сталкивается со всеми фазами, которые необходимо пройти, и инструментами, которыми можно пользоваться. Например, если мы говорим о создании фильма, то наши студенты должны попробовать себя на всех этапах производства: от формулирования идеи, подачи заявки, написания синопсиса и сценария, подготовки раскадровки, календаря и сметы, договоров и разрешений, до съемок, а потом монтажа изображения и звука. Кроме того, профессионал должен уметь работать с актерами — представлять себе результат — что ты хочешь получить от игры, уметь сформулировать задачу, понимать, как добиться необходимого.
Важно и представлять основы операторской работы — как на площадке, так и на этапе цветокоррекции, иметь навыки работы со звуком — также на всех этапах — от записи фонограммы, до подбора фактур и сведения. Ну и главное — еще неплохо понимать, реализуемы ли твои идеи в рамках практических возможностей или утопичны.
Объединив инфраструктуру Высшей школы экономики и профессиональный опыт кураторов, мы в состоянии выпускать специалистов, конкурентоспособных на международном уровне. Альфред Хичкок говорил, что режиссер не всегда знает, как снимать, но должен точно знать, как не надо. Этому нужно и можно научить — как избегать ошибок.
— Какие еще проекты студенты будут делать на занятиях в бакалавриате?
Александр Зельдович: Студенты практикуются в монтаже, работают с актерами — например, сдают отрывок из какого-либо известного произведения на площадке, снимут два курсовых документальных фильма и один — дипломный. Важно публично показывать каждый проект — будь то отрывок «на полу» или киноработа — переживание «премьеры» как катастрофического события, ведущего к успеху или провалу — это жестокая школа, но именно это воспитывает внутренний слух.
— Есть ли в HSE Film School необходимая техническая база для того, чтобы реализовать эти проекты?
Александр Зельдович: Сегодня для того, чтобы качественно снимать, существует огромное количество доступных технологий. Конечно, в HSE Film School есть техническая база — студии и необходимое оборудование, а кроме того ряд договоренностей c профессиональными площадками.
— Для поступления на профиль «Кино и видеоарт» (программа «Современное искусство) не требуется проходить дополнительный творческий конкурс. Важны ли изначальный талант и навыки при поступлении?
Александр Зельдович: Если человек поступает к нам, значит он, как минимум, испытывает интерес к сфере кино, а то, как он будет профессионально развиваться дальше, зависит и от нас, и от него. У студента будет возможность найти себя — определиться, хочет ли он заниматься кино или другими вещами, связанными с движущимся изображением: например, рекламой, музыкальными клипами, сериалами. Мы гарантируем, что студент получит достаточное количество навыков, чтобы найти себе применение в профессии.
— Дополнительное образование — это программы, которые позволяют взрослым людям получить новую профессию или значительно повысить квалификацию. Какие программы будут открыты в HSE Film School?
Александр Зельдович: Уже сейчас можно записаться на курс мобильного кино. Кроме того, мы ведем переговоры с Анатолием Васильевым — выдающимся режиссером и, уверен, лучшим в мире педагогом актерского мастерства. Хотим сделать сценарные курсы, ориентированные на написание сериалов и ситкомов. Также мы планируем курс звукорежиссуры для людей, которые занимаются звуком и хотят совершенствоваться в этом направлении. Полезно будет запустить практический курс цветокоррекции.
— А что насчет магистратуры?
Александр Зельдович: Это более долгосрочный план — мы планируем набор только на следующий год. Магистратура даст необходимые знания тем, кто уже успел попробовать силы в области кино, ощутил свою специализацию и хочет более углубленно изучать то, что его интересует, готов воспринимать информацию более детально. Например, если в бакалавриате мы успеваем проговорить набор сведений о способе поиска денег на проект, то в магистратуре нужно уже знать «поляну» — понимать, куда идти.
На всех программы мы планируем приглашать не только российских кураторов-практиков, но и зарубежных преподавателей, специалистов, которые хорошо знают мировой рынок. Идеальная система, когда специальные вещи, типа создания музыкальных клипов или рекламных роликов, преподавал бы человек, который постоянно и успешно работает с этими форматами. Профессионалам как правило хочется делиться опытом и знаниями.
— Как вы видите себе развитие индустрии в ближайшее время?
Александр Зельдович: Вслед за Европой и Америкой, начнет меняться способ донесения контента до публики, происходит сближение производителя с потребителем. Новые способы контакта между теми, кто создает кино, и теми, кто его смотрит, будут давать новые, все более изощренные формы аудиовизуальных произведений.
А демократизация производства и дистрибуции ведет к тому, что человек не будет прибит гвоздями к тому или иному навыку или позиции — наоборот, он будет профессионально подвижен. А раз подвижен, то должен легко ориентироваться в индустрии. Именно этому мы и учим.
Напоминаем, что начало подачи документов на бакалаврский профиль «Кино и видеоарт» программы «Современное искусство» — 20 июня.
Подробности о профиле.
Зарегистрироваться на День открытых дверей (19 мая, 13:00).
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.